25 мар 2015

...

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...
777 лет назад (в 1238 г.) началась героическая оборона Козельска
25 марта 1238 года началась героическая оборона Козельска от войск хана Батыя, которая длилась более пятидесяти дней.
«От героев былых времён не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй, травой,» - слова Е. Аграновича, прозвучавшие в песне из советского кинофильма «Офицеры», как нельзя лучше подходят к этому полулегендарному событию.
Ни для кого не секрет, что в эпоху нивелирования патриотических ценностей и «переписывания» российской истории, многие весьма уважаемые учёные и публицисты пошли по пути намеренного уничижения бесспорных подвигов русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
Путём создания околоисторических телепрограмм и бульварной публицистики в обществе активно насаждалось мнение, будто многие значимые события российской истории – не более, чем миф, выдуманный позднейшими летописцами для пробуждения патриотических чувств народа.
В целях пресловутой «политкорректности» был создан целый ряд как подтверждённых, так и неподтверждённых гипотез, утверждающих, что не было татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII веке.
Соответственно, не было и победы русских воинов на Куликовом поле, а Ледовое побоище в некоторых «исследованиях» вовсе приобрело статус малозначительного акта агрессивной политики молодого новгородского князя против несчастных рыцарей-храмовников.
Едва не договорились до того, что русская армия проиграла Наполеону Бородинскую битву, а во Второй мировой войне победили только США.
Безусловно, история – не «строгая» наука. Это лишь область знания, которая не может однозначно исключать те или иные трактовки и интерпретации зафиксированных в источниках исторических событий. Однако есть события, вопиющую однозначность которых не способны стереть ни время, ни политические веяния, ни их влияние на умонастроения околонаучной общественности.
Осада Козельска 1238 г.
Осада Козельска в 1238 году
Миниатюра XVI века из Голицынского тома Никоновской летописи,
рукописный отдел ГПБ
Одно из них – оборона маленького городка Козельска, которая поражает воображение людей уже много веков подряд. Весьма уважаемые историки и писатели, как известно, долгое время склонны были считать описание этой битвы в русских летописях лишь художественным преувеличением на манер былинного. Недавно засомневались и археологи: да тот ли это Козельск, что и по сей день стоит на реке Жиздре?
Согласно целому ряду исследований, подтверждённых летописными источниками, преданиями и стараниями местных энтузиастов-краеведов, можно с уверенностью сказать: именно тот.
Козельск — один из древнейших городов России. Его история уходит вглубь веков, а первое летописное упоминание относится к 1146 году. Современный город расположен на высоком и весьма крутом берегу реки Жиздры при впадении в нее речек Клютомы и Другусны. В XIII веке география местности несколько отличалась, но именно местоположение старого города, как утверждают исследователи, позволило Козельску в 1238 году почти два месяца сопротивляться полчищам захватчиков. Напомним, что даже в школьных учебниках упоминается о том, что более крупные города-центры Владимиро-Суздальской Руси (Рязань, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский) пали в течение нескольких дней.
На маленький Козельск Батый потратил два месяца из всего своего пятимесячного зимнего похода на Русь (декабрь 1237 – май 1238 гг.) и был вынужден возобновить поход лишь осенью 1238 года.
Предыстория события
Взяв город Торжок после двухнедельной осады (5 марта 1238 года), монголы пошли по Селигерскому пути к Новгороду.
Не дойдя около 100 верст, около Игнач Креста, возможно, из-за погодных условий, повернули на юг в половецкие степи, разделившись на две группы. По пути они продолжали уничтожать уцелевшие русские города.
Часть сил во главе с полководцами Каданом и Бури прошла более восточным маршрутом через рязанские земли.
Основные силы во главе с ханом Батыем прошли через Долгомостье в 30 км. восточнее Смоленска, вошли в пределы Черниговского княжества, сожгли Вщиж, но затем резко повернули на северо-восток. В конце марта 1238 года они вышли к городку Козельску на реке Жиздре. Батый решил занять город и дожидаться здесь подхода остальных сил.
В то время Козельск был столицей удельного княжества во главе с двенадцатилетним князем Василием, внуком Мстислава Святославича Черниговского, погибшего в битве на Калке в 1223 году. Город был хорошо укреплён: обнесён земляными валами с построенными на них крепостными стенами, но монголы располагали мощной осадной техникой и огромным опытом штурма куда более крупных городов.
Каким же образом городок-крепость, столица мелкого удельного княжества с населением в 10 тысяч человек (из них не более 2000 воинов) смог семь недель не только выдерживать осаду, но и активно сопротивляться 40-тысячному войску Батыя?
Оборона Козельска
Среди причин столь длительной обороны города (с 25 марта по 13 мая 1238 года) историки обычно называют весеннюю распутицу, фактически превратившую крепость Козельск в остров посредине двух разлившихся половодьем рек.
Распутица также отрезала уже потрёпанное войско Батыя от отрядов Кадана и Бури, лишив его необходимых резервов.
В марте-апреле Батый просто не располагал таким количеством воинов, чтобы они могли бороться с природной стихией, и решил дожидаться, когда схлынет половодье и крепость станет более уязвимой.
Наиболее подробно, на наш взгляд, загадка обороны Козельска была раскрыта краеведом и автором сайта, посвящённого истории Козельска, Е.Ф. Самариным в его статье «Объяснение загадки обороны Козельска 1238 года».
Помимо природных факторов, автор указывает и на то, что жители города с самого начала не испытывали никаких иллюзий в отношении завоевателей.
Княжеская дружина Козельска, вместе с дружиной погибшего Мстислава Святославича Черниговского, принимала участие в битве при Калке.
Дружинники и двенадцатилетний внук Мстислава, князь Василий, знали цену татарским обещаниям. В ходе переговоров татары пытались морально сломить защитников города, убеждая, что при руководстве малолетнего князя дружине город не отстоять. Однако, в случае Козельска, как говорится, «нашла коса на камень».
Татары припомнили Василию, что его дед участвовал в расправе над послами Чингисхана при Калке, а сам Василий и многие бывшие дружинники и родичи Мстислава Черниговского имели все основания для активно практиковавшейся тогда кровной мести.
Поэтому горожане единодушно ответили: «Наш Князь младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия», «главы своя положити за христианскую веру».
И они сдержали своё слово.
Безусловно, определяющую роль в длительной осаде Козельска сыграли географические особенности той местности, на которой располагался древний город.
Несмотря на то, что у Батыя была и осадная техника, и своя, отработанная годами тактика штурма крепостей, использовать её под Козельском татарам так и не удалось. Дело было весной, и город оказался надёжно защищён со всех сторон (кроме южного вала) естественными преградами – двумя разлившимися половодьем реками. Кроме того, крепость стояла на значительном возвышении (высота гряды составляла около 20 метров) и имела высоту стен 10 метров. Обстрел из луков и осадных орудий из-за реки не принёс никакого результата: ни снаряды, ни «огненные» стрелы татар не достигали цели. Осадные башни невозможно было даже подтащить к стенам по почти вертикальной гряде.
Татаро-монголы, встретив решительный отпор, стали лагерем с юга от Козельска и решили дожидаться подхода войск Кадана и Бури. Между тем, жители не отсиживались в городе: они активно сражались, устраивая ночные вылазки и неожиданные нападения на монгольский лагерь. Батый семь недель нёс потери от их диверсионных действий, но уйти от Козельска не мог. Его уход означал бы утрату авторитета главнокомандующего, который и так пошатнулся после отступления от Новгорода. В начале мая к Козельску, наконец, подошли остальные силы татарско-монгольского войска с осадными орудиями. В три дня был засыпан ров, защищавший южную стену. С помощью стенобитных машин-пороков татарам удалось разрушить часть крепостных стен и подняться на вал. Разгорелась кровавая схватка, но осаждённым удалось отбить атаку, потому что сразу вслед за этим воины-дружинники предприняли дерзкую вылазку из города. Врубившись во фланг штурмующим, они обошли их с тыла и ворвались в татарский лагерь. Дружинникам удалось уничтожить часть осадных орудий и перебить около 4 тысяч человек. Подошедшее подкрепление с трудом оттеснило козельцев к реке, и все они были убиты. Известно, что во время строительства в конце XIX века железной дороги на Тулу строители обнаружили близ Козельска древнее захоронение из 267 черепов. Татаро-монголы, как известно, своих воинов сжигали и захоронений не делали. По оценке академика Б.А.Рыбакова, это количество примерно соответствует количеству населения русского княжеского замка того времени и может быть захоронением голов тех самых козельских дружинников, что погибли в битве.
В ходе героической вылазки трёхсот козельцев погибло четыре татарских полка (десятая часть всего войска) и были убиты три татарских полковника («сына темничьих»). Узнав о потерях, Батый пришёл в ярость: кто-то из убитых военачальников приходился ему родственником, кто-то был личным другом. Батый приказал взять город и не щадить никого из его защитников: ни бояр, ни жён и детей боярских, ни малолетнего князя.
13 мая 1238 года город пал. По преданию, последний бой происходил на княжеском дворе, в детинце. Малолетнего князя Василия спрятали в порубе (узкой яме, служившей для наказания княжеских слуг). Он не смог из неё выбраться, т.к. сверху в несколько рядов были навалены трупы воинов. К тому моменту, когда князя обнаружили, он уже то ли задохнулся, то ли утонул в их крови. Есть предание и о том, что некоторая часть жителей сумела покинуть горящий город по подземному ходу. После ухода татар они похоронили убитых дружинников и князя, поставив на могиле знаменитый Козельский Каменный Крест, который стал символом города Козельска. Где находилась эта братская могила и подземный ход – никто не знает.
Итоги и значение
Батый, желая оправдать перед соратниками свою военную неудачу и огромные потери, наделил Козельск мистической силой. Он запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом» (Могу-Булгусун), что отчасти может быть истолковано как «город дьявола».
Козельск отнял у завоевателя семь недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву. Козельск стал последней, весьма неудачной «точкой» зимнего похода 1237-38 годов. Под Козельском погибли лучшие воины монголо-татарского войска. Есть версия, что результаты этого сражения привели впоследствии к значительным разногласиям в стане захватчиков, вплоть до появления оппозиции самому Батыю, с которой он боролся в 1239-40 годах.
Для истории государства Российского такие эпизоды как оборона Козельска, Бородинская битва, оборона Брестской крепости в 1941 году являются символами объединения нации, символами воинской доблести и героизма. Вопросы о целесообразности, реальной необходимости и историческом значении того или иного героического эпизода всегда задавались и продолжают задаваться исследователями. Только стоит ли искать ответы на них? «Безумству храбрых поём мы песню…» Если бы не было реальных подвигов, их было бы необходимо выдумать. К счастью, в нашей истории они есть. Так не будем хотя бы забывать об этом.
Елена Широкова
Информационно-аналитическая группа"НАШЕСТВИЯ" Приглашаем Вас вступить в группу http://ok.ru/ivototomch

Комментарии

  • 31 мар 2015 02:41
    У БОГА НЕТ НАЦИИ! А ИИСУС ХРИСТОС ДЛЯ НАС БОГ!
  • 31 мар 2015 02:49
    Многих видел ваших братьев,здесь,на нашей зоне,только что-то все боятся,возникать в сем доме. :-) Называют их не только,рабскими словами,но бывает и похуже,где ж бойцы-славяне? Русичи,как говорите,только все трясутся,за свою боятся жизнь,драться не берутся. Ну а наши Христиане,Православные здесь кто,за себя стоят всегда,не боятся видя зло. Также здесь и мусульмане,за себя стоят всегда,а язычники все в страхе,опускают все глаза.
  • 31 мар 2015 02:53
    Да не спорьте вы здесь с ними,это бесполезно,убеждать их не пытайтесь,напишу вам честно. Только здесь они бойцы,воины-славяне,а на деле трусы все,веруйте,Бог с нами! :-)
  • 31 мар 2015 06:45
    ...нет,нет - спорить(с пеной у рта) не к лицу христианину, разве меж собой, "в благостном диалоге для большего осмысления Бития. Потому и  не вступаю в обширную полемику, а предлагаю по ссылке ознакомитьмя с моей небольшой статьей-рассказом по "язычеству"…
       …немного не соглашусь с Вашим "что славяне -русичи-язычники - не бойцы".  Бойцы как раз, и еще какие. Но вот, конечно, качество духа и результаты - совсем не не. Потому и были попираемы всеми да грызлись между собой многое время, словно стадо неразумное.  И только вера православная обьединила, укрепила, даровала победы без числа над всеми ворогами и положила начало сплочению а потом и государсственности на земле русской...
  • 31 мар 2015 07:20
    Не зная вчеловека не называй трусом. Кто вам такие полномочия дал? Ваше право верить во что хотите, а моё во что я хочу. Надеюсь доходчиво написал. И не о бойцах воинах речь а о вере. Вы меня хорошо знаете?! Нет! Так вот как там у вас говорят, не суди да не судим будешь. А от себя скажу кто тебе дал право судить меня? Что у вас за дурная привычка, если не верит человек надо обязательно осудить! Вот это называется насаждение религии. Можете не отвечать, не имею желания с вами общатся.
  • 31 мар 2015 07:56
    А вам отвечу тоже, грызлись говорите, да нет, наоборот были дружны. А вот после крещения руси во времена татарских набегов каждый из князьков считал что он сам справится, отсюда и били всех по одиночке. А постоянные нескончаемые междуусобные войны между княжествами?! Борьба за власть, за кнюжение. А сколько князей во времена татаро-монгольского ига выпрашивали себе ярлык на княжение. Вот такое единство было. Спасибо хоть Александр Невский, и Дмитрий Донской обьединили русских князей. А при как вы называете, язычестве, был князь Святослав, которого боялись даже римляне. Но это всё история. Почитайте, очень интересно. И как насаждалось христианство(особенно на западе, огнём и мечом) и как это было на руси. Напоследок, каждый волен верить во что пожелает. И не надо обязательно осуждать.
  • 31 мар 2015 07:57
    Удачи всем!
  • 31 мар 2015 08:32
    ...не вдаваясь в подробности, ты противоречишь  сам себе: первый вступил в полемику с православными по православной же исторической теме(!!!), а потом: "не хочу общаться" , "не учите меня жить"...
  • 31 мар 2015 08:40
    Вот именно, не учите жить.
  • 31 мар 2015 08:42
    Верьте в кого хотите. Я живу как считаю нужным.
  • 31 мар 2015 08:56
    Трудно, а порой бессмысленно общаться с собеседником, который слушает, но НЕ  СЛЫШИТ...  еще раз: Виктор, ты первый вступил в полемику,  почто же обижаешься, человече...?
  • 31 мар 2015 08:57
    Память и слава вовеки воинам - христианам, защитникам православного Отечества !!!
  • 31 мар 2015 09:03
    Это очень долго обьяснять. Вы верите, верьте и дальше. Как тут один гражданин назвал меня(не зная меня совсем) трусом. Это чисто по христиански;-). Но не осуждайте других, кто верит в то что желает. У меня всё! Удачи.
  • 1 апр 2015 04:28
    Ладно,если оскорбил,то прошу прощения,как нам заповедал Бог,читаю поучения. :-) Это очень хорошо,если вы не трус,если воин-славянИн,намотал на ус. :-) А язычники и правда,ну не очень ведь храбры,только здесь писать и могут,ну а в деле не видны. Где их акции,их битвы,ведь совсем не слышно их,только Русские есть марши,Православных нас,живых. Кто идёт на этот митинг,говорит там слово Правды,и за это он страдает,только он снискает лавры. Ладно,я пока закончу,тему развивать нельзя,ведь совсем не место здесь,говорить о нас,как я. :-)
  • 1 апр 2015 04:46
    Ну а Невский и Донской,Христиане были,воины Святой Руси,Иисуса чтили. Православные они,их дружины тоже,побеждали супостатов,с помощией Божьей. Государство наше также,лишь объединилось,после общего Крещенья,в Силе всей явилось. Мы,кто верные Руси,помним это всё,и поверь,таких нас много,кому не всё равно! Час пробьет,объединимся,и свою покажем Силу,лишь в Единстве мы сильны,обойдем врага мы с тылу. ;-)