Библиотека Ислама от а до я
13 дек 2022

Есть и пить стоя можно?

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Существуют хадисы в которых Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) запретил пить стоя. Например, Муслим (2024, 2025) передал от Анаса и Абу Саида аль Худри, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) запретил пить стоя.
Но существует и другие хадисы, в которых говорится, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил стоя, например:
Аль Бухари 1637, и Муслим 2027 передали, что Ибн Масуд сказал: «Я принес воды для Посланника Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) из Зам Зама и он выпил ее стоя».
Бухари 5615 передал от Али, что он пил стоя и затем сказал: «Некоторые люди сказали, что пить стоя макрух, но я видел Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) поступившим как я».
Ахмад 797 передал, что Али ибн Абу Талиб пил стоя, и люди смотрели на него как бы осуждая. Он сказал: «Почему вы так смотрите? Если я пил стоя, я видел, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил стоя и я пил сидя, если я видел, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил сидя». Ахмад Шаакир сказал в Тахгиг аль Муснад: «Иснад сахих».
Тирмизи (1881) передал, что ибн Умар сказал: «Мы кушали во времена Посланника Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) когда ходили, и пили стоя». Оценен как сахих Альбани в Сахих Тирмизи.
Ученые сказали, что запрет указанный в этих хадисах не говорит о хараме, но это следует понимать как совет, и лучше пить сидя. Хадисы говорящие о том, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил стоя указывают на дозволенность этого.
Ан-Навави сказал: «Нет противоречия в этих хадисах, хвала Аллаху, и ни один из них не является даиф (слабым). Все они сахих. Правильное мнение, это то, что запрет должен пониматься как то, что не приятное. Тот факт, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил стоя указывает на разрешенность. Это все что нужно сказать по этому вопросу.
Если будет спрошено: «Как может быть макрухом, то что делал Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует)?», то ответом будет то, что он поступал так, чтобы показать на разрешенность, и тогда это не макрух, он был обязан показать и объяснить это, и как это может быть макрухом? Доказано, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) совершал вуду омывая каждую часть тела только один раз, и что он делал обхдод каабы на верблюде - и не смотря на это ученые единогласны, что лучше совершая вуду мыть орган по три раза и что лучше совершить таваф пешком. Подобных примеров много.
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) показывал, что-то что дозволено один раз или несколько, но он настаивал на следовании лучшему. Поэтому обычно он беря вуду, мыл каждую часть тела по три раза, и обычно он совершал таваф пешком, и пил сидя. Это ясно, и не дложно путать кого либо, кто имеет хоть небольшие познания. И Аллаху известно лучше.
Это мнение о хадисах было предложено Хаттаби, Ибн Баттаал, ат Табари и другими.
Ибн Хаджар сказал в Фатх аль Бари: «Это лучшее и более сильное объяснение, и наиболее удаленное от противоречий».
Сказано в Фатава альЛажна аль Даима (22:133): «Основное правило это то, что следует пить сидя, но можно пить и стоя. Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) поступал и так и так, чтобы показать на возможность выбора».
Что касается еды стоя, то не пришло ничего достоверного от Посланника Аллаха, что указывало бы на запретность или нежелательность этого.
Доказывают те, кто считают это нежелательным, следующими хадисами:
- От Анаса ибн Малика, что он сказал: «Запретил Посланник Аллаха, мир ему, пить стоя». Сказал Катада, табиин рассказывавший от Малика: «Мы сказали ему: «А что ты скажешь касательно есть стоя?» Он сказал: «Это еще хуже». Этот хадис передал Муслим (3772), и другие имамы.
В этом хадисе нет доказательства на запретность или нежелательность еды стоя, поскольку очевидно из контекста хадиса, что лишь в первом случае Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал от Посланника Аллаха, мир ему, однако в том, что касательно еды стоя, Анас высказал свое мнение. И известно, что слово сподвижника не считается доводом само по себе, тем более, когда ему что-либо противоречит (как это придет позднее).
- Также от Анаса Ибн Малик пришел хадис: «Запретил Посланник Аллаха пить и есть стоя...».
И этот хадис – слабый, по причине слабости передатчика Матар аль-Варрак, см. «ас-Сильсиля ас-сохиха», шейха Альбани, 177.
И передал имам ат-Тирмизи с достоверным иснадом от Ибн Умара, что тот сказал: «Мы кушали на ходу во времена Посланника Аллаха, мир ему». см. Тирмизи, 1881, шейх Альбани назвал достоверным.
Таким образом, известно, что основа в таких вещах – дозволенность, и не пришло ничего достоверного в Сунне, что указывало бы на запрещенность или нежелательность есть стоя, и напротив, пришло то, что подкреплепляет дозволенность этого, поэтому, хвала Аллаху становится ясным этот момент.
И передали многие ученые единогласное мнение на дозволенность есть стоя.
Сказал имам аль-Мазири, и процитировал его и признал эти слова имам Ибн Хаджар аль Аскалани: «Нет разногласий между учеными в дозволенности есть стоя» см. «Фатхуль бари», 10-83.
Сказал имам аль-Карафи: «Нет разногласий в разрешенности есть стоя» см. «Аз-захира», 13-259.
А Аллах знает лучше.

Комментарии