Хутба двадцать седьмая Намаз больного и путника وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاَةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُّبِينًا (Ан-Ниса, 4/101) وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): صَدَقَةٌ تَصَدَّقَ اللّهُ بِهَا عَلَيْكُمْ فَاَقْبَلُوا صَدَقَتَهُ (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1976 № 686) Уважаемые братья мусульмане, основным видом поклонения в нашей великой религии Ислам является намаз. Именно о намазе будет в первую очередь спрошено у раба в День Великого Суда. Намаз, являющийся началом всякого блага, – это основа религии, свет очей верующего и его вознесение (ми’радж). Каждый мусульманин должен привести свою жизнь в полное соответствие с намазом. Мусульманин, пренебрегающий намазом, губит как свою мирскую, так и вечную жизнь. Наша религия предписывает нам обязательное совершение намаза, а также создает условия для облегчения выполнения этого поклонения. Поэтому намаз, не пропуская, может совершать даже больной, ведь, если у человека нет сил совершать намаз стоя, он может сделать это сидя и даже лежа, делая движения намаза не телом, а головой и глазами. Если человек не в силах делать и этого, то, в случае его смерти, на нем не будет греха за пропущенные по причине тяжелого состояния намазы. Если он выздоровеет, то должен будет восполнить пропущенные намазы. Если таков взгляд нашей религии на намаз больных, то те, кто, будучи здоровым, пренебрегает намазом, должны сильно задуматься над тем, что станет с ними завтра в День Великого Суда. Уважаемые братья мусульмане, в нашей великой религии Ислам предусмотрены облегчения в совершении намаза и для тех, кто находится в пути. Например, если мусульманин, находящийся в пути, застает месяц Рамадан, он может не держать пост в пути, а поститься позже. На него не возлагаются также пятничные и праздничные молитвы, а также жертвоприношение. Однако, если он сам пожелает совершать эти поклонения в пути, это разрешается. То же самое касается выполняемого вместо тахарата масиха, который считается действительным на протяжении трех дней, то есть 72 часов. В таком случае, кто же является путником? Как должен совершать намаз человек, находящийся в пути? В соответствии с нашей религией, путником является тот, кто покидает свой родной город более чем на три дня. Продолжительность пути и расстояние должны соответствовать тому, что проделает пеший или мореплаватель при среднем ветре за три дня. Это составляет примерно 18 часов и 90 километров. Эти значения остаются неизменными для всех видов транспорта. Если человек, являющийся совершеннолетним и свободным, выходит в путь на такое расстояние, то он становится путником после того, как покидает родной город. Путник имеет право сокращать в пути свой намаз и совершать вместо четырех два ракаата. Это является обязательным. Совершать вместо этого не два, а четыре ракаата, является порицаемым. Те, кто совершают в пути вместо четырех обязательных не два, а четыре ракаата намаза, совершают грех и лишают себя пророческого заступничества. Неизменными остаются лишь утренний, вечерний и витр намазы. Сунна совершается в соответствии с личным усмотрением верующего. Путник перестает быть путником только тогда, когда планирует остаться в пункте назначения более пятнадцати дней, и тогда, когда условия проживания соответствуют этому. Человек перестает быть путником, когда вновь вступает на территорию родного города. Если путник будет совершать намаз за имамом, не находящимся в пути, он выполняет намаз также, как и имам, то есть, не изменяя его. Если за имамом, находящимся в пути, будут следовать местные жители, то после того как имам отдаст «салям», они должны встать и продолжить намаз до четырех ракаатов. Если кто-то покидает свой родной город или страну и становится гражданином другой страны, обзаводится там семьей и жильем, он также перестает быть путником. Если человек возвращается на свою прежнюю родину, то все равно является путником. Так как, когда Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся из Медины в родную Мекку, то вместо четырех ракаатов обязательного намаза, совершил два ракаата, а тем, кто совершал намаз за ним, сказал: «Заканчивайте свой намаз и вы, ибо мы путники». («Книга Фикха Четырех Мазхабов» том 1:428) Уважаемые братья мусульмане, сокращение намаза в пути, подтверждается аятами Священного Корана, Сунной Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и единым мнением совета алимов. В аяте, который я прочитал в начале хутбы, Всевышний Аллах повелевает: وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاَةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُّبِينً «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить салят, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные – ваши явные враги». (Ан-Ниса, 4/101) В этом аяте говорится не только о намазе путника, но и о намазе при опасности. («Религия Истины Язык Корана» том 2:1441) Рассказывает Йа’ла (радыйаллаху анху): «Однажды я спросил Умара бин Аль-Хаттаба: «Всевышний Аллах повелевает в Коране: «Если вы опасаетесь, что неверные причинят вам во время намаза какое-то зло, нет ничего страшного в том, что вы сократите его», однако сейчас мы живем в безопасности». На это Умар (радыйаллаху анху) ответил мне следующее: «Однажды я спросил Пророка о том же. Он ответил: «Это снисхождение к вам Аллаха, и Его вам милостыня. Поэтому не пренебрегате Его милостыней». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1976 № 686) В хадисе, который передает мать правоверных Айша (радыйаллаху анха), говорится: «В первые годы Ислама во времена опасности и в пути вместо четырех совершалось два ракаата намаза, позже сокращаться стал лишь намаз путника». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1971 № 685) В предании от ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится: «Аллах языком вашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает вам совершение во время опасности четырех, и в пути – двух ракаатов намаза». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1977 № 687) Поэтому, уважаемые братья мусульмане, как мы видим, сокращение четырех ракаатов обязательного намаза до двух ракаатов – это не только великая милость нашего Господа, но и повеление. Умный и искренний мусульманин никогда не выйдет за рамки, установленные нашей религией. Нельзя забывать, что счастье и умиротворение найдет лишь тот, кто будет покорен Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям). ... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ وَأَطِيعُوا اللّهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ (Али Имран, 3/132) Автор: Имам-хатыб Омар Озтоп Книга: «52 Пятничные проповеди на каждую неделю года» Источник: http://azan.kz/islam/blog/id/5803.html
ИСЛАМ НУРУ
Пятничные Хутбы: Намаз больного и путника
Хутба двадцать седьмая
Намаз больного и путника
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاَةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُّبِينًا
(Ан-Ниса, 4/101)
وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): صَدَقَةٌ تَصَدَّقَ اللّهُ بِهَا عَلَيْكُمْ فَاَقْبَلُوا صَدَقَتَهُ
(Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1976 № 686)
Уважаемые братья мусульмане, основным видом поклонения в нашей великой религии Ислам является намаз. Именно о намазе будет в первую очередь спрошено у раба в День Великого Суда. Намаз, являющийся началом всякого блага, – это основа религии, свет очей верующего и его вознесение (ми’радж). Каждый мусульманин должен привести свою жизнь в полное соответствие с намазом. Мусульманин, пренебрегающий намазом, губит как свою мирскую, так и вечную жизнь.
Наша религия предписывает нам обязательное совершение намаза, а также создает условия для облегчения выполнения этого поклонения. Поэтому намаз, не пропуская, может совершать даже больной, ведь, если у человека нет сил совершать намаз стоя, он может сделать это сидя и даже лежа, делая движения намаза не телом, а головой и глазами. Если человек не в силах делать и этого, то, в случае его смерти, на нем не будет греха за пропущенные по причине тяжелого состояния намазы. Если он выздоровеет, то должен будет восполнить пропущенные намазы.
Если таков взгляд нашей религии на намаз больных, то те, кто, будучи здоровым, пренебрегает намазом, должны сильно задуматься над тем, что станет с ними завтра в День Великого Суда.
Уважаемые братья мусульмане, в нашей великой религии Ислам предусмотрены облегчения в совершении намаза и для тех, кто находится в пути.
Например, если мусульманин, находящийся в пути, застает месяц Рамадан, он может не держать пост в пути, а поститься позже. На него не возлагаются также пятничные и праздничные молитвы, а также жертвоприношение. Однако, если он сам пожелает совершать эти поклонения в пути, это разрешается. То же самое касается выполняемого вместо тахарата масиха, который считается действительным на протяжении трех дней, то есть 72 часов.
В таком случае, кто же является путником? Как должен совершать намаз человек, находящийся в пути?
В соответствии с нашей религией, путником является тот, кто покидает свой родной город более чем на три дня.
Продолжительность пути и расстояние должны соответствовать тому, что проделает пеший или мореплаватель при среднем ветре за три дня. Это составляет примерно 18 часов и 90 километров. Эти значения остаются неизменными для всех видов транспорта.
Если человек, являющийся совершеннолетним и свободным, выходит в путь на такое расстояние, то он становится путником после того, как покидает родной город.
Путник имеет право сокращать в пути свой намаз и совершать вместо четырех два ракаата. Это является обязательным. Совершать вместо этого не два, а четыре ракаата, является порицаемым. Те, кто совершают в пути вместо четырех обязательных не два, а четыре ракаата намаза, совершают грех и лишают себя пророческого заступничества. Неизменными остаются лишь утренний, вечерний и витр намазы. Сунна совершается в соответствии с личным усмотрением верующего.
Путник перестает быть путником только тогда, когда планирует остаться в пункте назначения более пятнадцати дней, и тогда, когда условия проживания соответствуют этому. Человек перестает быть путником, когда вновь вступает на территорию родного города.
Если путник будет совершать намаз за имамом, не находящимся в пути, он выполняет намаз также, как и имам, то есть, не изменяя его. Если за имамом, находящимся в пути, будут следовать местные жители, то после того как имам отдаст «салям», они должны встать и продолжить намаз до четырех ракаатов.
Если кто-то покидает свой родной город или страну и становится гражданином другой страны, обзаводится там семьей и жильем, он также перестает быть путником. Если человек возвращается на свою прежнюю родину, то все равно является путником. Так как, когда Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся из Медины в родную Мекку, то вместо четырех ракаатов обязательного намаза, совершил два ракаата, а тем, кто совершал намаз за ним, сказал:
«Заканчивайте свой намаз и вы, ибо мы путники». («Книга Фикха Четырех Мазхабов» том 1:428)
Уважаемые братья мусульмане, сокращение намаза в пути, подтверждается аятами Священного Корана, Сунной Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и единым мнением совета алимов.
В аяте, который я прочитал в начале хутбы, Всевышний Аллах повелевает:
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلاَةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُّبِينً
«Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить салят, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные – ваши явные враги». (Ан-Ниса, 4/101)
В этом аяте говорится не только о намазе путника, но и о намазе при опасности. («Религия Истины Язык Корана» том 2:1441)
Рассказывает Йа’ла (радыйаллаху анху): «Однажды я спросил Умара бин Аль-Хаттаба: «Всевышний Аллах повелевает в Коране: «Если вы опасаетесь, что неверные причинят вам во время намаза какое-то зло, нет ничего страшного в том, что вы сократите его», однако сейчас мы живем в безопасности». На это Умар (радыйаллаху анху) ответил мне следующее:
«Однажды я спросил Пророка о том же. Он ответил:
«Это снисхождение к вам Аллаха, и Его вам милостыня. Поэтому не пренебрегате Его милостыней». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1976 № 686)
В хадисе, который передает мать правоверных Айша (радыйаллаху анха), говорится:
«В первые годы Ислама во времена опасности и в пути вместо четырех совершалось два ракаата намаза, позже сокращаться стал лишь намаз путника». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1971 № 685)
В предании от ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится:
«Аллах языком вашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает вам совершение во время опасности четырех, и в пути – двух ракаатов намаза». (Муслим и Шархи «Китаб ас-Салят Аль-Мусафирин» том 4: 1977 № 687)
Поэтому, уважаемые братья мусульмане, как мы видим, сокращение четырех ракаатов обязательного намаза до двух ракаатов – это не только великая милость нашего Господа, но и повеление. Умный и искренний мусульманин никогда не выйдет за рамки, установленные нашей религией. Нельзя забывать, что счастье и умиротворение найдет лишь тот, кто будет покорен Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям).
... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ
وَأَطِيعُوا اللّهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
(Али Имран, 3/132)
Автор: Имам-хатыб Омар Озтоп
Книга: «52 Пятничные проповеди на каждую неделю года»
Источник: http://azan.kz/islam/blog/id/5803.html