Каббала в Зарождении Религий и Философии.

«Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от каббалистов. Он первым перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».
Иоганн Рейхлин.
Правление царя Соломона – период расцвета, «золотой век» в истории Израиля. Это время наивысшего духовного подъема, когда весь народ находится в состоянии постижения Высшей силы. В их душе раскрывается ступень мохин дэ-хая, а в нашем мире это проявляется как период Первого Храма. Сыновья Израиля достигают наивысшего духовного состояния.
В 928 году до н. э. происходит раскол Объединенного царства на Иудейское и Израильское. В 722 году до н. э. наступает конец Израильского царства; десять колен изгоняются из земли Израиля и рассеиваются.
На материальном уровне процесс смешения десяти колен Израиля и народов мира почти повсеместно вызывает появление новых духовных раскрытий. Многочисленные философы и основоположники религий, как на Востоке, так и на Западе, начали свою деятельность именно в этот период.
Перечислим главные религии древнего мира, на возникновение которых частично оказала влияние каббала времен разрушения Первого Храма.
ИНДИЯ. В VI веке до н. э. появляется религиозное течение, связанное с именем Кришны Васудэвы. Памятником учения Кришны является Бхагават-Гита («Песнь Господня») – одно из величайших произведений религиозной поэзии всех времен и народов. В конце VI века до н. э. прозвучала проповедь Будды Гаутамы, положившая начало новой мировой религии – буддизму. До сих пор буддизм насчитывает миллионы последователей во всем мире. Буддизм, в отличие от других религий, не подразумевает веру или поклонение, это скорее философия жизни. Религией его сделали последователи, обожествив Гаутаму, по аналогии с тем, что «короля делает свита». Он сам совершенно не был религиозен в примитивном смысле этого слова. Сиддхартха Гаутама родился в 623 году до н. э. и стал Буддой (санскр. – букв. – просветленный), создав философское учение.
КИТАЙ. Тогда же, в VI веке до н. э., философ Лао-Цзы основал учение Дао, в котором изложил открывшуюся ему во время медитации «тайну вещей». В конце того же века появляется Конфуций.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Во времена Первого Храма каббала не могла не оказать влияние и на соседей израильтян – греков, что нашло отражение в трудах некоторых выдающихся греческих философов.
В конце VI века до н. э. появляется великий мыслитель, философ и ученый Пифагор. Его взгляды формируются под влиянием общения с иудейскими пророками того времени.
Знаменитый немецкий гуманист Иоганн Рейхлин (1455-1522) в своей книге «Искусство каббалы» («De arte cabalistica») пишет: «Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от каббалистов. Он первым перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».
Идеи Пифагора в дальнейшем были развиты и легли в основу последующих философских систем. Философия, восприняв частично некоторые концепции каббалы, пошла по иному пути. От нее произошли современные науки о материальном мире.
Древняя мудрость, в том числе каббала, осталась за пределами интересов исследователей и была постепенно забыта. Тот объем знаний, который не смогла охватить наука, вобрали в себя возникающие религии, ритуалы и обычаи.
Девятого Ава 586 года до н. э., после тяжелейшей двухлетней осады, войска Навуходоносора разрушили и сожгли Храм. По всей вероятности, в огне погибла и древняя святыня Израиля – Ковчег. Жители Иудеи были угнаны в вавилонский плен.
Однако именно в изгнании народ Израиля как бы собирается заново. Изгнание и плен оказались не концом дороги Израиля, а лишь одним из ее поворотов.
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения, сын моденского графа. Окружающих он поражал своим ранним развитием: десяти лет от роду считался уже первым оратором и поэтом своего времени. Отказавшись от политической деятельности, он отдался поглощавшей его жажде знания: ездил по университетам, изучил двадцать два языка и, когда европейская наука того времени открыла ему все свои тайны, углубился в изучение каббалы, для чего выучил халдейский, еврейский и арабский языки.
В своей книге «Философские, каббалистические и теологические выводы» он пишет: «Та самая, настоящая трактовка Закона, которая была раскрыта Моисею в Божественном откровении, называется "Каббала" (dicta est Cabala), что у иудеев означает "получение" (receptio)». «В общем, существует две науки... Одна из них называется комбинаторика (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках... Другая говорит о силах Высших Вещей... Обе они вместе называются у иудеев "каббалой"» (Pico dela Mirandola, Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae).

Комментарии

Комментариев нет.