«Властелин пространства и времени»

Леон Рассел — урождённый Клод Рассел Бриджес — родился в Лоутоне, штат Оклахома, 2 апреля 1942 года.

Edgar Winter Featuring Leon Russell - Harlem Nocturn
  • Leon Russell - Sixteen Tons
  • Аудиозапись недоступна
  • Leon Russell - Dark Carousel
  • Leon Russell - Stranger In A Strange Land (Remastered)
Он был младшим из двух сыновей сотрудника нефтяной компании, который перевёз свою семью в Талсу, когда Леон был в седьмом классе. Вскоре Рассел начал играть на фортепиано в ночных клубах, нередко вместе с приятелем, певцом и гитаристом Джей-Джей Кейлом. «Оклахома был «сухим штатом», – вспоминает Леон. – Это я имею в виду не то, что там не было алкоголя, а то, что там не было никаких законов, и это позволяло мне играть в четырнадцать».

Рассел считает, что характерный для него стиль игры — спокойные блюзовые ходы в басах и стремительные высокие ноты — отчасти является результатом родовой травмы головы. «Одна из сторон моего тела была отчасти парализована, – говорит Леон. – Левая рука у меня сильнее правой». Чтобы как-то это компенсировать, когда Рассел начал писать и аранжировать музыку, он пытался создавать такие партии, с которыми бы справилась его правая рука. Леон также вспоминает о своей работе в Лос-Анджелесе: «Композиторы нанимали меня, если хотели партии с более классическим звучанием. Они считали, что мои аранжировки проще сыграть».

Превращение в Леона Рассела произошло после переезда в Калифорнию. Ему было семнадцать, и он одалживал удостоверения личности и профсоюзные билеты у других музыкантов, чтобы получить работу, и чаще всего у человека по имени Леонал Дюброу. Официально он так и не поменял имя. «Это удобно, признает он. Я какое-то время могу побыть другим человеком».

Гитарист Джеймс Бертон играл с Рикки Нельсоном, когда встретил Рассела вскоре после переезда последнего в Лос-Анджелес. Джеймс помог Леону завязать знакомства в студиях, и они вместе работали на Нельсона, «The Beach Boys» и «Gary Lewis And The Playboys». «Леон радикально изменял звучание, – вспоминает Бертон. – Он добавлял элемент блюза в кантри-записи, всегда создавал особое настроение, вместо того чтобы просто следовать традиции».

В 1969-м Рассел встретил Денни Кордела, британского продюсера и менеджера, который хотел, чтобы Леон начал сотрудничать с одним из его исполнителей, Джо Кокером. Вскоре Рассел и Кордел основали «Shelter Records», основную работу для которой Рассел делал в своей домашней студии в Лос-Анджелесе на Скайхилл-драйв. «Леон исчезал в своем гараже, – рассказывает Бобби Киз. – Он уходил туда и какое-то время размышлял. Людям казалось, что это немного странно».

«Леон был немного затворник», – говорит певица Рита Кулидж, прототип героини песни «Delta Lady», участвовавшая во многих проектах Рассела, в том числе в туре «Mad Dogs», и какое-то время бывшая его девушкой. Когда они вдвоем ездили по стране (вскоре после их встречи в 1968 году), Кулидж водила машину, разговаривала со служащими в мотелях и покупала еду. «Леон был так непохож на окружающих, с его длинными светлыми волосами и бородой, – вспоминает она. – Это настораживало людей, и делало его параноиком, особенно в Техасе». В то же время, по словам Риты, многие песни Рассела, такие как его хит 1972 года «Tight Rope», «посвящены софитам, цирку – тем, каково это быть в центре внимания. В нём было что-то от Джерри Ли Льюиса».

Рассел признаёт, что даже на пике своей славы он завидовал таким людям, как Элтон Джон, «которые могли выйти на сцену в огромных очках с надписью «Elton». У него не было страха. А я очень боялся сцены». Концертная одежда Леона времен «Mad Dogs» — высокая шляпа и спортивная кофта с надписью «Holy Trinity» — была куплена им в секонд-хенде неподалеку от Скайхилл-драйв. «Я пытался выпендриться».

Кулидж вспоминает, как Рассел в первый раз пришел на репетицию в этом наряде: «Я жила с ним год и до этого никогда не видела этой его стороны. Он вышел из машины, прошел через парковку и остался таким до самого конца тура. Он так пытался справиться со страхом сцены, превратившись в совсем другого, необычного человека». В некотором смысле после того, как его звезда закатилась, Рассел вернулся к тому, чем он был с самого начала: к работе музыкантом из группы поддержки. «Я отправился в тур с Джерри Ли Льюисом, когда мне было пятнадцать, я не могу представить свою жизнь без этого, – говорит Леон. – Это моя профессия». Однако теперь в доме Леона стоит новый рояль — подарок от Элтона, который надеется, что «The Union» послужит новым началом для его идола. «Я хочу, чтобы у него появились крылья, – говорит Джон. – Я хочу, чтобы он записал свой собственный альбом. Также я хочу, чтобы он был частью того, что я буду делать в будущем. Он вернулся к жизни, и я не думаю, что в этот раз он снова позволит ей утечь сквозь пальцы».

«Слава и музыка — в этом всём есть одна забавная сторона, – говорит Рассел, сидя в своей гостиной после работы в студии. — Людям надо, чтобы нашёлся кто-то вроде Элтона, кто скажет, что всё окей. И когда он это говорит — всё действительно становится окей!».

«Я страшно благодарен Элтону за то, что он сказал, что с моей музыкой всё в порядке. Ведь он мог выбрать кого угодно другого».

К сожалению 13 ноября 2016 года музыканта не стало.
«Властелин пространства и времени» - 892308461000

Комментарии