ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА КАЛЛИГРАФИЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ БУКВАРЕЙ?

Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962, 1980 и 2011 года, я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему? И вот что нашла в интернете:



В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения, чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и успокаивает нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии, диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.


Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Комментарии

  • 22 мар 09:14
    Помню в первом классе оставили на осень из за почерка. Не получалось красиво писать. Чем больше старался тем хуже получалось.Хотя на знание по различным другим сферам познания почерк не повлиял .
  • 22 мар 09:37
    Влияние ЦНС скорее сыграли на отрицательную сторону, обычно мальчикам характерны иметь почерк не лучшую...
    Помню, мама хранила тетради старшего брата, а с восхищением перелистывала страницы рассматривая почерк.
    Возможно у матери память младшего брата, который умер с голоду во время ВОВ, художественный талант был у него, рисовал... про него всегда рассказывала про него...
  • 22 мар 09:50
    Да и с рисованием у меня было не ах ти как. .Поэтому в институте организовал компанию я делал расчёты и эскизы чертежей как мог а другие чертили.Кооперация так до диплома и работала.
  • 22 мар 11:39
    какая уж тут каллиграфия шариковой ручкой......
  • 22 мар 17:04
    Каллиграфия развивает мелкую моторику рук и пальцев ...а это , в свою очередь , развивает мозг , который руководит мелкой моторикой ...а при быстрой мелкой моторике и мозг быстро работает . А быстрая работа мозга нужна при работе с быстрой электроникой .
  • 22 мар 18:11
    До 5 класса, а именно, по окончании 4 класса включительно.
  • 22 мар 18:42
    Писать шариковой ручкой в школе разрешили только в конце 60-х .Очевидно поняли , что запрещать бесполезно ...да и с шариковыми ручками меньше мороки ...чернила не разливаются .
  • 22 мар 19:23
    У старшего поколения почерк лучше, чем у молодого поколения, каллиграфия даёт о себе знать все таки
  • 22 мар 22:26
    А чем другая мелкая работа плоха? Вышивка, вязание, плетение. И не надо говорить, что у тех кто этой мелкой работой занимается хороший почерк. Я тому доказательство : мелкую работу делаю с удовольствием, а написанное утром не всегда читаю вечером
  • 23 мар 07:24
    ПрогрЭсс - рЭгресс ! Время таково , что спешка делает своё дело . К
  • 23 мар 22:17
    Я в младших классах писала так красиво, что учителя приводили ко мне на переменах старшеклассников, чтобы показать им, как надо писать. Они стояли и восхищались. В старших классах я, как и все, перешла с перьевой ручки на шариковую , да еще понадобилось писать конспекты, очень быстро. Какая уж тут каллиграфия! В итоге мало что осталось от того почерка... а жаль.
  • 24 мар 00:49
    Все правильно. Надо вернуть старые прописи) и хорошо бы начинать писать карандашом и перьевой ручкой. Помните такие чернилами заправлялись)))?
  • 28 мар 13:23
    Цвета чернил - золотая была, если много воды, то не очень, специально даже перо металлическую сгибали, тоненькая буква, перо меняли на новое, два типа...
    Были ручки, где можно заправить чернилой...
    Авторучки появились, стержень внутри - дефицит...
  • 20 апр 08:43
    Сергей Савельев - каллиграфия и мозг.