Комментарии
- 15 мая 2019 07:31Надежда ГалецкаяБоже ,как страшно...
- 1 июн 2019 20:46Тамара КопыловаИ говорить ничего не хочется: думать страшно! Спасибо им за все!.. Вечная им память!
- 21 июл 2019 06:01Виктор Макаров
- 18 окт 2019 08:47Iren StychinskyВечная память
- 8 мая 2020 23:16Елена ХастсВ советское время я читала про всё это на Валааме, печатали, кажется в дайджесте советской прессы"Спутник", если не ошибаюсь. Очень интересная история, корреспондент нашел там своего отца, хотя семья знала, что он погиб, без вести пропал в бою. И был он без рук и без ног. И корреспондент написал об этом только потому, что еще задолго до этого всегда говорил, что пусть отец даже без рук и без ног, главное, что живой, если бы нашелся, если бы был жив. И отец нашелся. И когда корреспондент зашел к нему в палату, он воскликнул: "Ты все-таки нашел меня!" Кстати сказать, корреспондент согласился на такое редакционное задание в надежде, что, может, там найдет своего отца. Вот именно так надо любить своих близких. И именно мы должны быть такими, чтобы вот так беззаветно нас любили наши близкие.
- 5 ноя 2021 08:41Любовь Чернышева
- 19 мая 2023 11:10Тамара КопыловаТуда размещали одиноких инвалидов ВОВ, семьи которых уничтожили фашисты, и им некуда или не к кому было возвращаться, или остались попечения семьи, не могли работать и побирались на улице. Таких побирающихся сразу брали под свою "опеку" тогдашние ОПГ, которые с инвалидов брали регулярную дань и по-сути заставляли побираться, чтобы отстегивать добычу в пользу ОПГ (все как и в 90-е, да и сейчас). Часто такие инвалиды были вовлечены в преступную деятельность ОПГ. Многие из инвалидов, вернувшись с войны, спивались и опускались... Некоторые, вернувшись с войны инвалидами, принимали для себя решение не возвращаться к родственникам или в семью, чтобы не быть там обузой и тоже оказывались на улице. Для того, чтобы дать таким людям возможность хоть какого-то медицинского и бытового ухода за ними, и чтобы вырвать их из криминальной среды, на Валааме было организовано медицинское учреждение. Некоторые инвалиды, получившие увечья во время войны, находили для себя другой выход: занимались какой-то деятельностью. Вспомним Эдуарда Асадова, Маресьева, их было еще много. Тех инвалидов, которые вернулись в семьи или создали семьи, на Валаам не забирали. По-сути, на Валааме инвалидам давали возможность еще пожить в лучших условиях, чем они имели на улице... Светлая память всем, кто отдал здоровье и нормальную жизнь за Победу для нас!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Ветераны ВОВ Северо-Байкальского района
ИСТОРИИ ИНВАЛИДОВ ВОВ, КОТОРЫХ СОСЛАЛИ НА ВАЛААМ ЗА «УБОГИЙ ВИД»
ЗАПИСЬ НА СТЕНЕ ( https://vk.com/wall42968101_172792?hash=5bba236b32ecfb049f )
11 мая в 2:06
Maтepиал сложный, оказывается, некоторых вещей не помнят даже люди старшего поколения. Например, о том, как однажды из крупных городов пропали инвалиды Великой Отечественной войны, почти все и практически в одночасье. Чтобы не портили облик социалистической страны, не подрывали веру в светлое завтра и не омрачали память Великой Победы.
Maccовый вывод инвалидов за городскую черту случился в 1949 году, к 70-летию Сталина. На самом деле отлавливали их с 1946 и вплоть до хрущевского времени. Можно найти доклады самому Хрущеву о том, сколько безногих и безруких попрошаек в орденах снято, например, на железной дороге. И цифры там многотысячные. Да, вывозили не всех. Брали тех, у кого не было родственников, кто не хотел нагружать своих родственников заботой о себе или от кого эти родственники из-за увечья отказались. Те, которые жили в семьях, боялись показаться на улице без сопровождения родственников, чтобы их не забрали. Те, кто мог — разъезжались из столицы по окраинам СССР, поскольку, несмотря на инвалидность, могли и хотели работать, вести полноценную жизнь.
Очень надеюсь, что неадекватных комментариев к этому посту не будет. Дальнейший материал — не ради полемики, политических споров, обсуждений, кому, когда и где жилось хорошо и всего остального. Этот материал — чтобы ПОМНИЛИ. С УВАЖЕНИЕМ к ПАВШИМ, МОЛЧА. На поле боя они пали или умерли от ран после того, как в 45-ом отгремел победный салют.
Остров Валаам, 200 километров к северу от Светланы (лагерь для инвалидов второй мировой войны, расположенный на острове Валаам в северной части Ладожского озера), куда после второй мировой войны в 1950-1984 годах свозили инвалидов войны в бывшие монастырские здания, это место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой «фабрики». Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов — самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны. Это очень известная история.
На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория — там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы общества».
Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.
Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки — фактически их переводили в статус ЗК. Да и сами интернаты были в ведомстве МВД. Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее. Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, разворовывалось практически полностью.
Всмотритесь в эти лица… / Художник Геннадий Добров 1937-2011 /
ВАЛААМ
Города умещали: крестьян и рабочих,
школяров и студентов;
Калек, среди прочих.
А куда их?
По ним прокатилась война,
заслужили почёт от страны, ордена.
Ведь:
«Никто не забыт и ничто не забыто».
Кровью алой земля и победа омыта.
Воспевали плакаты их подвиг в боях...
Но ни слова, нигде не было в новостях
о бесхозных и брошенных,
всеми забытых
ветеранах-бродягах...
Что издан Указ –
отловить и свезти всех
в вагонах закрытых,
чтоб не портили вид,
и подальше от глаз
иностранцев и граждан...
Подальше, подальше.
И страна утопала
в плакатах и фальши.
А калек, как ЗК,
заключал Валаам осквернённый,
но верный своим куполам.
Став пристанищем, домом,
могилою, зоной
из которой вовеки уже не сбежать.
Кто-то мыслил – державно,
а значит – резонно:
«Лучше голодом выморить,
чем содержать...».
И они проходили опять круги ада,
как в боях под Москвой,
как в снегах Ленинграда...
В благодарность спасённой
от смерти страны –
«лепрозорий» героям великой войны.
Угасали безропотно, без похоронок,
без крестов на могилах,
без крашеных звёзд,
без салютов болезненных для перепонок,
без толпы провожающих,
равно без слёз.
Закопали без имени.
Дело закрыто.
А газетки по-прежнему
ложью пестрят:
новостройки, свершенья.
И рьяно твердят –
«Что никто не забыт
и ничто не забыто».
Автор Леонид Валериевич Жмурко
.