Как одевались запорожские казаки.

С самого начала одежда запорожских казаков была достаточно простой, так как
они в начале своего исторического существования не задумывались о том, как правильно
и красиво одеваться или «рядиться» в дорогие наряды. «Нищета» и «казак» - в то время
были словами - синонимами. Есть даже украинская народная песня, в которой говорится
о том, что казак сидит на могиле и свои штаны латает, или в стихотворении о казаках:
«у казака правдивая душа, но не имеет он рубахи».
В погоне за зверем непроходимыми лесными зарослями, глубокими балками,
бескрайними степями, находясь в густых камышах и в вязком болоте по несколько часов,
проводя ночи в большинстве случаев под открытым небом, запорожские казаки были
больше похожи на нищих оборванцев, чем на рыцарей, имена которых, в раннее
существование казаков, гремели по всей Европе.
Хотя, в поздний период истории запорожских казаков, когда у них уже были
определены костюмы и обычаи, многие казаки из-за нищеты и бедности, а иногда из-за
желания показать нищенскую одежду, зачастую одевались слишком просто. Бывало,
запорожец пострижется налысо, за ухо зачешет чуб, завяжется тряпкой, натянет на
себя рубаху, наденет тапочки из свиной кожи, и так себе и ходит. А другой, - поймает
козу, вычистит кожу от шерсти, оденется в нее, наденет лапти из кожи и слоняется
степью припеваючи:
«Одна нога в постолі, а друга в сап'яні —
Подивися, Ганно, який постіл гарний:
Чи сей, чи сей, чи сей, чи сей?».
Еще в XVIII столетии большинство запорожцев одевались достаточно просто и
нуждались как в сапожниках, так и в портных. В 1749 году представитель российского
правительства - майор Никифоров, учитывая предстоящие переговоры запорожских
депутатов с татарскими, просил казаков «быть в убранстве и во всей готовности, дабы
перед татарскими депутатами не иметь гнусный вид». Через некоторое время, в 1767
году, запорожский Кош требовал от депутатов, которые ездили в Петербург, вернуть
портного и сапожника, взятого из Запорожской Сечи для собственных нужд. С самого
начала, по свидетельствам украинских летописцев, одеждой запорожских казаков были -
один или два наряда. Только спустя некоторое время, когда они одержали победу над
турками и татарами, казаки «сделались богаты, разного достатка».
В XVII столетии Филон Семенович Кмита-Чернобыльский смоленский воевода и
оршанский староста изображал казаков оборванцами. Раскольнический поп Иван
Лукьянов, современник Петра Великого, уезжая из Москвы через Украину в Иерусалим, и
увидев казацкую ватагу белоцерковного полковника Семена Палия, в своем дневнике
данную картину изобразил следующим образом: «Хороша городина, на горе стоят
красовито, круг жилья всего острог деревянной; вал земляной, по виду не крепок, да
крепок сидельцами, а в нем люди, что звери. Ворота частые по земляному валу, а в них
копаны ямы и солома послана, там Палеевщина лежит, человек по тридцати: нагие,
страшны зело, голы, без рубах, что бубны, а в ворота проехать ни в чем нельзя: как
собаки все рвут: сено, солому, дрова, с чем ни проезжая…».
Но, спустя некоторое время, с одной стороны удачные войны, а с другой – развитие
жизни, многое изменилось в быту и понятиях запорожских казаков: ограбив евреев или
господ, разбив турок или татар, казаки возвращались на Запорожскую Сечь, везя с собой
не только деньги и золото, а и много дорогих тканей и одежды. Данные, дошедшие до
нашего времени, свидетельствуют, что запорожские казаки добывали себе на войне
кафтаны, шубы, рубашки, шаровары, сапоги, шапки, овчинные шкуры и так далее.
Богатство добычи тогда проявлялось в том, что запорожцы рвали на куски китайкову
ткань и накручивали ее на ноги вместо портянок. В народной думе о казаке Голь
рассказывается, как этот герой, убив богатого татарина, надел на себя его дорогую
одежду, сапоги, кафтан и бархатный шлык и в таком виде гулял по Сечи и восхвалял
Килиемское поле. Летописец Величко описывает, что, когда запорожцы шли под
руководством Хмельницкого на войну, мало у кого было по две лошади и многие были
одеты в «подлую» одежду, а после сражений у каждого товарища, оказалось, по три,
четыре и пять лошадей, также много у каждого стало и одежды. Так что, когда
запорожское войско преодолело ляхов под Желтыми Водами и в Корсуни, а затем сели на
коней и двинулись дальше со своим полководцем Хмельницким, то «увидивши со стороны
альбо с горы какой оное, сказать можно было, же то суть нивы, красноцвитущей
голендерской, альбо влоским маком засеянном». Это говорит о том, что запорожцы
никогда не одевались в одну и ту же одежду: нередко во время войны и походом на
неприятеля они одевались в одежду своего врага, зато «домашняя парадная» одежда
была роскошной.
Первые сведения об одежде запорожских казаков можно найти в исторических
заметках немецкого посла Эриха Лясоты, который в XVI веке месяц прожил на Сечи. Он
отмечает, что запорожцы носили татарские кобеняки или плащи, которые являлись их
основной одеждой, но тут же добавляет, что, отпуская посла с Сечи, главный начальник
казаков подарил ему меховую шапку и шубу из черной лисицы. В XVII веке об одежде
запорожских казаков писал французский инженер Боплан. Он рассказывает о том, что
повседневная одежда казаков была пошита из грубого сукна: скины, шаровары, рубашки.
Но данные сведения достаточно смутные и общие. В XVIII веке польские писатели уже
более подробно описывали запорожскую одежду. По их словам, казаки носили белые
кафтаны из шелковой ткани, шаровары с широкими золотыми галунами, высокие шапки
серого цвета, теплые суконные кунтуши. Запорожец Никита Корж, современник
запорожских казаков в конце XVIII столетия, основной одеждой запорожцев называл
черкеску, жупан, шаровары длиной четыре аршина, шалевый пояс, сафьяновые цветные
сапоги, меховую шапку, украшенную позументом и лохматую шерстяную бурку, которую
одевали в непогоду. По словам Коржа, такую одежду казаки носили и в походах, во время
войны, и дома - на Сечи. Академик Василий Федорович Зуев, который жил в XVIII
столетии, говорил, что у запорожских казаков обязательной одеждой были шаровары и
рубашка: «Эту одежду они носили всегда, и она у них была привычной, носили до тех пор,
пока она не распадалась на клочки, а, чтобы избавиться от насекомых пропитывали ее
рыбьим жиром и прогревали на солнце».
Свидетели запорожских казаков, которые жили значительно позже, чем В.Зуев и
М.Корж, описывали одежду так: «Шаровары у них были синие, пояса красные, а жупаны
делались из хорошего сукна, которое никогда не линяло». По другим описаниям, каждый
жупан делали широкими в подоле, «карваши» шили из бархата, клинья «должны быть
целыми» и обшивались зеленым шелком. Но и этот перечень одежды неполный: в
писаных документах, дошедших до нас, указывается среди запорожской одежды еще
широкие суконные плащи и короткие кофты, похожие на турецкие куртки, а на
старинных картинах казаки изображаются в коротких кожаных куртках.
Ясное и более-менее точное представление о запорожской одежде дают нам также
гравюры, иконы, флаги и портреты прошлого века, сохранившееся до нашего времени.
Три таких гравюры есть в произведениях Ригельмана. В одной из них изображены выборы
войскового старшины казаков, а двух других - запорожских казаков, которые одеты в
длинные кафтаны, широкие шаровары, косматые бурки и низкие шапки. Две иконы,
которые находятся в церкви села Покровского и в Одесском музее – так же раскрывают
особенности казацкого гардероба. На первой изображено несколько запорожцев,
которые молятся иконе Богоматери, и одеты в верхние темно-зеленые кафтаны с
откидными рукавами и красные нижние черкески, в широкие, с низкими спусками,
красные шаровары, с цветными поясами, и обуты - в остроносые красные сапоги. На
второй иконе изображены два запорожца, стоящие на коленях и одеты в верхние, очень
широкие, скины, похожие на мантии и нижние узкого покроя черкески. Большой военный
флаг, который хранится в Эрмитаже, имеет изображение запорожских казаков в
разноцветных кафтанах, разных шапках - низких, притесненных и высоких с острыми
концами, с барашковыми окрестностями, нижних черкесках, широких шароварах,
шелковых поясах и непременно с длинным платком при поясе вдоль шаровар. Портрет
запорожского полковника Афанасия Федоровича Ковпака и двух незначительных
запорожцев, Иоанна и Иакова Шиян, написанные маслом почти во весь рост с натуры,
хранятся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре, близ города Новомосковска
Днепропетровской области и в Одесском музее. На нем изображены запорожцы с
открытыми головами, с шапками под мышкой или в руке, в красных кафтанах, шелковых
штофных с узором черкесках, с широкими красными шелковыми поясами и в сафьяновых
красных или желтых сапогах. Эти портреты в точности изображают одежду
запорожцев. К их описанию можно добавить только то, что скрывается в частных
коллекциях запорожских древностей об одежде: запорожская одежда состоит из двух
нижних уборов (черкесок) свекольного или красного цвета длиной - чуть ниже колен. Они
имеют на концах рукавов маленькие отвороты из темного бархата, которые
прикреплены металлическими крючками, достаточно узкие в пояснице и широкие в плечах.
Отличительная черта кроя этих черкесок в том, что они дают возможность человеку
махать рукой назад и вперед, не сковывая движений. К черкескам есть и пояса, которые
сотканы из персидского шелка, длиной в одиннадцать аршин и шириной две с половиной
четверти свекольного цвета, с позолоченными на три четверти концами, а также с
плетенными шелковыми шнурками, которые крепятся к концам пояса. Второй такой же,
но лилового цвета, длиной в семь аршин с посеребренными концами. А третий - такой же
длины и ширины, но соткан из шелковой ткани и без позолоты на концах.
Два первых пояса и черкеские пояса хранились у внука запорожца из села Лапинки
крестьянина Мокия Лося, которые сохранились и до нашего времени. Сегодня они
хранятся в частном музее Г.П. Алексеева в Санкт-Петербурге. К этому описанию
следует лишь добавить несколько слов о кожаных поясах, которые находятся в собрании
А.Н.Поля: длина их обычная, а вот с наружной стороны - они весьма разнообразные,
состоящие из различных металлических накладок, как на черкесских поясах на Кавказе.
117- летний дед Иван Игнатьевич Розсолода, запорожец, родившийся на отцовском
зимовнике, часто видел своего отца - в запорожской одежде, которую долго хранил у
себя и несколько лет назад умер в селе Чернишивци, описывал его так: «Ходили
запорожцы хорошо, одевались и роскошно, и красиво. Председателя они брили; побреют
и еще мылом намажут, чтобы, видишь, волосы лучше росли; один только чуб оставляли
на голове, длиной, пожалуй, в аршин, черный и кудрявый. Заткнет его, закрутит раза два
или три за левое ухо, и висит у него до плеча, и так за ухом и живет ... а другой возьмет
и обвязывает свою шевелюру лентой, закрутит ее на главе, так и ляжет спать, а утром
как встает, распустит ее, то она как овечий хвост сделается. Это все на похвальбу.
Девушки косы отращивают, а запорожцы шевелюры. А если уж длинная вырастет, -
тогда казак закрутит ее сначала за левое ухо, тогда проведет на правое ухо за затылком,
и так и ходит. Бороды также брили, только усы оставляли и растили их длинными. Вот
как нафабрить их, как грубо, и как расчешет гребнем, то хотя он и старый будет казак,
а такой получится казак, что только хить-хить! Ужасно усы отращивали! Другой казак
возьмет их обеими руками, поднимет вверх и позакладывает на уши, но они ниже ушей
висят. Такие были усачи! Правда, у некоторых были и маленькие усы - как у кого волосы
росли, но усы они очень любили... Вот как запорожец волосы закрутил, усы причесал,
тогда уже и одевается в одежду. А одежда была у них на проволоке, на вате, на
шелковых шнурках и на пуговицах, с тонкого сукна разных цветов: то наденет голубой,
то - зеленый, то - красный, кто какого пожелает. Только рубашки были собственного
изготовления, так как хлопчатобумажной ткани они тогда не знали. На голову надевали
высокую остроконечную шапку с мерлушковой окраиной высотой с четверть, с суконным
красным или зеленым дном высотой в полтора четвертые на вате, с золотыми
перекрестками, серебряной кистью на самом верху и крючком для кисти - пристегивали,
чтобы не болталась. Окраина шапки часто правила казаку за кисет или карман: туда он
клал табак, огниво, трубку или рожок с табаком. Особенно трубку: только вытащит
изо рта, - сразу и затыкает за околицу. Шапки делали преимущественно куренями: какой
курень, такого шапка и цвета. Прежде чем надеть на себя шапку, казак заматывал свою
шевелюру за ухо и потом уже надевал шапку; как надел шапку, то и казак - это самая
первая и главная одежда казака. Тогда уже надевает черкеску, длиной до колен, цветную,
с пуговицами, с травами, узорами и разводами, на шелковых шнурках, с двумя сборами
сзади, с двумя крючками для пистолетов на боках и с небольшими отворотом из бархата
на концах рукавов, пристегнутых железными крючками. Застегнет ту черкеску
пуговицами, завяжет поясом и готов. А пояса делали из шали или турецкого и
персидского шелка, широкие и длинные, не такие, как сейчас парни носят, которые они
заворачивают на середине живота и завязывают узлом, а такие, как, например,
монахини делают попам: длиной аршин с десять или больше, а в ширину - четверти на
полторы ли на две; концы их золотили или серебрили, а до самых краев привязывали
шелковые шнурочки.
Когда казаку надо препоясаться, он привяжет пояс шнурочком до гвоздя и
возвращается, так весь пояс на себя и намотает. Затем шнурки завяжет или позади, на
спине, или на боку, а позолоченные концы оставит впереди, на животе, и так и ходит, -
как настоящий рыцарь. Пояса были разных цветов: зеленые, красные, голубые,
коричневые. Кроме длинных поясов запорожцы носили и короткие, сделанные из кожи или
из волос, сзади к ним цепляли кисти, а впереди крючки, пряжки, ремни кинжалов, сабель и
трубок. Вот как надел запорожец красную черкеску, опоясался поясом, нацепил на себя
кинжал, пристроил саблю, тогда он надевает кафтан. Это одежда просторная и
длинная, почти по щиколотку, с широкими рукавами, как подрясник у попа или ту одежду,
которую надевают архиерейские певчие по городам. Кафтан был уже другого цвета, чем
черкеска; если черкеска красная, то кафтан голубой или синий, он также был
присобранный и на шнурках, расшитый золотом, с различными золотыми позументами,
пуговицами на подоле, на концах рукавов, разрезах - крючки, с тонкой проволокой внутри
и с широкими - преширокими рукавами, или, как там говорят - розпорами. Розпоры эти
делались как раз в том месте, где рука сгибалась в локте, длиной - в полторы или две
четверти. На кафтан одно время надевали плащи, - это совсем длинная одежда, до пят,
сделанная или из кожи, или из шерсти, без рукавов.
Вот такая была у них одежда! Такая одежда, что он и рубашки не продаст за сто
рублей: как идет по улице, то вроде все сияет звездами или цветами. До этой широкой и
просторной одежды подходили шаровары, суконные, кожаные, с карманами по бокам, - и
тут карман, и здесь карман, - оба окаймленные золотыми позументами, разноцветные,
но преимущественно синие; ширинку брюк делали такую, касающуюся земли, словно что-
то волочится: как идет казак, - то и след за собой метет. В шаровары обували
сафьяновые сапоги, красные, зеленые, желтые, с серебряными, золотыми и медными
подковами, с узкими носками, от сапог виднелись только носки или каблуки. Так низко
напускали на них запорожцы свои шаровары: издали кажется, будто баба в юбке стоит,
как идет казак - как парус распускает, а ширина такая, что в некоторые шаровары
можно вложить тридцать арбузов: как двенадцать аршин ткани, то такие шаровары
называют «обильными», а пятнадцати - шаровары «от избытка».
Шапка на запорожцах бархатная, красная с углами, серая или черна; сверху у него
жупан с дорогого красного сукна горит, как огонь, просто глаза слепит, а снизу черкеска
синяя или голубая; штаны - суконные синие, широкие - так и висят почти над носками
сапог; сапоги красные, а сабля на боку вся в золоте - так и сияет. Идет и земли не
касается. А как сядут на лошадей и проедут по ярмарке, - то словно искры сверкают.
Кинет, бывало, запорожец шапку вверх и не даст упасть - подлетит на коне и схватит.
А кто не схватит, то за свой счет поит и угощает товарищей. А уж какая храбрость!
Бывало, идет запорожец, смотришь, - ну ей богу, земли не касается! Только шам, шам,
шам, шам - и пошел, и пошел!».

Как одевались запорожские казаки. - 882452291129

Комментарии

Комментариев нет.