ЕВГЕНИЯ ДУДНИК



В мае 1942 года основные силы Крымского фронта отступили на Таманский полуостров. Информацию о действиях и подготовке фашистов к наступлению на Тамань передавали советские разведчики, оставшиеся на временно оккупированном немецко – фашистскими захватчиками Керченском полуострове

Еще 15 мая 1942 года, в момент интенсивной эвакуации частей фронта, в Керчи в качестве радиоосведомительной точки была оставлена военная разведчица Евгения Дудник (псевдоним «Тоня») с радиостанцией «Север». Ей была поставлена главная задача: проживая у своих родителей вести разведку в Керчи, обращая особое внимание на группировку противника, инженерные и оборонительные сооружения, воздвигаемые им на побережье…

Почему выбор пал на 19-летнюю жительницу города Керчи видно из служебной характеристики на нее.

«Евгения Дудник родилась 27 января 1923 г. в селе Емчина Мироновского района Киевской области, комсомолка, учительница, в начале 1942 года окончила курсы радистов при Керченском рыбокомбинате. 29 марта была привлечена на разведработу. Имеет хорошую подготовку по радиоделу, ее можно использовать в качестве радистки в тылу врага...».

Кроме «Тони», судя по архивным документам, у советского командования не было других агентурных источников, поэтому 25 июня «Тоня» получила указание: «Для выполнения задач использовать все возможности, родственников, знакомых и другие связи». Конечно, это было нарушение конспиративных правил, но другого выхода у советского командования не было.

И Женя действовала. В разведывательную деятельность втягивались все новые и новые «источники». Радиофицированная разведгруппа «Тоня», действовавшая в Керчи, давала разнообразную информацию, охватывая обширную территорию от Еникале и до Багерово.

Одна за другой через Керченский пролив летели радиограммы. Например, 1 июня
«Тоня» в разведотдел штаба армии сообщила добытые группой разведданные. «В д. Красный Курган близ Яниш-Такиля в помещении колхозного сарая — склад боеприпасов. В д. Кой-Такиле на территории школы — склад горючего. В районе Яниш-Такильского маяка и у пристани — батарея противника».

К концу месяца регулярного радиообмена из Керчи на Тамань «Тоня» выходила на связь 38 раз, утром, днем и вечером, по расписанию. За эти сеансы «Тоня» передала 27 радиограмм. В течение следующего месяца «Тоня» выходила на связь 30 раз и передала 29 радиограмм. Это была очень интенсивная работа радиопередатчика, подверженная угрозе пеленгации радиоконтрразведкой противника. На советских разведывательных картах в районе Керчи наносилась объективная обстановка».

За 80 дней (по другим данным – 72 дня) подпольной деятельности от «Тони» было принято 87 радиограмм со сведениями о группировке и дислокации войск врага, движении его эшелонов и автоколонн с живой силой и боевой техникой, расположении военных объектов в городе, намерениях немецкого военного командования осуществить в июне – июле 1942 г. десантную операцию на Кубань. В конце июля – начале августа разведчица радирует об имеющихся контактах с советским подземным гарнизоном в Аджимушкайских каменоломнях.

В её радиограммах сообщалось: "…раз в неделю можно установить регулярную связь с нашими войсками в скалах…", "…Из скал сообщают - имеют связь с Москвой и Кавказом. Продуктов питания хватит только до 10-15 августа. Воды много" (стали действовать вырытые в штольнях колодцы). На запрос Центра о связи с каменоломнями Тоня отвечает: "Связь имеем через партизан". По заданию Центра связаться с партизанами Тоня сообщает: "Партизаны для переправы к вам подбираются". Последняя радиограмма 6 августа: "Люди для переправы вам есть. Шлите самолёты в район Джерж…". Это были ее последние радиограммы.

6 августа 1942 года радиосвязь с Евгенией Дудник прекратилась. Гитлеровцы в Керчи запеленговали радиостанцию разведчицы, и в дальнейшем связь с нею восстановлена не была.

7 августа 1942 года разведывательная группа, руководимая советской военной разведчицей, была арестована сотрудниками СД - карательным органом гитлеровцев. В процессе допросов враг предлагал разведчице, ради сохранения ей собственной жизни, жизни ее товарищей и родных, передавать по рации советскому военному командованию дезинформацию, но получил отрицательный ответ. Фашисты подвергли Женю и ее боевых помощников в разведгруппе жестоким пыткам и истязаниям, а затем расстреляли.

Расстреливали их рано утром 27 августа 1942 года. Группа «Тони» была казнена в составе партии — 47 мужчин и 18 женщин. В этот день гитлеровцы и их пособники «очищали» тюрьму. В предрассветной мгле приговоренных к смерти везли на трех машинах. Из колонны машин шли душераздирающие крики. Можно было разобрать фразы: «Прощайте!», «Мы честно погибаем за Родину!», «Смерть фашизму!».

Из 14 человек, приговоренных к расстрелу, из группы «Тони» известны: Е. Дудник, С. Бобошин, А. Родягин, Д. Ф. Дудник {отец Жени), М. И. Дудник (мать Жени), Нина и Тоня Дудник (сестры Жени), А. И. Бобошина (мать Сергея). Всего 9 человек.

Подвиг военной разведчицы разведотдела штаба 47-й армии Северо – Кавказского фронта Дудник Евгении Денисовны (по другим данным – Антоновны) был отмечен орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Память о ней навсегда останется в сердцах жителей города – героя Керчь.

Комментарии

  • 11 мая 17:20
    e2769b34f1
  • 15 мая 09:34
    вспоминается текст песни: 1
    Это навсегда, ребята, —
    Верить в то, что сердцу свято.
    Предвоенный класс десятый,
    Все дороги впереди…
    А те мальчишки только и успели
    Надеть свои солдатские шинели
    И, не сказав последнего «прости»,
    В бою сумели Родину спасти.
    Припев:
    Сигнальщики-горнисты!
    Сигнальщики-горнисты!
    Мы двери открываем в года и города…
    Сигнальщики-горнисты!
    Сигнальщики-горнисты!
    Навеки наша правда.
    И память навсегда.
    2
    Это навсегда, ребята, —
    Верить в то, что сердцу свято.
    Нашей правде нет заката,
    Не окончен наш рассказ…
    Они для нас, сигнальщиков, живые.
    Они для нас навеки молодые.
    Они идут в свой незабытый класс.
    Они совсем чуть-чуть постарше нас.
    Припев.
    3
    Это навсегда, ребята, —
    Верить в то, что сердцу свято.
    Провожая век двадцатый,
    Мы наполним мир добром.
    И мы продолжим пламенную повесть.
    Сигналит нам встревоженная совесть.
    Мы в новый век идём своим путём,
    А надо будет — Родину спасём!