Комментарии
- 3 авг 2019 21:46Lilja Prokopov WalgerБЛАГОДАРЮ АВТОРА СТАТЬИ. ПРОЧЛА С ИНТЕРЕСОМ . АРМСТРОНГ , ВЕЛИКОЛЕПЕН - ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТРИМЫЙ . КАКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ " СЛУШАТБ И " СЛЫШАТЬ " ЕГО ВНОВЬ .
- 3 авг 2019 22:14Юрий Кожанов
- 3 авг 2019 22:14Юрий Кожанов ответил Lilja Prokopov WalgerВсего Вам джазового !
- 3 авг 2019 22:20Lilja Prokopov Walger
- 4 авг 2019 07:36Валерий АбдиркинБлагодарю автора статьи!!!!
- 4 авг 2019 08:35Виктор КуприяновУЖЕ СЛУШАЮ и смотрю
- 5 авг 2019 14:16Юрий КожановЛуи Армстронг-это как "музыкальный Роллс-ройс",вне моды и времени...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ДЖАЗ...БЛЮЗ...СОУЛ.
:Юрий Кожанов
4 августа 1901 года родился Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satchmo) или Попс (Pops), американский джазовый трубач и певец из Нового Орлеана, штат Луизиана.
Известный своей харизмой на сцене и голосом почти так же, как и игрой на трубе, Луи Армстронга оказал влияние далеко за пределами джазовой музыки, а к концу своей карьеры в 1960-е годы, он был широко известен как популярный музыкант . Армстронг был одним из первых по-настоящему популярных афро-американских артистов в Америке. Он редко открыто выражал протест против расизма, часто к ужасу коллег афро-американцев, но его мастерство и индивидуальность позволили ему получить доступ в высшие эшелоны американского общества, которые были весьма ограничены для черного человека.
Армстронг часто заявлял, что он родился 4 июля 1900 года, аккурат в День независимости Америки. Эта дата была отмечена во многих биографий. Вплоть до середины 1980-х годов не было известно, что его истинная дата рождения 4 августа 1901 года, что было обнаружено в ходе изучения записей крещения.
Луи Армстронг родился в очень бедной семье в Новом Орлеане, штат Луизиана, и был внуком рабов. Он провел свою юность в нищете, в грубой окрестности Uptown Нового Орлеана, известной как “Back of the Town” ("Назад в город"). Его отец, Уильям Армстронг (1881-1922), оставил семью, когда Луи был ребенком и сошёлся с другой женщиной. Его мать, Мария "Mayann" Альберт (1886-1942), чуть позже оставила Луи и его младшую сестру Беатрис Армстронг Коллинз (1903-1987) на попечение бабушки, Джозефина Армстронг, а иногда и дяди Исаакв. В пять Луи вернулся жить к своей матери и ее родственникам, а своего отца видел только на парадах.
Армстронг учился в школе для мальчиков, где он, вероятно, приобщился к музыке. Он подрабатывал уличным продавцом газет, а также нахождение в ресторанах, но этого было недостаточно, чтобы удержать мать от проституции. Луи слушал музыку в танцевальных залах и в публичных домах рядом с домом, где выступали Джо "Кинг" Оливер (Joe "King" Oliver) и другие известные музыканты, играли на джем-сешнах.
После того, как Армстронга выгнали из школы Фиск в одиннадцать лет, он присоединился к квартету мальчиков, которые пели на улице за деньги. Но он также начал попадать беду. Корнетист Банк Джонсон (Bunk Johnson) рассказал, что учил Армстронга играть на слух в Dago Tony's Tonk в Новом Орлеане. Армстронг впоследствии смотрел на свою молодость, как на самые худшие времена, но вместо этого черпал вдохновение из неё: "Каждый раз, когда я закрываю глаза, играет моя труба - я смотрю прямо в сердце старого доброго Нового Орлеана ... Это даёт мне смысл жизни».
Луи Армстронг также работал на литовско-еврейскую семью иммигрантов, Karnofskys, который имели бизнес на нелегальных перевозках. Они взяли его и относились к нему почти как к члену семьи, зная, что он жил без отца, кормили и воспитывали его. Позже он написал мемуары о своих взаимоотношениях с Karnofskys под названием Louis Armstrong + the Jewish Family in New Orleans, La., the Year of 1907. В ней он описывает свое открытие, что эта семья была также подвергаются дискриминации со стороны «других национальностей белых людей", которые считают, что они были лучше, чем евреи. Мне было всего семь лет, но я понимал, какие нечестивые бывают белые люди, обижая беднуюеврейскую семью, в которой я работал ". Армстронг носил звезду Давида на шее всю жизнь и писал о том, что он узнал от них: ". Именно от Карновскисов Армстронг получил в дар свой первый музыкальный инструмент. Об этом он не мог и мечтать.
Армстронг серьезно занимался игрой на корнете, играя в группе новоорлеанского детского дома для цветных беспризорников, куда он был отправлен несколько из-за преступных наклонностей, особенно пальбы в воздух из пистолета отчима в канун празднования Нового года. Профессор Питер Дэвис (который часто появлялся в Доме по просьбе его администратора, капитана Джозеф Джонас) привил Армстронгу дисциплину в музыкальном образовании. В конце концов, Дэвис сделал юного Армстронга лидером группы. Главная группа играла в Нью-Орлеане и тринадцатилетний Луи начал привлекать внимание своей игрой на корнете игры. В четырнадцать лет его выпустили из детского дома, Армстронг снова жил с отцом и мачехой, затем снова с мамой, а также к улицам и соблазнов. Армстронг получил свою первую работу танцевальный зал на Генри Понсе, где Блэк Бенни (Black Benny) стал его защитником и наставником. Луи перевозил уголь днем и играл на корнете ночью.
Луи Армстронг часто играл на городских парадах в духовом оркестре и слушал старших музыкантов, используя каждый шанс учиться у Банка Джонсона (Bunk Johnson), Бадди Пети (Buddy Petit), Кида Ори (Kid Ory), и, прежде всего, Джо "Кинг" Оливера (Joe "King" Oliver), который выступал в качестве наставника и отца молодого музыканта. Позже он играл в духовых оркестров на речных судах Нового Орлеана, и начал путешествовать с хорошо известной группой Jazz-E-Sazz Band Фэйта Мэрейбла (Fate Marable), которая гастролировала на пароходе вверх и вниз по реке Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо — сокращение от английского Satchel Mouth (рот-меха).
В 1919 году Джо Оливер решил идти на север и ушел из группы Кида Ори, Армстронг заменил его. Он также стал вторым трубачом в Tuxedo Brass Band, общественной группы.
В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре Creole Jazz Band. Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи.
В то время Чикаго был центром вселенной джаза. Армстронг жил как царь в Чикаго, в собственной квартире со своей ванной. В это время он встретил Хьюго Кармайкла (Hoagy Carmichael), с которым он будет сотрудничать позже. Кармайкл познакомил Луи со своим другом Биксом Байдербеком (Bix Beiderbecke), имевшем свою группу в Чикаго.
Армстронг перешел на трубу, чтобы лучше вписаться в игру с другими музыкантами в своей секции. Его влияние на солиста тенор-саксофониста Хендерсона, Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins), можно заметить, слушая записи, сделанные группой в этот период.
Армстронг быстро адаптироваться к более жесткому контролю Хендерсона над стилем, играл на трубе и даже экспериментировать с тромбоном, заряжал других членов группы своей эмоциональностью, выразительной Армстронг импульса. Вскоре Луи также пел на сцене и рассказывать сказки Нового Орлеана. Оркестр Хендерсона играл в лучших местах для белых, в том числе знаменитом бальном зале Roseland, отличался стильными аранжировками Дона Редмана (Don Redman). Оркестр Дюка Эллингтона (Duke Ellington) приходил в Roseland ловить выступления Армстронга и молодые горнисты города тщетно пытались переиграть его, расщепляя губы в своих попытках.
За это время Армстронг сделал много записей на стороне, аранжированных старым другом из Нового Орлеана, пианистом Кларенсом Уильямсом (Clarence Williams). Некоторые записи были сделаны с небольшим джаз-бандом Blue Five Уильямса (некоторые из лучших партнёрств Армстронга с одним из немногих его конкурентов в огненной технике и идеях, Сидни Беше (Sidney Bechet)) и ряд аккомпанементов блюзовым исполнителям, в том числе Бесси Смит (Bessie Smith), Ма Рейни (Ma Rainey) и Альберта Хантер (Alberta Hunter).
В состав группы входили Кид Ори (Kid Ory, тромбон), Джонни Доддс (Johnny Dodds, кларнет), Джонни Сен-Сир (Johnny St. Cyr, банджо), жена Лил на фортепиано, и как правило, барабанщика не было. Последовавшие вскоре записи с пианистом Эрлом "Фатха" Хайнсом и вступление на трубе Армстронга в "West End Blues" остаются одними из самых известных и влиятельных импровизаций в истории джаза. Армстронг теперь свободно развивал свой индивидуальный стиль, как он хотел. Результатом этого стали "Whip that thing, Miss Lil" и "Mr. Johnny Dodds, Aw, do that clarinet, boy!"
Армстронг также играл с Little Symphony Эрскина Тейта (Erskine Tate). Они делали музыку для немого кино и концертов, в том числе джазовые версии классической музыки, таких как «Мадам Баттерфляй», которая дала Армстронгу опыт крупных музыкальных форм и выступления перед большой аудиторией. Он начал петь скэт (импровизированный вокальный джаз с использованием бессмысленных слов) и был одним из первых, записавших это на "Heebie Jeebies" в 1926 году. Запись была настолько популярна, что группа стала самымой известным джаз-бендом в США. Молодые музыканты по всей стране использовали нововведения Армстронга в джазе.
После уходы из группы Лил, Армстронг начал играть в кафе Sunset с ассоциированного с Аль Капоне Carroll Dickerson Orchestra Джо Глейзера, с Earl Hines на фортепиано, который вскоре был переименован в Louis Armstrong and his Stompers (Луи Армстронг и его ботинки). Хайнс и Армстронг быстро подружились, а также успешно сотрудничали.
Армстронг вернулся в Нью-Йорк в 1929 году, где он играл в оркестровой яме в мюзикле Hot Chocolate (горячий шоколад), написанном чернокожими Энди Разафом (Andy Razaf) и пианистом-композитором Фэтсом Уоллером (Fats Waller). Он также выступал в качестве вокалиста, в регулярном шоу, исполняя "Ain't Misbehavin", своей версией песни, которая остаётся его самой продаваемой записью до настоящего времени.
Армстронг начал работать в клубе Inn в Гарлеме, главном конкуренте Cotton Club, служащем прикрытием для гангстеров Датча Шульца. Армстронг также добился значительных успехов в записи вокала, в том числе версий известных песен, написанных его старый друг Ньюго Кармайклом. Записи Луи 1930-х годов в полной мере отражают преимущества нового ленточного микрофона RCA, введенного в 1931 году, который придавал вокалу характерное тепло и сразу стал неотъемлемой частью "напевающих" звуки артистов, таких как Бинг Кросби (Bing Crosby). Интерпретация Армстронга известной "Stardust" из Кармайкла стала однойиз самых успешных версий этой песни за всю историю, демонстрируя уникальные вокальные звук и стиль Армстронга, и его новаторский подход к пению песен, которые уже стали стандартами.
Радикально переработанная Армстронгом "Lazy River" Сидни Эродин (Sidney Arodin) и Кармайкла (записана в 1931 г.) выражает многие черты его новаторского подхода к мелодии и фразировке. Песня начинается с краткого соло трубы, затем основная мелодия заявляет о себе рыданиями горна, перемежаемые рычащим междометия Армстронгом в конце каждого такта: "Yeah! ..."Uh-huh" ..."Sure" ... "Way down, way down" ("Да! ..." Угу "..." Конечно ". .. "Путь вниз, вниз"). Это и есть классическое "джазовое пение" Армстронга.
Как и на трубе, Армстронг заложил е камень вокальных инноваций в фундамент искусства джазовой вокальной интерпретации. «Песочная» окраска его голоса стала музыкальным архетипом, которому многие подражали и подражают до сих пор.
Депрессия начала тридцатых годов особенно тяжело отразилась на джазовой сцене. Cotton Club был закрыт в 1936 году и многие музыканты перестали играть вообще. Bix Beiderbecke умер, а группа Флетчера Хендерсона распалась. Кинг Оливер сделал несколько записей, но боролся за существование. Сидней Беше стал портным, а Кид Ори вернулся в Новый Орлеан и разводил кур.
Армстронг переехал в Лос-Анджелес в 1930 году, ища новые возможности. Он играл в New Cotton Club в Лос-Анджелесе с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) на барабанах. Группа привлекала толпы жителей Голливуда, которые все еще могли позволить себе роскошную ночную жизнь, в то время радиопередачи из клуба слушала молодежная аудитория на дому. Бинг Кросби и многие другие знаменитости были завсегдатаями клуба. В 1931 году Армстронг появился в своем первом фильме Ex-Flame.
Армстронг был осужден за хранение марихуаны, но получил условный срок. Он вернулся в Чикаго в конце 1931 года и играл в группах более в духе Гая Ломбардо (Guy Lombardo) и записывал больше стандарты. Вскоре Армстронг посетил Новый Орлеан, его приняли как героя, он увидел старых знакомых. Луи спонсировал местную бейсбольную команду, известную как "Armstrong’s Secret Nine" и получил сигары имени себя. Но вскоре он уехал в тур по всей стране и после этого решил рвануть в Европу.
Пробыв много лет в дороге, Луи Армстронг поселился в Квинсе (Нью-Йорк) в 1943 году со своей четвертой женой, Люсиль. Находясь в зависимости от превратностей Tin Pan Alley и бандитского музыкального бизнеса, а также расизма, он продолжал развивать свою игру. Он записал Rockin Кармайкла для Okeh Records.
В течение последующих тридцати лет, Армстронг играл более трехсот концертов в год. Заказы на биг-бенды уменьшились в 1940-х в связи с изменениями в общественных вкусах: бальные залы закрыты, была конкуренции со стороны телевидения и других видов музыки, становившихся все более популярными, чем большой музыкальный коллектив. В таких условиях стало невозможным поддерживать и финансировать хотя бы 16-часть гастролей группы.
После весьма успешного джазового концерта в малых группах в нью-йоркском Town Hall 17 мая 1947 года, Армстронга с тромбонистом и певцом Джеком Тигарденом (Jack Teagarden), менеджер Армстронга Джо Глейзер распустил его биг-бэнд 13 августа 1947 года. Глейзер создал маленькую группу из шести человек с участием Армстронга и (первоначально) Тигардена, Эрла Хайнса и другие известных свинг и диксиленд музыкантов, большинство из них - бывшие руководители биг-бендов. О новой группе было объявлено на открытии Supper Club Билли Берга.
Эта группа стала называется Louis Armstrong and his All Stars и включала в разные времена Эрлаа "Фатха" Хайнса, Барни Бигарда (Barney Bigard), Эдмонда Холла (Edmond Hall), Джека Тигардена, Трамми Янга (Trummy Young), Орвелла Шоу (Arvell Shaw), Билли Кайла (Billy Kyle), Марти Наполеона (Marty Napoleon), Биг Сид Кэтлетт (Big Sid Catlett), Кози Коула (Cozy Cole), Тайри Гленна (Tyree Glenn), Барретта Димса (Barrett Deems), Джо Даренсбурга (Joe Darensbourg) и филиппинско-американского ударника Дэнни Барселоне (Danny Barcelona). В этот период Армстронг сделал много записей и снялся более чем в тридцати фильмах. Он был первым джазовым музыкантом, появившимся на обложке журнала Time от 21 февраля 1949 года
Армстронг продолжал свои гастроли с плотнымй графиком до своей смерти в 1971 году. В последние годы жизни он иногда играл некоторые из своих многочисленных концертов наизусть, но иногда мог оживить самый обычный концерт своей энергичной игрой, часто к удивлению группы. Кроме того, он посетил Африку, Европу и Азию под эгидой Государственного департамента США с большим успехом, получив прозвище «посол Satch".
Луи Армстронг умер от сердечного приступа во сне 6 июля 1971 года.
На его похоронах выступили Бинг Кросби, Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Перл Бэйли (Pearl Bailey), Каунт Бейси (Count Basie), Гарри Джеймс (Harry James), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Эд Салливан (Ed Sullivan), Эрл Уилсон (Earl Wilson), Алан Кинг (Alan King), Джонни Карсон (Johnny Carson) и Дэвид Фрост (David Frost). Пегги Ли (Peggy Lee) пела молитву Господню, а Эл Хиблерr (Al Hibbler) спел "Nobody Knows the Trouble I've Seen". Фред Роббинс, давний друг, произнёс хвалебную речь.