Мы помним!

Клавдия Шульженко — певица, которую современники уже при жизни называли легендой. Расцвет творчества актрисы пришелся на непростое для страны время — довоенную пору. Потом был период фронтовых вступлений. И, наконец, счастливое мирное время, когда певица стала признанным кумиром советской эстрады. Выпущенная ею пластинка «Голубка» разошлась по Советскому Союзу рекордным тиражом в 2 млн (!) экземпляров. Всего после войны певица выпустила 25 (!) пластинок. Шульженко прославили такие песни, как «Синий платочек» Ежи Петербургского, «Давай закурим» Модеста Табачникова, «Друзья-однополчане» Владимира Соловьева-Седова и др. Но что бы она ни пела, каждая песня – это рассказ и мини-спектакль. В любой песне она и певица, и актриса... И стихи она преподносила именно как стихи, а не как «текст».
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги.
Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили девочку в неописуемый восторг.
Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.
В 1923 году она дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе», а в 1923-1927 годах работала в Харьковском драматическом театре. Весной 1928 года Шульженко в Ленинграде в Мариинском театре приняла участие в концерте для журналистов. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в 1929 году Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл.
В дальнейшем она участвует в театральных постановках, снимается в кинофильмах, записывает в студии песни, некоторые из них были написаны специально для нее, гастролирует.
В 1940 году Шульженко и ее муж музыкант Владимир Коралли создают джаз-оркестр и начинают много гастролировать по стране. Начало войны летом 1941 года застает пару в поездке. В тот момент Клавдия больше всего тревожилась о сыне Игоре, который гостил у бабушки в Харькове.
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени.
Послевоенная творческая направленность Шульженко разнообразна. В 1947 году она обращается к сюите В.Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу А.Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1950 года она сотрудничает с И.Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды».
В мирное время очередной виток популярности Шульженко совпал с разладом в личной жизни. После почти четверти века брака она рассталась с Коралли. То, как это было сделано со стороны бывшего супруга, морально подкосило певицу. Шульженко никогда не придавала значениями материальным благам. Она жила искусством. Будучи известной на всю страну, имела скромную двухкомнатную квартиру. И вот это жилье бывший муж превратил в коммуналку. Желая насолить Клаве, он заселил в комнату, которая отошла ему после развода, молодую пару. Возвращаясь с гастролей, Шульженко была вынуждена жить под одной крышей с чужими людьми. При этом сам Коралли купил себе отдельную однокомнатную кооперативную квартиру. А вот у Шульженко денег на покупку квартиры не было.
Она продолжает выступать, ее концерты собирают аншлаги. Об устройстве личной жизни Шульженко не задумывается. Посвящает себя, как и прежде, сцене. Но поклонники не дают ей забыть, что она — женщина, которая вызывает восхищение. Один из них особенно настойчив. Уже много лет он посещает почти все ее выступления. Это кинооператор Георгий Епифанов. Он на 12 лет моложе певицы. Для Клавдии тяжело переступить через это обстоятельство, хотя сердце ее уже растопила любовь. И она решается начать все сначала. Вместе с Георгием они проживут восемь лет. Епифанов решит жилищный вопрос Шульженко. Он трогательно заботится о Клавдии. Но против этого союза с самого начала была его мать. Из-за нее он и распался. Мама Георгия серьезно заболела и поставила сыну ультиматум. Опасаясь за ее здоровье, он был вынужден выполнить условия и оставить Шульженко.
Во всем, что касается работы, певица была требовательна. Не давала спуска ни музыкантам, ни конферансье. Характер такой. Про нее говорили: «Шульженко Клава — кипучая лава». Но прежде всего она не давала спуску себе. Рассказывали, что как только Шульженко переодевалась в концертное платье, она больше уже не присаживалась. Могла быть на ногах и три, и четыре часа. На каблуках, при полном параде. И так вплоть до 70 лет, когда она дала в Москве свой последний большой концерт. В зрительном зале были два ее бывших мужа. Любимые зрители. И ни одного пустого места. Как всегда — аншлаг. Цветы, цветы. Аплодисменты. И она — прямая, как струна, с песнями, которые наизусть знала вся страна. Это было ее прощание. Потом гастроли сошли на нет. Стала подводить память.
В 1984 году у легендарной певицы случился инсульт. 12 дней комы. Она скончалась, не приходя в сознание. Умерла Клавдия Ивановна Шульженко 17 июня 1984 года в Москве, ей было 78 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.

Комментарии

Комментариев нет.