ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОГОРОДНИХ В КУБАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

- ЧАСТЬ 2
(Автор: Долгополов Константин Владимирович)
Ограниченное количество детей иногородних принимали в гимназии и прогимназии. Например, в циркуляре попечителя Кавказского учебного округа от 17 июля 1887 года говорилось о том, что министр народного просвещения запретил поступать в указанные выше заведения «детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», за исключением «одарённых необыкновенными способностями» [9, д. 37, л. 1]. На Кубани данное распоряжение затронуло, прежде всего, семьи бедных мигрантов.
Лишь самые обеспеченные лица невойскового сословия имели возможность давать образование своим детям в наиболее престижных учебных заведениях Кубанской области. Так, по словам некоторых жителей ст. Абинской, проживавшие в ней в 1897 году «состоятельные иногородние обучали своих детей в гимназиях, прогимназиях и городских училищах» [7, д. 3701, л. 25].
Но наиболее доступными для детей мигрантов на протяжении всего рассматриваемого периода оставались церковно-приходские школы. К началу 90-х годов XIX века в Кубанской области в церковно-приходских школах обучалось 6 130 человек, из них 4 525 мальчиков и 1 605 девочек. Большинство школьников принадлежало к иногородним, а «казачий элемент составлял не более 10%». В одном из номеров газеты «Вестник казачьих войск» сообщалось, что дети переселенцев к концу XIX века продолжали получать образование в основном в церковных школах [2; 8, д. 188, л. 87 - 87 об.].
Дети же казаков в это время бесплатно обучались преимущественно в министерских училищах, а иногородние обязаны были оплачивать образование своих детей [8, д. 188, л. 87 - 87 об.]. Например, в ст. Суворовской в 1888 году станичное общество «постановило взимать с крестьян за право обучения их детей по 12 рублей ежегодно» [18, с. 4]. В ст. Шкуринской во второй половине 90-х годов XIX века действовал приказ местных властей «брать с иногородних учащихся в одноклассном училище за право учения 20 рублей, вместо прежних 5 рублей». Поскольку большинство проживавших в данной станице мигрантов были не в состоянии оплатить обучение, то их дети в училище не принимались. В связи с этим директор учебного заведения заявил, что плата за посещение детьми иногородних народного училища в ст. Шкуринской «не должна превышать 3 рублей в год», и при этом размер должен устанавливаться только «с утверждения дирекции народных училищ», а не станичным обществом [13, с. 126]. Однако на практике главную роль в утверждении размеров платы за обучение продолжали играть станичные сходы и правления.
В Кубанской войсковой гимназии помимо переселенцев за право обучения своих детей должны были платить и казаки, но для них размер платы был значительно меньшим. Например, в 1886 году с учеников, не принадлежащих к казачьему сословию, за получение образования в приготовительном классе данной гимназии взималось по 20 рублей, а в остальных классах - по 35 рублей в год. С учеников, принадлежащих к войсковому сословию, брали в приготовительном классе по 5 рублей, а в остальных классах - по 10 рублей [9, д. 28, л. 8 - 8 об.]. То есть плата за обучение различалась почти в 4 раза.
О несправедливых условиях получения образования детьми мигрантов говорил начальник Кубанской области Я. Д. Малама. В своём циркуляре от 12 декабря 1896 года он отмечал, что недостаточное количество народных школ в станицах «делает положение лиц невойскового сословия в отношении обучения детей крайне затруднительным, закрывая последним доступ в школы». Местной администрации было поручено призвать иногородних к постройке учебных заведений для своих детей за собственные деньги, так как «в деле обучения детей они должны надеяться только на самих себя» [3, с. 61; 7, д. 3701, л. 3 - 3 об., 42].
Несмотря на данное распоряжение наказного атамана, не все переселенцы смогли начать строительство школ. Например, в Темрюкском отделе в большинстве случаев у иногородних жителей не было возможности собрать необходимую сумму денег на постройку учебных заведений [7, д. 3701, л. 15-20, 22 - 22 об., 27-28, 31, 33, 35 - 35 об., 44 - 44 об., 47, 49 - 49 об., 51, 57 - 57 об., 59 - 59 об., 62, 64, 66 - 66 об., 70 - 70 об., 73, 75 - 75 об., 77 - 77 об., 81 - 83 об.]. Они «и желали бы исполнить предложение... начальника Кубанской области, но не в силах, по бедности и малочисленности населения...» [Там же, л. 16]. В станицах Абинской и Полтавской лица невойскового сословия не смогли открыть школы в связи с тем, что между ними не было единства в этом вопросе [Там же, л. 25, 42 - 42 об.]. А в станицах Ахтанизовской, Ильской и Варениковской не было необходимости строить учебные заведения, поскольку в церковно-приходских школах хватало мест для детей иногородних [Там же, л. 37 - 37 об., 69 - 69 об., 79 - 79 об.].
В конце XIX века в Темрюкском отделе только в станицах Славянской, Старонижестеблиевской, Таманской, Троицкой, Новонижестеблиевской и Ивановской переселенцы начали собирать денежные средства на открытие школ для своих детей [Там же, л. 4-10, 94]. Но в дальнейшем в ст. Ивановской «ввиду периодических неурожаев... всё население станицы сильно обеднело, и особенно обеднели лица невойскового сословия...». Поэтому собрать с них необходимую сумму на постройку школы «не представляется возможным» [Там же, л. 90]. А в ст. Старотитаровской выборные от иногородних изъявили готовность «принять участие материально в деле расширения и содержания в станице школ совместно с казачьим населением...» [Там же, л. 55 - 55 об.].
Таким образом, изложенные в работе факты позволяют сделать вывод о том, что в Кубанской области во второй половине XIX века процесс обучения детей иногородних в станичных учебных заведениях носил дискриминационный характер. С одной стороны, переселенцам было предоставлено право обучать детей в школах, а с другой - это было возможно только при внесении определённой платы и при наличии свободных мест. В учебных заведениях плата устанавливалась представителями местной администрации, которые определяли денежную сумму по своему усмотрению, поэтому во многих станицах размер взимаемой с мигрантов суммы был разным. Дети казаков в министерских училищах обучались бесплатно, а в гимназиях их образование оплачивалось, но размер платы был значительно меньше, чем для иногородних. В гимназиях, прогимназиях и городских училищах имели возможность давать образование своим детям только материально обеспеченные семьи переселенцев, следовательно, детям бедняков в указанные заведения доступ был закрыт. Поскольку дети казаков в большинстве случаев получали образование в министерских училищах, то для детей мигрантов свободных мест практически не оставалось. В связи с этим иногородние вынуждены были обучать своих детей в церковно-приходских школах, но также при наличии свободных мест.
С целью улучшения условий получения образования для детей переселенцев в конце 90-х годов XIX века атаманам отделов было поручено призвать мигрантов за собственные сбережения построить в станицах, в которых они проживали, отдельные школы. Но в связи с отсутствием достаточных средств таких школ на Кубани не возникло.
Список литературы
1. Анфимов А. М. Крестьянство Северного Кавказа и Дона в период капитализма. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1990. 256 с.
2. Беликов А. В. Взаимоотношения казаков и иногородних Кубанской области во второй половине XIX в. [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://www.slavakubani.ru/read.php?id=414 (дата обращения: 21.05.2010).
3. Бурыкина Л. В. Крестьянская миграция на Северо-Западный Кавказ в пореформенный период // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2005. № 1. С. 58-64.
4. Высочайше утверждённое Положение об общественном управлении в казачьих войсках от 18 мая 1870 г. № 48354 // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1874. Собрание II. Т. XLV. С. 617-629.
5. Гольдентул И. Земельные отношения на Кубани. Ростов-на-Дону - Краснодар: Юго-Восточное краевое издательство «Буревестник», 1924. 96 с.
6. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 318. Оп. 2.
7. ГАКК. Ф. 418. Oп. 1.
8. ГАКК. Ф. 460. Oп. 1.
9. ГАКК. Ф. 671. Oп. 1.
10. Кутасов А. П. Ст. Абинская // Вестник казачьих войск. 1901. 4 ноября.
11. Лола М. О кубанском казачестве. Ростов-на-Дону - Краснодар: Северо-Кавказское краевое издательство «Севкавкнига», 1926. 103 с.
12. Манузин Е. В. Образование и воспитание Кубанского казачества в XIX - начале XX века. Славянск-на-Кубани, 2007.
13. Мельников Л. М. Иногородние в Кубанской области // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1900. Т. 6. С. 73-140.
14. Переселенцы в Кубанской области из внутренних губерний России // Кубанские войсковые ведомости. 1867.2 сентября.
15. Ревин И. А. Крестьянское хозяйство Приазовья во второй половине XIX - начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7. Ч. II. С. 185-189.
16. Ст. Платнировская // Кубанские областные ведомости. 1899. 20 ноября.
17. Ст. Староминская//Кубанские областные ведомости. 1899. 7 июля.
18. Ст. Суворовская // Северный Кавказ. 1888. 12 октября.
Адрес статьи: http://www.gramota.net/materials/3/2013/8-2/11.html Источник:
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (34): в 2-х ч. Ч. II. С. 51-54. ISSN 1997-292Х.

Комментарии

Комментариев нет.