13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс .

Арт Тэйтум (Art Tatum) – великий слепой джазовый пианист, виртуоз феноменальной страйдовой фортепианной техники, предтеча бибопа.
Тэйтум широко признан как один из величайших джазовых пианистов всех времен. Он оказал большое влияние на последующие поколения джазовых пианистов. Арт был отмечен за сложность и скорость его выступлений, установивших новые стандарты виртуозности для джазового фортепиано. Критик Скотт Янов писал: «Тэйтум имеет быстрые рефлексы и безграничную фантазию, его импровизации наполнены свежими, а иногда и футуристическими идеями, которые ставят его далеко впереди своих современников ... Записи Art Tatum по-прежнему пугают современных пианистов».

13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883816392
Биография:

Артур «Арт» Тэйтум-младший (Arthur "Art" Tatum, Jr.) родился 13 октября 1908 года в Толедо, штат Огайо, США. Его отец, Артур Тэйтум- старший, был гитаристом и старшиной в пресвитерианской церкви, где его мать, Милдред Хоскинс, играла на фортепиано. Арт имел двух братьев, Карла и Арлин. С детства он страдал от катаракты, которая оставила его слепым на один глаз, а другой глаз еле видел. Множество хирургических процедур улучшили состояние одного глаза до такой степени, что он смог различать крупные предметы. Но зрение снова ухудшилось, когда Тэйтум подвергся нападению в 1930 году в возрасте 21 года.

Будучи вундеркиндом с абсолютным слухом, Арт Тэйтум учился играть на слух, выбирая церковные песнопения в возрасте до трех лет, мелодии с радио и копируя фортепианные записи на пластинках, которые имела его мать. Позже, в интервью «Голосу Америки», он опроверг распространенные слухи, что научился играть на пианино копированием записей, сделанных двумя пианистами. Арт разработал невероятно быстрый стиль игры, без потери точности. В детстве Тэйтум был также очень чувствительны к натсройке пианино и настаивал, чтобы его часто настраивали. Кроме игры на пианино, Арт проявил невероятные умственные способности - он имел энциклопедическую память для общирной статистика бейсбольной лиги.

В 1925-м Татум пошёл в школу Columbus для слепых, где учился музыке и изучал азбуку Брайля. Впоследствии Арт обучался игре на фортепиано с Овертоном Г. Рейни либо в школе Джефферсона, либо школе музыки Толедо. Рейни, также имевший слабое зрение, вероятно, учил Тэйтума в классической традиции, без импровизации, и был обескуражен когда его ученик играл джаз. В 1927 году Тэйтум начал играть на радиостанции Toledo WSPD как «Артур Татум, слепой пианист из Толедо». Вскоре у Арта уже была своя программа. В возрасте 19 лет Тэйтум играл в клубе Bellmens. Слухи о невероятной игре молодого Тэйтума широко распространились и ведущие национальные исполнители, будучи в Толедо, в том числе Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Джо Тернер (Joe Turner) и Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), делали остановку, чтобы заглянуть в клуб и услышать «фортепианное явление».
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883834056
Музыкальная карьера:

Арт Тэйтум черпал вдохновение от пианистов Джеймса П. Джонсона (James P. Johnson) и Фэтса Уоллера (Fats Waller), которые были примером фортепианного стиля страйд, и от более "современного" Эрла Хайнса (Earl Hines), на шесть лет старше Тэйтума. Сам Арт упоминал Уоллера, как оказавшего наибольшее влияние, но, по словам пианиста Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и саксофониста Эдди Бэйрфилда (Eddie Barefield), "любимым фортепианным джазовым музыкантом Art Tatum был Earl Hines. Он покупал все записи Эрла и импровизировал под них".

Одним из главных событий в стремительном взлете Тэйтума к успеху было его появление на конкурсе в 1933 году в баре Моргана в Нью-Йорке, с участием Уоллера, Джонсона и Вилли" Лео"Смита (Willie "The Lion" Smith). В конкурсе исполнялись стандарты "Harlem Strut" и "Carolina Shout" Джонсона, "Handful of Keys" Фэтса Уоллера. Тэйтум победил со своими аранжировками "Tea for Two" и "Tiger Rag", исполнение которых считается последним словом в страйдовом фортепиано. Джеймс П. Джонсон, потом вспоминая о дебюте Тэйтума, просто сказал: "Когда Татум сыграл Tea For Two ту ночь я предполагаю, что это был первый раз, когда я услышал, как это действительно надо играть". Дебют Тэйтума был историческим, потому что он переиграл элиту пианистов и возвестил о кончине эры страйда.

Арт Тэйтум работал сначала в Толедо и Кливленде, а потом в Нью-Йорке в клубе Onyx в течение нескольких месяцев. Он записал свои первые четыре сольных стороны на лэйбле Brunswick в марте 1933 г. Арт вернулся в Огайо и играл на американском Среднем Западе - Толедо, Кливленд, Детройт, Сент-Луис и Чикаго - в середине 1930-х годов и играл на радио Флейшман в часовой программе при участии Руди Валле в 1935 году. Тэйтум также играл в Three Deuces в Чикаго и в Лос-Анджелесе играл в Трокадеро, Paramount и клубе Alabam. В 1937 году он вернулся в Нью-Йорк, где выступал в клубах и играл в национальных радиопрограммах. В следующем году Тэйтум выступил перед королевой Марии в Англии, где он гастролировал, играл в течение трех месяцев в клубе Ciro у бэндлидера Амброуза. В конце 1930-х годов он вернулся в США, чтобы играть и записываться в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883858120
1940-е :

В 1941 Арт Тэйтум записал две сессии для Decca Records с певцом Биг Джо Тёрнером (Big Joe Turner), первая из которых включала "Wee Wee Baby Blues", которая достигла национальной популярности. Два года спустя Татум заняла первое место джазовой популярности в опросе Esquire Magazine. Тэйтум сформировал трио в 1943 году вместе с гитаристом Тини Граймсом (Tiny Grimes) и басистом Слэмом Стюартом (Slam Stewart), абсолютный слух которого позволял ему следовать за Артом. Тэйтум записывался с трио на протяжении почти двух лет, но оставил формат трио в 1945 году и вернулся к сольной работе на фортепиано. Хотя Арта боготворили многие джазовые музыканты, его популярность исчезла в середине-конце сороковых годов с появлением бибопа - движения, которое Тэйтум не принимал.

В последние два года своей жизни, Тэйтум регулярно играл в Keyboard Lounge Бейкера в Детройте, в том числе своё последнее публичное выступление в апреле 1956 года.
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883868616
Стиль и техника :

Когда Арт начинал свою карьеру, он, естественно, не мог обойти стороной манеру страйд. Он сам признавал: «Фэтс - вот мой учитель. И вряд ли есть лучший образец, чем его игра». Страйд явно наложил отпечаток на его ранние записи. В частности, он прослеживается в четырех сольных пьесах, записанных в 1953 году. Так, как Art Tatum сыграл начало пьесы «Tea for Two» (за исключением быстрой смены тональностей в двенадцатом такте), мог сыграть и Уоллер. Остальная часть пьесы выдержана целиком в самобытной манере Тэйтума. Он уже использует арпеджио и другие пассажи, стремительно перекатывающиеся вверх и вниз по клавиатуре и ставшие потом отличительной чертой его стиля. Встречаются, правда, и угловатые фразы, неожиданно прерываемые на полпути совершенно другой, встречной фигурой. Эти «рваные» фигуры не столь фрагментарны, как у Эрла Хэйнса. Там, где Хэйнс прерывал фразу новой фигурой, а затем, не закончив ее, начинал третью, Тэйтум обычно давал новой фигуре развиться до конца. Это существенно отличает его стиль от стиля Хэйнса, влияния которого Арт не мог избежать в юности.

Пианизм Тэйтума развивался в одном направлении - от страйда к собственному стилю - иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Последнее новшество особенно заинтересовало боперов. Со временем он в своей игре все чаще и чаще внезапно переносил мелодическую линию в другую тональность, иногда лишь на полтона отличавшуюся от начальной. Иногда он менял тональность даже в пределах одного такта.

Смена тональности - это яркий прием. Теоретически он призван подчеркнуть новый музыкальный период. Но частые короткие модуляции Тэйтума служат иной цели. Они усиливают колорит музыки, удивляют, заставляют на какой-то момент вспыхивать ярким блеском фрагмент музыкальной ткани. Кроме того, ему нравилось подменять стандартные аккорды, к которым привыкли исполнители на духовых инструментах, аккордами новыми, непривычными. (Следует отметить, что во многих произведениях аккорды, традиционно используемые музыкантами, могут отличаться от тех, что обозначены в нотах.) Порой он исполнял целую серию аккордов, полностью отличавшихся от первоначальной гармонической структуры композиции, но логически связанных друг с другом и в определенный момент возвращавших его к основной мелодии.

В целом Арт Тэйтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии. Его способность обрамлять мелодию последовательностями нестандартных аккордов без искажения мелодической линии изумляла его коллег. К 1933 году, когда Тэйтум сделал свои первые записи, он был непревзойденным мастером джазовой гармонии.

Но совершенное владение гармонией - это лишь часть его возможностей. Он обладал фантастической техникой, повергавшей всех в изумление. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе, и делал это легко, эле-гантно, без малейшего напряжения. Среди его первых записей есть пьеса «Tiger Rag», которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Тэйтум практически не допускает отклонений от него. В 1949 году на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту - это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту! И это не было для Тэйтума упражнением в скорости: налицо были представлены все характерные черты его стиля. Просто он играл быстрее других джазовых пианистов.
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883878856
Работа в группе :

Арт Тэйтум, как правило, работал и записывался без сопровождения, отчасти потому, что сравнительно немногие музыканты могли идти в ногу с быстрыми темпами его и передовыми гармоническими фразами. Другие музыканты выражали недоумение и поражались, выступая с Артом. Барабанщик Джо Джонс (Jo Jones), который записал в 1956 году три сессии с Тэйтумом и басистом Рэдом Каллендером (Red Callender) рассказывал «я даже не играл на этой сессии [...] все, что я делал - просто слушал. Я имею в виду, что я могу добавить? [...] Я чувствовал, что моя проклятая барабанная установка на огне». Кларнетист Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco) сказал, что играть с Тэйтумом был"как погоня за поездом". Сам Арт говорил о себе:"группа мешает мне".

Тэйтум не легко адаптировался или терпел других музыкантов в ансамбле. В начале своей карьеры он был обязан сдерживать себя, когда он работал аккомпаниатором для вокалиста Аделаиды Холл (Adelaide Hall) в 1932-33 гг. Может быть, потому, что Татум считает, что существует ограниченная аудитория для фортепианоного соло, он сформировал трио в 1943 году – меньше музыкального ансамбля просто не существует. Позже он записывался с другими музыкантами, в том числе заметные сессии 1944 года Esquire Jazz All-Stars, которая включала Луи Армстронга, Билли Холидей (Billie Holiday) и других звёзд джаза, на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он также записал памятную групповую сессию для Нормана Granz в середине 1950-х годов.
Вне конкуренции

Фортепианный джазовый Mainstream пошёл в другом направлении, чем пионер Тэйтум. Тем не менее, транскрипции Татум популярны и часто практикуются. Но, может быть, потому что его игру было настолько трудно скопировать, только горстка музыкантов - таких как Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Джонни Коста (Johnny Costa), Джонни Гварнери (Johnny Guarnieri), Адам Макович (Adam Makowicz), Лютер G. Уильямс (Luther G. Williams), Стивен Майер (Steven Mayer) и Кристофер Джордан (Christopher Jordan), и, за пределами обычного списка джазовых пианистов, Андре Превин (Andre Previn)- пытались подражать или серьезно оспаривать Тэйтума. Несмотря на то, Бад Пауэлл (Bud Powell) из движения бибоп, с его плодовитым и захватывающий стилем, указывал на влияние Тэйтума.

Великий русский композитор Сергей Рахманинов, говорят, как-то попытался сыграть одну из тэйтумовских пьес, но, не доиграв, отодвинулся от рояля: нет, сказл он, Тэйтум сыграет лучше. О нем с восторгом говорил еще один великий русский - пианист Владимир Горовиц, который ходил на концерты Тэйтума, а уж дождаться от сардоничного и циничного Горовица похвалы было не то что непросто - практически нереально.

Он не просто бил по клавишам невероятно быстро, не теряя мелодической линии. Он обрамлял ее нестандартными, но очень интересными аккордами, да еще и с необыкновенной легкостью. И это при невероятном по тому времени темпе - в 1949-м он сыграл пьесу I Know That You Know в темпе 450 bpm, не упражняясь при этом в скорости.

Art Tatum умер 5 ноября 1956 года в медицинском центре в Лос-Анджелесе, Калифорния, от осложнений уремии (в результате почечной недостаточности).







Art Tatum, Ben Webster - "The Album"

13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883905480
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883910856
13 октября родилась целая плеяда великих : пианист Арт Тэйтум, басист Рэй Браун, саксофонист Фароа Сандерс . - 884883913416
  • Art Tatum & Ben Webster - Gone With The Wind
  • Art Tatum & Ben Webster - All The Things You Are
  • Art Tatum & Ben Webster - Have You Met Miss Jones?
  • Art Tatum & Ben Webster - My One And Only Love
  • Art Tatum & Ben Webster - Night And Day
  • Art Tatum & Ben Webster - My Ideal
  • Art Tatum & Ben Webster - Where Or When
  • Art Tatum & Ben Webster - Gone With The Wind [alternate take 2]
  • Art Tatum & Ben Webster - Have You Met Miss Jones? [alternate take]


Art Tatum - piano;,
Ben Webster - sax;
Red Callender - bass;
Bill Douglass - drums.

recorded Los Angeles, CA, Dec 28, 1953 - Sep 11, 1956

Пікірлер

Пікірлер жоқ.