Божественные качества, дарующие освобождение: качества богов

Божественные качества – качества, которые являются проявлением и признаком праведности человека. Такие качества приводят человека к освобождению, а их отсутствие сковывает человека и подчиняет его иллюзии.

Божественные и демонические натуры"

БГ гл.16 Божественные и демонические натуры" http://www.bhagavatgita.ru/chapter_16.html 
Тексты 1-3. Верховная божественная личность сказал: "Бесстрашие,
очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность,
самообладание, принесение жертв, изучение "Вед", аскетизм, простота, неприменение
насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие,
нежелание искать несовершенства в других, сострадание ко всем живым существам,
свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность,
всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и стремления к славе --
все эти трансцендентальные качества, о сын Бхараты, присущи праведным людям,
наделённым божественной природой.

Текст 4. Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество -- эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи.

Текст 5. Трансцендентные качества ведут к освобождению, тогда как демонические -- сковывают. Не беспокойся, о сын Панду, ибо ты с рождения наделён божественными свойствами.

Текст 6. О сын Притхи, в этом мире существует два вида сотворённых существ.

Одни называются божественными, а другие -- демоническими.

Я уже объяснил тебе подробно, каковы божественные свойства, теперь же послушай о свойствах демонических.

Текст 7. Демоны не знают, что следует делать, и что -- не следует.
В них нет ни чистоты, ни достойного поведения, ни правды.

Текст 8. Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основания, нет Бога, управляющего им. Они говорят, что мир возник из плотского желания, что ему нет другой причины, кроме вожделения.

Текст 9. Следуя таким заключениям, демоны, потерявшие себя и не имеющие разума, занимаются ужасной, вредной деятельностью, направленной на разрушение мира.

Текст 10. Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощённые тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.

Тексты 11-12. Они считают, что удовлетворять чувства -- первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощённые вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств.

Тексты 13-15. Демон думает: "Сегодня у меня есть столько денег, а будет ещё больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и моё богатство будет возрастать всё больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты.
Я господин всего окружающего, я -- наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив.
Я самый богатый человек, окружённый аристократическими родственниками. Нет никого, кто превосходил бы меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость."
Так подобные люди бывают обмануты невежеством.

Текст 16. Так, постоянно находясь в заботах и тревогах, запутавшись в сети иллюзий, они приобретают слишком сильную привязанность к чувственным удовольствиям и попадают в ад.

Текст 17. Самодовольные и всегда бесстыдные, обманутые богатством и ложным престижем, они иногда с гордостью совершают жертвоприношения лишь для виду, не следуя никаким правилам и предписаниям.

Текст 18. Введённые в заблуждение ложным эго, силой, гордостью, вожделением и гневом, демоны начинают испытывать зависть к Верховной божественной личности, пребывающей в их собственном теле и в телах других существ, и богохульствуют по поводу истинной религии.

Текст 19. Завистливых и злонравных, низших среди людей, Я постоянно низвергаю в океан материального существования, в различные демонические формы жизни.

Текст 20. Многократно рождаясь среди демонических форм жизни, такие люди, о сын Кунти, никогда не могут приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются к самым отвратительным формам существования.

Текст 21. Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность.
Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души.

Текст 22. Человек, избежавший этих трёх врат преисподней, о сын Кунти, совершает поступки, ведущие к самореализации, и, таким образом, постепенно достигает высшей цели.

Текст 23. Тот, кто отвергает данные в шастрах наставления и действует по собственной прихоти, тот не сможет достичь ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.

Текст 24. Поэтому человек должен понять, исходя из предписаний шастр, в чём состоит его долг, и что таковым не является. Зная эти правила и предписания, он должен поступать таким образом, чтобы постепенно возвыситься."
---

Бхагавад-Гита 16.1-3

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой


Божественные качества — это те качества характера, которые ведут к освобождению. Божественные качества присущи человеку благочестивому и благонравному. Эти качества естественно проявляются как от рождения, так и приобретаются в процессе духовной практики. Такие качества ведут человека к освобождению от страданий и зависимости от внешнего мира. От качеств, в общем, зависит то, будет ли человек счастлив или будет страдать.

Качества также определяют поступки и образ действий человека и влияют на его восприятие мира. Преобладание божественных качеств в человеке дает ему возможность совершать благочестивые поступки, тогда как их отсутствие будет приводить к необходимости совершать дурные поступки. И это будет продиктовано влиянием ума человека, то есть этого будет крайне трудно избежать. Божественные качества дают человеку возможность естественным образом вести себя правильно и не поддаваться чувствам, эмоциям и желаниям.

Божественные качества характера позволяют человеку не запутываться в материальной деятельности, оставаться свободным от привязанностей и последствий своих действий. Хотя такой человек действует, он остается независимым от любой деятельности. Независимость человека, в котором преобладают божественные качества, проистекает из способности черпать более значительное удовольствие внутри самого себя. Ощущение счастья, которое получает такой человек будет сильнее любого стремления удовлетворить желания. По этой причине, такому человеку значительно легче контролировать себя и отказываться от плодов своего труда, тем самым оставаясь независимым как от деятельности, так и от других людей. Таким образом, он достигает умиротворения.

Демонические качества

Демонические качества напротив будут запутывать человека и вести его в адские условия жизни. Обретая успех в деятельности, человек с демоническим складом характера, будет испытывать на себе зависимость от этой деятельности и все больше погружаться в невежество. Это происходит от привязанности к плодам своего труда и алчности. Такая жизнь будет вести к тяжким страданиям и в случае успеха, и в случае неудачи.


Тот, кто обладает божественными качествами, действует из чувства долга, сострадания и вдохновения. Те же, кому присущи демонические качества, действуют из вожделения, стремлению к обогащению, приобретению славы или могущества. Деятельность связанная с приобретением материальных совершенств, таких как: богатство, слава, почет, высокое положение или красота, всегда будет сопрягаться со множеством беспокойств. Часто, стремясь насладиться этими совершенствами, люди заняты больше тем, чтобы не потерять их. Так они становятся заложниками собственных желаний.

Качества праведных людей ( по комментариям)

1. Бесстрашие — готовность жертвовать и идти через трудности, ради достижения духовного блага. Бесстрашие означает действовать из чувства долга, несмотря на препятствия.
«Делай что должен и будь что будет» — Л.Н. Толстой

2. Очищение своего бытия — отказ от деятельности, ведущей к деградации, и стремление к деятельности способствующей очищению. Фактически, отказ от деятельности следствием которой будет потеря контроля над собой, например: принятие интоксикаций или азартные игры. Очищающая деятельность — это бескорыстная материальная деятельность или занятие духовной практикой.

3. Совершенствование в духовном знании — процесс постижения духовного знания, через непосредственный живой опыт. Применение религиозных принципов в жизни.

4. Благочестивая деятельность: благотворительность, аскезы, жертвоприношения — «От жертвоприношений, благотворительности и аскезы нельзя отказываться, ибо они очищают даже великие души«. Б.Г. 18.3

5. Владение чувствами — контроль побуждений ума и пяти органов восприятия.

6. Изучение Вед — чтение и слушание священных писаний.

7. Аскетизм — способность добровольно претерпевать лишения, ради совершенства. Отказ от роскоши.

8. Простота — отказ от двуличности, прямота в отношениях с другими. Честность с собой и окружающими.

9. Отказ от насилия — отказ причинять страдания другим живым существам речью, мыслями или действием, как прямыми, так и косвенными.

10. Правдивость — отказ от лжи в любых её проявлениях, как от небольших преувеличений в ходе беседы, так и от мошенничества.

11. Негневливость — отсутствие склонности проявлять гнев. Способность подчинять вспыльчивость.

12. Отрешенность от всего мирского — непривязанность к материальной деятельности: карьера, развлечения или отдых, и мирским связям: жене, детям, дому.

13. Спокойствие — обладание умиротворенным умонастроением. Внутреннее отсутствие источников беспокойств.

14. Отсутствие стремления злословить — терпимость к другим. Отсутствие стремления судить других.

15. Сострадание ко всем живым существам — проявления заботы о всех, нежелание причинять другим страдания.

16. Отсутствие алчности — отказ от стремления к собственному наслаждению и накопительству.

17. Мягкость — отказ от грубости в речи, мыслях и действиях.

18. Скромность — отсутствие тщеславия. Отказ от стремления к наградам и высокого положения, ради них самих.

19. Решимость — действия с энтузиазмом и вдохновением.

20. Целеустремленность — неуклонное следование своей цели. Отказ от приспособления цели под обстоятельства.

21. Способность прощать — отказ от обид, способность принимать несовершенства других.

22. Стойкость — невозмутимое следование правилам как в тяжелых ситуациях, так и в счастливой жизни.

23. Чистота — отсутствие загрязнений в уме и теле, также отсутствие заблуждений.

24. Отсутствие зависти — отказ от желания обладать чужими вещами, отношениями, способностями или положением.

25. Отсутствие стремления к почестям — отказ от уважения, почета и положения в обществе, как к цели в деятельности.

…таковы, о потомок Бхарат, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой.

Все мы хотим видеть в нашем окружении людей, наделенных этими качествами. Но прежде чем приобрести такое общество, лучше начинать культивировать в себе такие качества. Ведь они приносят наибольшее счастье обладателю.

Такие качества человек приобретает от рождения или в процессе духовной практики. Поэтапно постигая себя, знание и свою природу, человек получает возможность избавиться от многих негативных качеств и взрастить в себе позитивные.

Иногда нам трудно понять, какие в нас есть недостатки. Или мы бываем неспособны с ними бороться. В этих случаях стоит обратиться к духовному учителю. Работа духовного учителя заключается в помощи вашей духовной практике, и именно на такие вопросы он уполномочен отвечать.
Поэтому, следуя указаниям священных текстов, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства.
Бхагавад Гита. 16.24.
Самостоятельно изменить себя бывает трудно, в этом случае помогут священные писания и Сверхдуша, которая укажет правильный путь. Часто человек интуитивно выбирает правильный путь, не подозревая что это помощь от Бога.

В процессе реализации знаний и божественных качеств, следует понимать что это процесс глубокий. Это не дешево.
Он требует времени, постоянства и последовательности. Поэтому следует относиться к себе и другим терпеливее, давая и себе и другим людям постепенно прийти к Истине. Надеюсь, что эти знания помогут вам в вашей жизни и поспособствуют вашему духовному прогрессу.
Рекомендуем также эту статью:
Тапасья – качество, способное изменить всё. - https://vk.com/wall-174878360_1849 

Бхагавад-гита. Гл. 16. Божественные и демонические натуры

Бхагавад-гита. Гл. 16. Божественные и демонические https://stihi.ru/2013/09/24/6762 
👉 Подписывайтесь на Telegram канал: - https://t.me/vedacentre 

✅ Онлайн курс по Бхагавад-гите:
- https://intensiv.vedacentre.com.ua 

Комментарии

Комментариев нет.