Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский венчался 6 июля 1877 года с девицей Антониной Ивановной Милюковой.

Венчание прошло в церкви Святого Георгия, что на Малой Никитской. Отметить свадьбу 37-летний композитор и его 29-летняя супруга решили в модном ресторане «Эрмитаж» на Трубной площади, но не в общем обеденном зале, а в отдельном кабинете.
Гостей собралось немного: сестра Антонины Ивановны Мария, брат Чайковского Анатолий Ильич и близкий друг, ученик Петра Ильича молодой скрипач Иосиф Котек. Этот красивый молодой человек сыграл в жизни Петра Ильича колоссальную роль. Именно он познакомил композитора с Надеждой Филаретовной фон Мекк — знатной миллионщицей, ставшей на долгие годы меценатом Чайковского.
Милюкова познакомилась с Чайковским в мае 1872 года в гостях. Антонина Ивановна сразу влюбилась в Петра Ильича и тайно любила его четыре года. Потом призналась ему в любви, написав композитору трогательное письмо. Её послание напомнило Петру Ильичу письмо Татьяны из пушкинского «Онегина». Он умилился. Написанное с ошибками, почти без знаков препинания, оно тем не менее дышало искренностью и наивностью чувств. Чайковский поначалу не мог даже вспомнить девушку, которая училась в Московской консерватории, где он преподавал. Пётр Ильич написал своему приятелю, педагогу Милюковой Эдуарду Лангеру, не помнит ли он свою студентку? Тот вспомнил. И написал Чайковскому в ответ: «Дура».
Впечатлившись ассоциацией с «Онегиным», Чайковский тут же садится за создание своих лирических сцен — ныне одной из самых популярных опер в России. А о Милюковой как-то забывает.
Вскоре от Антонины пришло ещё одно письмо, в нём она среди прочего упоминала, что имеет десять тысяч капитала…
И это тоже был аргумент. Материальные проблемы всю жизнь преследовали Петра Ильича. Волновала его и собственная репутация. Нет, конечно, он не был одинок в своих нетрадиционных «склонностях». Однако российское общество второй половины XIX века ещё не встало на путь толерантности. А потому Чайковский, как ему казалось, нуждался в обретении некоего статуса, который мог бы оградить его от сплетен и пересудов. Как-то всё срослось: Антонина Милюкова вполне могла стать для композитора благопристойным прикрытием.
Был ли Чайковский честен по отношению к своей жене? Вот она пишет ему: «Обещаю быть твоей рабой…»
А он отвечает: «Ведь я сказал тебе всё откровенно, что хоть и не люблю, но буду преданным и благодарным другом».
Однако семейный союз композитора фактически распался через несколько недель. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно, а их брак остался только на бумаге.
После смерти Петра Ильича Чайковского, Антонина Милюкова написала воспоминания об их непростых отношениях и браке, которые были напечатаны в 1894 и переизданы в 1913 году, но никогда широко не афишировались.

Комментарии