На днях в интернете случайно нашёл материал о катастрофе ЯК -12 возле Ирбея.

И память унесла меня в детство, семидесятые. Ирбей, Интернациональная, хмурый, пасмурный день. Ребята с Интернациональной сидят на заборе Сидоровых и наблюдают как над Ирбейской горой летит самолёт. Самолёт взлетел с аэродрома, что был за улицей Лесной. Летел он низко, в сторону Красноярска. Мы за ним наблюдали, самолёт вдруг исчез и мы увидели дым. Мы поняли что самолёт упал. Ребята с Интернациональной оседлали велосипеды и поехали на дым. Нам казалось что самолёт упал недалеко, в районе Рыбинского мостика. На деле оказалось что он упал примерно на полпути к Верхней Ури. Но мы доехали. Картина была страшная. Обломки самолёта лежали в десяти метрах от дороги, как будто лётчик хотел посадить самолёт на автодорогу. Дымились колёса шасси, лежало 2 обгоревших трупа. В воздухе стоял запах горелого мяса. Сейчас на месте авиакатастрофы нет даже памятного знака. Как будто её не было.
Катастрофа Як-12 Красноярского УГА в районе Ирбейского
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 августа 1970 г.
Время: 19:30
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Ирбейский район, близ села Ирбейское
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-72781
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, 2-й Красноярский ОАО
Описание
Пилот 188 летного отряда Красноярского ОАО Подтеребов В.Т. выполнял санитарное задание по доставке в а/п Ирбейское двух врачей из Красноярска на срочную операцию в районную больницу села Ирбейское. Взлет в а/п Красноярск произведен в 08:19 мск. Самолет произвел посадку в а/п Ирбейское в 09:25. После посадки врачи (хирург и анестезиолог) отправились в райбольницу, где провели хирургическую операцию, а пилот остался в аэропорту. После окончания операции главный врач Ирбейской больницы организовал в больнице обед с распитием спиртных напитков (водки и спирта). На обед также пригласили и пилота Подтеребова. По показаниям главврача, за обедом пилот от употребления спиртных напитков отказался. После обеда все четверо направились в аэропорт. По пути они заехали на реку Кан искупаться. Купание в реке сопровождалось выпивкой, в которой принял участие и пилот.
В 15:06, в аэропорту, в присутствии Подтеребова, радист-информатор площадки передал в МДП а/п Канск, что в районе Ирбейского гроза, и запросил распоряжение на дальнейшую работу и возможность выпуска борта №72781. На этот запрос поступило указание МДП: «До завтра, борту - ночевка». Пилот это указание слышал, но в дальнейшем заявил радисту, что, выполняя санзадание, имеет право самостоятельно принимать решение на вылет, а также, что погода вылету не препятствует, что гроза внутримассовая и горизонт в направлении полета открыт. Радист, не разбиравшийся в правилах выполнения санитарных заданий, не препятствовал вылету, хотя чувствовал от врачей запах спиртного.
Взлет произведен в 15:20 мск. После взлета пилот вышел на связь с МДП а/п Канск и доложил о вылете, на что получил распоряжение: «Уяр, связь с Красноярском доложить, до связи». По показаниям очевидцев, самолет в полете проделывал недопустимые эволюции - горки, пикирования. При одном из резких снижений примерно через 10 минут полета самолет столкнулся с землей на пшеничном поле, разрушился и сгорел. Один из пассажиров (врач-хирург) извлечен из под обломков местными жителями и доставлен в больницу, но скончался через 3,5 часа после происшествия, не приходя в сознание. Пилот и второй врач погибли на месте.
Столкновение с землей произошло под углом около 20°. После удара основными шасси, воздушным винтом и двигателем о пашню самолет взмыл, ударившись о землю хвостовым колесом, после чего упал на пашню и продвинулся около 40 м, разрушаясь. На месте остановки самолет сгорел.
В крови пилота обнаружено содержание 7,4‰ алкоголя, в моче 3,7‰, что соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения.
Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле 0
Всего погибших 3
Подробности происшествия
Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании
Сведения о воздушном судне
Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-72781
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.03.1957
Заводской номер ВС 22531
Наработка ВС (часы) 5602
Наработка ВС (циклы) 10041
Силовая установка ИС31504
Сведения о рейсе
Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, 2-й Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ирбейское
Пункт назначения Красноярск (Северный)
Начальный пункт маршрута Ирбейское
Конечный пункт маршрута Красноярск (Северный)
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП Причиной катастрофы явилась преступная недисциплинированность пилота Подтеребова В.Т., допустившего употребление спиртных напитков и выполнение недозволенных эволюций на малой высоте.
Происшествию способствовали:
- низкая организация санитарных полетов в Красноярском ОАО и отсутствие должной воспитательной работы с летным составом;
- недисциплинированность главного врача Ирбейской райбольницы и врачей Красноярской райбольницы, организовавших распитие спиртных напитков при исполнении служебных обязанностей с участием пилота.
Дополнение
Сведения об экипаже пилот Подтеребов Владимир Тимофеевич
Примечание airdisaster.ru Источники информации

Комментарии

  • 20 авг 2015 14:18
    Я был очевидцем этой катастрофы. Мы с братом мыли машину на "повороте" (Аэродроме) и видели как они купались и отдыхали на берегу. Затем уже дома с крыльца видел как над горой самолет шел то к земле, то поднимался вверх. Но это было после молнии. Затем с братом подъехали на место падения. Все описано верно.
  • 30 окт 2015 09:13
    Я с отцом  видели над полем самолет,в  5-7 километров был наш покос.Потом самолет пошел вниз,удара не было слышно,но повалил черный дым высоко.Где то через полчаса, проезжая мимо того места, видели сгоревшие остатки того самолета.
  • 21 апр 2020 03:30
    Напился ,а там и Овось подкрался