История калужского общественного транспорта...

(по материалам Валерия Продувнова...) Продолжение.

Кадр из кинохроники 1949 года. Трофейный автобус Opel-BLIZ на улице им. Кирова.
Трофейный "Мерседес-Бенц".
"Руины" автобуса "Шевроле школьный".
Автобус ЗИС-154.1948 год.
Автобус ЗИС-8 на площади им. Ленина в 1954 году.
Автобусы ЗИС-155 на площади Ленина в 1954 году. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

После освобождения города от оккупации и до осени 1942 года никакого общественного транспорта в городе не было. На весь город тогда было чуть более десятка грузовых автомобилей, на большинстве из которых стояли газогенераторные двигатели.

С конца 1942 года, как утверждают некоторые старожилы, по городу стал ходить «огромный трофейный автобус с рулевым колесом на радиаторе». Спасибо жителю Сухиничского района Александру Ивановичу Чечулину и калужанину Ивану Алексеевичу Потапову. По их воспоминаниям удалось установить, что это был трофейный штабной "Мерседес-Бенц" LO 3750 (обр. 1936 г.), 6 цилиндров, 42 места, 3,75 т. Он был захвачен в Сухиничах войсками К. К. Рокоссовского в результате зимнего наступления 1941-1942 годов, а позже его перегнали в Калугу. Его дальнейшая судьба неведома.

ИЗ СТАРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ – НОВЫЕ МАШИНЫ
Теперь обратимся к текстам газеты «Коммуна». 16 апреля 1943 года она сообщала: «Коллектив автотранспортной конторы упорно работает над увеличением числа автомашин, за счет их реставрации и сбора из старых частей. К 1 Мая будет закончено оборудование и выпускается в эксплуатацию газогенераторный пассажирский автобус, который будет курсировать от Калуги до Перемышля». А в газете за 13 июня 1943 года сообщалось: «В Калуге накануне возобновлено автобусное движение. Курсирует один газогенераторный автобус по маршруту от площади Ленина до вокзала в часы прихода и отхода пассажирских поездов. В ближайшие дни автотранспортная контора получает второй автобус, который будет курсировать по тому же маршруту».

ВМЕСТО БЕНЗИНА – ДРОВА
В связи с нехваткой бензина в военное лихолетье в СССР получили широкое распространение газогенераторные двигатели Стерлинга, способные ездить даже на дровах. Не избежал подобной модернизации и калужский автобус. Сзади к нему присоединили двухосную тележку с газогенераторной установкой, из которой по шлангу в мотор поступал газ. Эта установка работала как на торфе, так и на деревянных чурках (на 100 км нужно было 100 кг чурок), которыми установка заправлялась на конечных станциях. Установку, внешне похожую на походную полевую кухню, опутывали колючей проволокой, чтобы ребятишки не цеплялись к ней своими санками и самокатами. Вот такой агрегат и служил моим землякам в трудные годы. Сохранились кадры кинохроники от 1949 года, где по нашему городу курсирует трофейный автобус Opel Bliz. Он тоже получил сначала газогенераторную установку. Куда потом делся этот автобус – неизвестно. Его сменили ленд-лизовские «Шевроле-School Bus» образца 1940 г. После Победы в ВОВ в комплектации нашего автобусного парка сложилась следующая ситуация. О ней можно судить по протоколу №4 заседания горисполкома от 30 января 1945 года «Об организации городского движения: В настоящее время по Калужскому району работает 4 отечественных автобуса (ЗИС-8) и 6 машин «Шевроле». Из них в Калуге – 3 автобуса (маршрут «Вокзал – Облисполком – Пушкинская ул.» – 5 км); «Шевроле» – 1 шт. работает по маршруту Калуга – Перемышль. Прослужили американские автобусы калужанам до конца 40-х годов. После чего, согласно подписанному СССР договору о поставках по ленд-лизу, вся полученная в годы войны помощь (и техника в том числе) подлежала возвращению в США.

ПОБЕДНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ АВТОПАРКА
В феврале 1949 года газета «Знамя» опубликовала отчёт председателя горисполкома Г. Хубаева. «В 1948 году правительством страны было выделено городу 3 новых автобуса, а на 1949-й выделено ещё 5. Автобусный парк будет теперь иметь не менее 15 новых и капитально отремонтированных автобусов». И в 1950 году в Калуге уже 22 автобуса и 13 грузо-пассажирских такси. Об этом сообщала газета «Знамя» за 4 ноября 1950 г. Далее имеем информацию из протокола №52 исполкома от 17.12.1952: «По трём маршрутам работало 17 автобусов + 1 (в час пик) + 1 (резервный)». А в газете за 18 января 1953 года уже сказано, что за последние два года количество автобусов в Калуге выросло с 24 небольших автобусов до 34 машин вместительностью 60 пассажиров. Здесь необходимо сказать, что с 1947 года в Калугу уже начали поступать новые отечественные автобусы ЗИС-154 (очень похож на автобус фирмы «Дженерал Моторс» Old Look модели 1940 года). В этом автобусе было 34 места для сидения и 26 стоячих. ЗИС-154 имел ряд конструктивных недостатков. Например, добраться до трансмиссии было практически невозможно, и если происходила даже незначительная поломка, отремонтировать машину на маршруте не могли. Поэтому в 1951 году в наш город стали поступать усовершенствованные – ЗИС-155 с 28 местами для сидения и 24 для проезда стоя. Материал подготовил Юрий Юрьевич Юрьев. Продолжение следует.
https://vk.com/wall385626794_12872

Комментарии