Одежда черноморских казаков.

Одежда черноморских казаков, один из вариантов восточнославянской народной одежды. Основной верхней наплечной одежды черноморца являлась свита. Она имелась практически у каждого казака и шилась из сукна разных цветов, иногда из грубого холста или парусины. Повседневную одежду большинства казаков составляли сермяжные свиты, то есть сшитые из домотканого некрашеного грубого сукна, преимущественно серого или черного цвета, изредка белого. Часть рядовых казаков имела свиты из голубого, зеленого, темно-зеленого, вишневого, желтого сукна. Но среди «цветных» свит преобладали синие. Зажиточные казаки и старшина предпочитали дорогие импортные материалы («алицкая систа», «браславское сукно»), такие, как: «свита тонкой синей систы, обложена вокруг золотых позументом, полы и рукава подбиты красною тафтою», «свита синей скети, обложена серебряным позументом», «свита моревого сукна с искрою, подбита на полах тафтою, обложена золотым шнурком», «свита вишневого сукна, полы подбиты обером, обложена золотым узеньким бузументом». О некоторых конструктивных деталях казачьих свит конца XVIII – начала XIX века можно судить из распоряжения войсковых канцелярий 1837. Готовясь к встрече императора, куренные атаманы и казаки должны были нашить свиты «прежнего старинного казачьего покрою, темно-синего сукна с отворотами воротников до пояса, длиною до колен». В комплект одежды входил кафтан голубой китайки со стоячим воротником и шаровары синего сукна «обыкновенного казачьего покроя».
В конце XVIII – начале XIX века казаки носили и татарскую одежду, называя ее «свиты ногайские», «свиты татарские», но чаще для обозначения использовалось слово «чекмень». Чекменем в этот период называли и одежду адыгов, однако больше были распространены выражения «черкеска» и «свиты черкесские». Черкески у казаков встречались довольно редко. Например, из ста казаков, участников Персидского похода, их имели всего два человека. Заметное распространение черкесок наблюдается во второй половине 20-х годов XIX веков (прежде всего среди казачьих офицеров). В 1831 году атаман Заводский издает приказ: «Строго запрещается ввиду начальства или при отправлении службы носить черкесские свиты и тому подобное не приличное одеяние, которое, равно как и шапки, могут только кому угодно носить в частной жизни и хуторам или на кордонах, залогах и т.п. службах».
По словам И.Д. Попко, относящимся к середине XIX века, вне строя, «в походном и домашнем быту казаки носят черкесскую одежду…». Наблюдение И.Д. Попко отражает, вероятно, общую картину, ибо Ф.А. Щербина, вспоминая свои детские годы (конец 50-х г.г. XIX века, отмечал, что в станице Новодеревянковской «черкески еще не были в быту». По документам и изобразительным источникам свиты прослеживаются в одежде черноморцев всю первую половину XIX века, а в одежде иногородних и дальше. В конце XVIII – первой четверти XIX века, черноморские казаки носили и юбки – короткие мужские куртки. Но особого распространения в Черномории они не получили. Вот несколько характеристик: «юпка сукна тонкого красного турецка», «юпка китайчата зеленая» (кожушок – короткая кожаная куртка из овчины), «юпка черного сукна».
В отношении штанов черноморских казаков можно выделить по документам три показателя: материал, цвет, тип. По материалу: «китаевые, парусовые, бумажные, плисовые, суконные, хрящевые»; по цвету преобладали серые, синие, голубые; по типу – штаны-шаровары и штаны портные. Основной материал – холст и сукно. Широкое распространение имели «хрящевые штаны», т.е. пошитые из грубого дешевого холста. У богатых казаков на суконных шароварах встречается подкладка «тонкого ивановского холста». Изредка отмечена обшивка штанов кожей. Очевидно, уже в первой четверти XIX века, в связи с распространением узких шаровар «немецкого» типа, выходят из употребления широкие шаровары на манер восточных «шельвар». В документах начала 20-х годов XIX века встречаются лишь единичные упоминания о шароварах, сшитых на «прежний манер».
Кафтаны не получили широкого распространения (очевидно, по экономическим обстоятельствам). Предположительно они имелись у каждого пятого казака. Характеристики их весьма лаконичны: красного сукна, ситцевый, нанковый, бумажный, «затрепезный», фабричный; по цвету преобладали синие, голубые, зеленые. В гардеробе войскового судьи А. Головатого было три кафтана: кофейного цвета, зеленой материи, «называемой есомашнею», кафтан зеленого сукна систевого. Три характеристики кафтанов разных лет: 1795 год – «кафтан шелковый белый с малыми желтыми круглыми квятками, подбитый набойкой»; 1801 год – «кафтан атласный голубой, подбитый полуситцем»; 1822 год – «кафтан гладкого штофу, алого цвета с желтой ситцевой подкладкой, сшитый на донской манер, длиною до колен»; «такой же кафтан штофной с розовыми и желтыми квятками, длиною пониже колен, с ситцевой темной подкладкой.
Можно предположить, что большинство черноморцев надевали свиты прямо на рубашки. Первоначально казаки носили традиционные украинские рубахи – «голошейки» с разными типа горловинами. Однако в начале 1799 года атаман Т. Котляревский констатировал, что «многие атаманы и казаки вопреки древнему обряду обвязывают шею галстуками, носят рубашки с длинными воротниками и манжетами…». Несмотря на распространение бешметов, употребление вместе с черкесками рубашек с отложными остроугольными воротниками встречалось еще в середине XIX века.
Черноморцы в конце XVIII – начале XIX века носили следующие пояса: холщовые, шерстяные, плетенные, зеленые полушалевые, камлотовые бумажные, каламайковые; изредка – «серебряные литые турецкие работы». У А. Головатого было 5 поясов: 3 персидских, «не разрезанных золотом», «сутозолотый с золотыми кистями» и «серебряный вытчастой без кистей». В этот период еще встречаются чересы. Начиная с 20-х годов XIX века, широко распространяются «кушаки ременные» с металлическим прибором.
Обувь – сапоги, постолы, черевики, чоботы. Не вполне ясно значение последнего слова в казачьей лексике конца XVIII века. В ряде случаев их называют сапоги, в других – обувь иного типа, возможно башмаки. Может быть, это сапоги без «халяв». Сапоги были двух типов: цветные мягкие из сафьяна и грубые юфтовые. Очень много «сапог солдатских», встречаются «на немецкий манер», но цветные сапоги были большой редкостью. Ряд казаков носили русские коты. В 20-е годы XIX века, наряду с сапогами, появляются башмаки и «щыблеты». Все шире входят в обиход чувяки (в конце XVIII века черкесскую обувь называли «черевики»). Некоторые из них изготовлялись из кожи диких кабанов щетиной наружу. Часть казаков носили онучи (длиной 1,5 аршина) и чулки.
Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы серых и черных слушков, низкие крутые шапки с узким (10-12 см) меховым вертикальным околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса. Вероятно часть зажиточных казаков носили в качестве народного убора шапки типа мегерок (изображение мегерок есть на войсковым и куренных печатях; возможно выражение «шапка казацка» обозначало этот головной убор). На печатях имеется изображение головного убора с узким околышем и высокой грушевидной тульей, состоящей из нескольких долек. По форме он подобен митре. Шапки такого рода бывали у крымских татар, ногайцев, а также адыгов и ряда других народов Кавказа. По словам И.Д. Попко, казаки называли такие шапки «крымскими». Сложная технология и дорогие материалы, используемые при их изготовлении, определенные неудобства повседневной носки заставляют усомниться в широком распространении таких шапок у казаков. Часть старшин употребляла полусферические (точнее сфероконические) шапки из дорогих материй, обложенные вокруг и накрест позументами. Очень часто в письменных источниках встречаются «шапка казацка чабапка». Поскольку ни разу не указан матерчатый вершок, можно полагать, что чабапка изготавливалась целиком из слушков. Вершки шапок, как правило, суконные, иногда плисовые. Преобладающий цвет – синий, голубой, реже зеленый. Красный верх шапок, вопреки дореволюционных историков, употреблялся крайне редко. Шлык – верх шапки, свисающий в виде лопасти, - по документам не прослеживается, правда и описания очень лаконичны. Лишь в воспоминаниях И.М. Сбитнева (20-е годы XIX века) говорится о шапках с длинными хвостами.

Одежда черноморских казаков. - 821325813760

Комментарии

Комментариев нет.