Комментарии
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- 3 дек 2024 15:29Цекковь в Дубровке открылась в 1910 году, она была деревянная. Её закрывали в 1938 году, но снова открыли в 1944г. Окончательно её закрыли в феврале 1960 года. Открыли вместо церкви клуб. Церковь называлась рождество- Богородицкая.
- Комментарий удалён.
- 8 дек 2024 10:35Спасибо автору за такую интересную и познавательную информацию...!
- 22 дек 2024 21:39Спасибо, Фая,за прекрасную твою память и статью. Моя бабушка,Мария Моисеевна, родом из деревни Дубровка. Но я мало что знаю про её родителей, а хотелось бы...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Моя малая родина.
:Фаина Антипина
История деревни Дубровка.
Деревня Дубровка возникла в 1802 году на притоке реки Язьвы - речки Карнышке (или Карнышихе). Первой возникла Нижняя Дубровка, позже - Верхняя Дубровка. Основана она была, предположительно, русскими переселенцами из Соликамского уезда. Дата основания деревни установлена на основании архива Верх-Язьвинской приходской церкви, когда упоминается просто деревня Дубровка. Такое указание несомненно относится к деревне Нижняя Дубровка.
Хозяйство жителей Дубровки было комплексным, т.е. основывалось на только на производящем (земледелие, скотоводство), но и присваивающем (охота, рыболовство) производстве. Основное занятие жителей деревни – сельское хозяйство. Расчищались поля с помощью подсеки и огня. Пахали с помощью деревянной сохи с железным наконечником. Боронили бревном с сучками. Была трёхпольная система земледелия. Убирали урожай серпами. Из-за примитивных орудий труда и несовершенной системы земледелия урожаи были крайне низкими, поэтому многие жители деревни вынуждены были закупать хлеб. Наиболее выгодным было скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец. Всеми сельскохозяйственными работами руководил сельский сход. Во главе сельского схода стоял сельский староста. Свою продукцию от сельского хозяйства жители оставляли себе, и до революции хозяйство было натуральным.
Дома строились в северном исполнении, из-за бедности – с одной горницей. Вся мебель делалась вместе с домом. Вся посуда изготовлялась из дерева, бересты, прутьев, глины самими хозяевами. Лес на дома готовился зимой на старом месяце для того, чтобы дома не гнили и были тёплыми. На строительство дома хозяин собирал помочь, то есть помощь. Закладка и окончание строительства были большими праздниками для семьи. Эти праздники праздновали всей деревней и сопровождались они различными обрядами. Вплоть до революции никаких пил не было. Дома и все постройки делали только с помощью топора. Возле каждого дома был огород, баня, амбар для хранения продуктов питания, яма для хранения картофеля и овощей.
В деревне существовала сельская община. Подчинялась Дубровка селу Верх-Язьва. В Дубровке работала церковь. Примерно в 1900 году она была разобрана, а на её месте построена часовня.
Своей торговой лавки в Дубровке не было. Необходимые товары: соль, спички, железо, ткани приобретали в селе Верх-Язьва.
В деревне существовала церковно-приходская школа. При советской власти её переименовали в начальную. Школа просуществовала до начала 80-х годов XX века.
До войны носили, в основном, домотканую одежду. В каждом доме имелся ткацкий станок, ручная мельница, прялка. Пряли шерсть, лён.
На речке Карнышихе была построена мельница.
После революции жители одинаково относились и к белым, и к красным. Так как люди жили бедно, кулаков в деревне не было. Репрессии 30-х годов деревню не коснулись.
В 30-е годы на добровольных началах был организован колхоз «Красная Горка». Колхоз подчинялся Верх-Язьве. Работы в колхозе выполнялись вручную.
Самой распространённой фамилией в деревне была фамилия Кичигины. Только позднее появились три хозяйства Бычиных, одно Гилёвых, одно Митраковых, одно Деревянко, одно Викторовых. Приезжали в деревню из ближайших хуторов.
Мужчины из Дубровки женились на девушках из соседних деревень. Многие из них были коми-язьвинцам. Так в деревне вторым языком, на котором говорили жители, был коми-язьвинский.
Семьи в деревне были большие и дружные. У Кичигиных Фёдора Евстифеевича и Марии Ивановны было девять детей, у Кичигиных Ивана Михайловича и Ксеньи Петровны десять детей. Почти все семьи были многодетные: пять, шесть детей.
И жили все дружно. И работали дружно, и гуляли дружно. В праздники хороводы водили, шили специально к праздникам наряды. Моя бабушка рассказывала, что к каждому празднику она шила новые платья своим четверым дочерям.
В каждой деревне был свой престольный праздник. В Дубровке принимали гостей из других деревень в Покров, Пасху, Ильин день, Крещение. В советское время отмечали и государственные праздники.
Особенно все любили праздник русской берёзки и День молодёжи, когда все собирались на поле за деревней, ставили концерты и устраивали настоящие массовые гуляния.
Пиво варили кадушками. Да какое! У каждой хозяйки был свой секрет, кто с изюмом сделает, кто с малиной. А ведь варили не только на праздники, но и к большой работе – сенокосу, уборке урожая, помочи. Порой и вместо еды оно было. Ковшик зачерпнёшь, да с хлебушком!
В 1941 году всех мужчин забрали на войну. Остались только старики. В колхозе работали женщины и подростки. Но колхоз работал не хуже, чем до войны. Все излишки, которые оставались в колхозе, жители отправляли на фронт. От голода жителей спасал, в основном, лес: собирали ягоды, грибы, весной – кору с деревьев, пистики, охотились на лося, медведя, дичь, ловили рыбу. Мой дедушка, Кичигин Георгий Алексеевич, рассказывал своим детям, моим тётям и папе, как он в детстве во время войны всегда хотел есть. Ели хлеб с лебедой, с толчёной пихтой – качкой. Рассказывал, как их маленьких привязывали к лошади и они целыми днями боронили в поле. Трудились все: и мал, и стар.
С войны вернулись всего несколько мужчин: Кичигин Фёдор Евтифеевич, Кичигин Иван Прокопьевич, Кичигин Тихон Леонтьевич, Кичигин Павел Абрамович, Кичигин Александр Абрамович, Кичигин Леонтий Васильевич, Кичигин Максим Ильич, Кичигин Николай Егорович. Все они имели ранения, контузии и всю оставшуюся жизнь страдали от последствий ранений.
Погибли на войне более тридцати мужчин. В Книге памяти Красновишерского района имеются сведения о гибели 19 участников Великой Отечественной войны. Список этот, к сожалению, не полный. (Список прилагается).
Вся тягость воспитания детей легла на хрупкие плечи женщин. Трудиться приходилось и день, и ночь. Днём - в колхозе, ночью – дома.
В 1949 году колхоз вошёл в состав колхоза «1 Мая». И вся деревня стала подчиняться Бычинскому сельскому Совету.
В 50-е годы появляется техника: тракторы, машины, сеялки, жатки.
Стали работать медпункт и магазин.
В годы советской власти часовня была переделана в клуб. Это событие стало настоящей трагедией для верующих людей. Иконы выбрасывали, жгли, Многие женщины старались их спрятать и сберечь.
В 1946-1947 году появилось радио.
В 50- годы появился свет. До определённого времени свет подавался своей станцией. В 1969 году Дубровка была подключена к высоковольтной линии. Свет в деревне стал гореть круглосуточно.
В 1952 году Диановым Михаилом Ивановичем в Дубровке был организован лесопункт, где работа была временной и работали там колхозники в свободное от полевых работ время. Вся работа на лесозаготовках выполнялась вручную. Тракторами лес увозили на реку, по реке Язьве лес сплавляли на Вишерский ЦБК. Однако уже в 1954 г. лесопункт переводится из Дубровки в посёлок Цепёл.
В 60-е годы появилась своя пилорама. С присоединением Дубровского колхоза к Бычинскому в Дубровке построили животноводческую ферму.
После 60-х годов разрешено было выдавать паспорта колхозникам, до этого жители деревень не имели паспорта, а без паспорта на работу, кроме колхозов, никуда не принимали, и не было текучести кадров. После 60-х годов, получив паспорта, многие жители, в основном молодёжь, стали уезжать из деревни в город. Работать в колхозе стало некому, хозяйство стало нерентабельным.
Шли годы. Менялись времена. Старели и ветшали дома и постройки. Исчезли водяная мельница, амбары, погреба, где в бочках хранили солёное мясо, конные дворы, гумно для переработки зерна.
Наступила новая эпоха. В 1990 году перестала существовать ферма, в 1980-х годах перестали существовать гараж, пилорама, закрылся медпункт. В 1990г. году в деревне проживало 20 семей с численностью 36 человек, из них всего 7 человек были трудоспособными. В 1997 г. в деревне проживало 15 семей. В основном - пенсионеры. Последние жители деревни были переселены в посёлок Цепёл в 2006 году. Последними из деревни уехали Собянина Надежда Вячеславовна, Грязнова Ксения Михайловна, Кичигина Зоя Матвеевна. Многие дубровцы переехали в ближайшую деревню Бычина. Несмотря ни на какие беды, разорения, неудобства живут и работают на земле в других деревушках.
Живы ещё некоторые жители деревни. А с ними жива и память о о маленькой деревушке с красивым названием Дубровка.