Крупская была если не красавицей, то близко к тому.

Впрочем, вкусы у всех разные. Скажем, старый знакомый Ленина Глеб Кржижановский утверждал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину. Но умнее, чем Надежда Константиновна, у нас не было». А ум в сочетании с привлекательностью — отличная почва для того, что называется обаянием.
Да, потом привлекательность и свежесть Крупской убьют аутоиммунное заболевание — гипертиреоз, или базедова болезнь. Но обаяние-то никуда не денется. Что отмечали даже в 1934 году, когда Надежда Константиновна была, мягко говоря, немолода. Вот как описал свои впечатления корреспондент американской газеты The Pittsburg Press Ричард Халибертон:
«За столом в маленьком, но очень удобном кабинете сидит первая леди страны. Это гражданка Крупская, вдова Ленина. Нет женщины, которая столько бы сделала, сколько она... Когда она улыбалась, усталое лицо её оживлялось, а когда она заговорила, можно было сбросить ей 40 лет. Ясность её мысли, сила характера сразу же захватили меня, как они захватывают каждого, кто сталкивается с этой чудесной пожилой леди».
У корреспондента буржуазного издания не было никаких резонов возвеличивать Крупскую. Он просто описывал то, что было на самом деле.
Действительно, как писал Монтескьё:
«Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает».

Комментарии