505 лет тому назад ушёл из жизни Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) — итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека

ТАЙНА ГЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у учёных не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, учёным, провидцем, одним из лучших в своё время певцов, пловцом, композитором, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.
Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошёл он своим вниманием музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.
Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошёл всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.
Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом он был сверхчеловечески силён - правой рукой, будучи левшой, мог смять подкову.
В то же время его менталитет кажется бесконечно далёким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.
Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полёте, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъёмки.
Он вёл очень странный дневник, обращаясь в нём к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе», «ты должен показать в своём сочинении», «прикажи сделать две дорожные сумки»
Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике, дабы обострить своё восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, далеко не реализованной и в современном человеке.
Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому он экономил 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет!
Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Это он изобрёл вертолёт, планер, парашют, танк, пулемёт, прожектор из свечи с увеличительными линзами.
Да Винчи изобрёл текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъёмные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.
В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте», написанный около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.
Когда Леонардо в 1516 году прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном в 160 км к юго-западу от Парижа на реке Луаре, ему сразу был присвоен титул «Первый художник, инженер и архитектор Kороля» - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал.
Франциск отвёл ему апартаменты в уютной усадьбе Клу недалеко от дворца и часто навещал его там, считая, что ему, 22-х летнему королю, легче навестить больного художника, чем тому просить аудиенции.
Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвёл на своего покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини.
В своих «Воспоминаниях» Челлини пишет, что «король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал такое великое удовольствие, слушая его речи, что в году было мало дней, которые он провёл без бесед с ним. Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом».
Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял своему ученику Франческо Мельци, кое-какие деньги — сводным братьям, а виноградник близ Милана — своему ученику Салаи и слуге Баттиста.
Как только Леонардо был опущен в могилу, дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со временем она превратилась в облака, на которых он был вознесён. Его стали обожествлять.
Через тридцать один год после смерти Леонардо Джорджо Вазари (1511-1574) - флорентийский художник и архитекто, представил его потомкам так: «Величайшие достоинства, которыми когда-либо oбладал человек, как ниспосланные свыше, так и врождённые, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грации, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одарённый, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».
Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всём.
Ludmila Zagarei
«Портрет Леонардо да Винчи в молодости».

Комментарии