#багчонсгелюнгитууж В Бага Чоносовском аймаке было очень много известных, талантливых, образованных ик сурhульта Багш.

История их жизни очень интересна. О них мне приходилось слышать от их родственников и земляков. (М.Лиджиев КГУ)
- БУТК Багш
- БОРЛГ Зурхач
- БООВАН БАДМ Боова́н Бадма́ (также Бадма Боваев, 1880 год, Астраханская губерния, Российская империя — 1917 год, Санкт-Петербург, Российская республика) — калмыцкий просветитель и поэт, буддийский священнослужитель, первый глава Чёёря-хурула.
Биография Родился в 1880 году в бедной калмыцкой семье в арване «Келькет» Бага-Чоносовского аймака Малодербетовского улуса Астраханской губернии. В раннем возрасте был отдан в хурул, чтобы там изучать буддизм. В это время в Калмыкии находился бурятский буддийский деятель Агван Доржиев, который увёз Бадму в Тибет, где устроил мальчика в Брайбунском монастыре. В Тибете Бадма прожил последующие 12 лет. Получив образование лхарамбы, Бадма в начале XX века возвратился на родину.
В Калмыкии Боован Бадма организовал в Малых Дербетах буддийскую высшую философскую и богословскую школу при Чёёря-хуруле.
С 1917 года читал лекции по философии буддизма калмыцкой молодёжи в Астрахани и Башанте. В это же время написал несколько философских сочинений на тибетском и калмыцком языках. За это был отлучён буддийскими священнослужителями от служения в буддийских храмах. В начале осени 1917 года переехал в Санкт-Петербург, где надеялся продолжить своё образование. Преподавал в Санкт-Петербургском университете тибетский и калмыцкий языки. В это же время познакомился с российскими монголоведами и тибетологами. Был знаком с С. Ф. Ольденбургом, Ф. И. Щербатским, В. Л. Котвичем и Б. Я. Владимирцовым.
Погиб осенью 1917 года.
Литературное творчество
Из поэтического наследия Боован Бадмы до нашего времени сохранилась поэма в жанре обличительного сургала на тодо-бичиг под названием «Чикнә хуҗр гидг нертә дун оршва» («Услаждение слуха»), в котором автор предстаёт как буддийский обновленец. В этой поэме он критикует современное ему буддийское духовенство.
Поэма «Услаждение слуха» была переведена на русский язык и опубликована в 102-м томе «Библиотеки всемирной литературы» («Поэзия народов СССР XIX — начала XX века»)
Захоронение: Боваев Бадма (Bowajew Badma).
Смоленское Лютеранское Кладбище Санкт-Петербург Участок: 82
Боваев Бадма Имя на родном языке: Bowajew Badma
Годы жизни: 1880 - 1917
Род деятельности: буддийский священнослужитель, калмыцкий просветитель и поэт. Преподаватель СПбГУ.
Бадма Боваев (Боован Бадма) родился в 1880 году, выходец из рода келькет, Бага-Чоносовского аймака Маныческого улуса Астраханской губернии. В 1892 году направлен в Лхасу (Тибет) для изучения буддийской философии. Пройдя строгий конкурс (10 человек на одно место) был принят на обучение, где в дальнейшем приобрёл глубочайшие знания в различных областях: философия, цанид (философия и логика), астрология, основы буддизма и тантрики.
В 1899 блестяще защищает звание Геше (монашеская учёная степень). После чего наставниками ему присваивается звание лхарамбы - высшая философская учёная степень.
В 1911 Бадма возвращается на родину, где уже имеет огромное количество почитателей. Активно агитирует население стремиться к знаниям. Следуя его наставлениям многие местные жители спаслись от разорения и сохранили поголовье скота в стихийных бедствиях. Простые люди называют его мудрыми глазами народа. Вместе с ростом славы среди простого народа, также усиливаются и ужесточаются гонения на Бадму со стороны высшего духовенства. Вследствие чего он был вынужден переехать в Петербургский буддийский дацан.
В Петербурге Бадму встретили тепло. Он встречается с известными востоковедами того времени, проводит лекции, также проводил разъяснительные беседы по тибетским текстам. Преподаёт тибетский и калмыцкий языки в Санкт-Петербургском университете.
Погиб Бадма на печально известной Чёрной речке осенью 1917. По утверждениям современников, несчастный случай, приведший к гибели Бадмы Боваева, был организован группой священнослужителей во главе с богатым багшой Баава Кармаковым.
Похороны Бадмы состоялись 21 октября 1917 года, на Смоленском лютеранском кладбище. Уч. 82 (47 дорев.). Могила не сохранилась.
Источники:
1. А. Ш. Кичиков «ПОСЛАННИК ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ»
2. ЦГИА СПб. ф.452. оп.1. д.6 с.091 №12
Все материалы подобраны Иваном Тумаевым.
- НАСНКИН Арвг,
- ЛООРА Багш Багчонса Лора Багш (Адучиев Лора Кегельдеевич) (1870 - 1958)

Багчонса Лора Багш (Адучиев Лора Кегельдеевич) (1870 - 1958)

- МАРЛ гелнг

- ЗОДВ Багш Имя буддийского священнослужителя Зодвы Натырова (1902-1995), как и досточтимого Тугмюд Гавджи, широко известно в народе. Людская молва разнесла по всей республике и за ее пределами славу врачевателя Зодвы- гелюнга. Зодва-гелюнг посвятил всю свою жизнь служению вере и бескорыстной помощи людям.
Имя буддийского священнослужителя Зодвы Натырова (1902-1995), как досточтимого Тугмюд Гавджи

Выпускник высшей буддийской школы Чееря-хурула, монах, эмчи, астролог Зодва Натыров в годы советской власти не избежал репрессий. Но во все времена он неукоснительно соблюдал все буддийские обеты, читал молитвы, от руки переписывал тексты на «тодо бичиг» («ясном письме»). В 1937 году, как и многие видные религиозные деятели того неспокойного времени, он был арестован и осужден сроком на пять лет. Он отбывал срок в разных тюрьмах и лагерях. Строил Беломорканал. Выжил, хотя немало людей погибло в лагерях, от тяжелого труда и невыносимых условий.

После освобождения в 1942 году Зодву Натырова направили на фронт. Он воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 год в составе 403 отдельной разведроты, 351 стрелковой дивизии. Воевал на Кавказе. Был ранен, лежал в госпитале. Дошел до Кенигсберга. За боевые заслуги Зодва Натыров награжден медалью «За победу над Германией». Имел множество других наград. В 1943 году с калмыцким народом был выслан в Сибирь.

История их жизни очень интересна. О них мне приходилось слышать от их родственников и земляков.
(М.Лиджиев КГУ)


- МААНИ БАГШ - Багчонса Эмчи Маани Багш (Бабуркиев Хееч) 1857-1943гг История Зольван Бюрчиева о своём предке Маани Багш в миру Бабуркиев Хееч. Он родился в 1857 году. В семь лет был отдан в Хурул манджиком (послушником), позже где-то через 1-2 года за усердие и прилежание был отправлен в Монголию в монастырь. Проучившись 4 года в Монголии, дед продолжил учебу в Тибете.
Двадцать два года дед учился в Лхасе!
Имел три докторских степени: Доктор Медицины, Доктор Философии, Доктор Астрологии.

Вернувшись в Калмыкию в 1893-1895 годах, был Багш Лама 14-ти хурулов. Также преподавал в Высшей богословской школе Чееря Хурул. Составлял астрологические календари. Был известнейшим целителем, обладал гипнозом и даром предвидения. К нему свозили безнадежных больных (детей), он очень многих спас. Лечил сумасшедших, помогал бездетным парам.
Так дед практиковал вплоть до 1917 года.

Когда свершилась революция, Аава (дед) Мани сказал, что это «собачья власть» и предсказал разрушение хурулов и преследование лам.

В 1918 году в возрасте 61 года Мани снимает с себя обет безбрачия и берет в жены вдову своего племянника (мою эджю), которая младше его на 30 лет. В 1922 году у Мани рождается первенец, мой дядя, а 1930 году родился мой папуля.
Мани было 73 года, а моей эдже (бабушке) 43, когда родился мой папа.

В 1932 году Мани арестовали по обвинению в колдовстве и шарлатанстве и увезли в тюрьму в город Саратов. Там он стал лечить арестантов. Потом стал лечить охранников и их семьи. Слух о Мани докатился до Москвы. И оттуда к нему привезли юную девушку, неизлечимо больную. И Мани ее вылечил.

Отец этой девушки был помощник Калинина (всесоюзного старосты). Он лично подписал помилование за подписью Калинина, в котором было написано: «Лечение соответствует советской медицине, разрешить врачебную практику на месте проживания».

Так через год Мани вернулся и еще 10 лет лечил людей во всей округе. Сейчас от тех спасенных детей целые рода поклоняются Мани.
Багчонса Эмчи Маани Багш (Бабуркиев Хееч) 1857-1943гг
В начале 1943 года перед Цаган Сар Мани предсказал высылку калмыков в Сибирь. Сказал, что он туда не поедет, заказал ящик по всем буддийским канонам, расписал, как и где его нужно похоронить и ушел в лучший мир. В возрасте 86 лет.

Мой папа прожил достойную и счастливую жизнь и тоже ушел в 86 лет. Папа мне наказывал, а ему, в свою очередь, Мани говорил, чтобы каждый день читали мантру «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Но когда калмыков выслали, папе было 13 лет, и, конечно, он не выполнил наказ Мани. Только к концу жизни последние 6-7лет папа каждый день читал.

Папули нет уже два с половиной года, а я все никак не мог начать. Поэтому я очень благодарен, Ника, за то, что вы организовали такой мантра-марафон! Думаю, что теперь я уже не брошу читать на благо всех, в память о своем великом деде и любимом папуле.

Дед начитал мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ более 100 миллионов раз! Поэтому его и назвали Мани Багш.

Эти четки, что он держит в руках на фото, подарил ему знаменитый Бааза Багш. Им около 150 лет. И они у меня!

На месте захоронения Мани мы еще в советское время возвели субурган. И там происходят удивительные вещи.
Когда еще ступы не было, место охраняла огромная змея. Толщиной с руку. У нас в Калмыкии, кроме ужей и гадюк, я змей не видел. А тут такой толстый змей!

Ночью проезжающие мимо ступы видят свечение. Осенью кто-то видел огромный тюльпан! Они у нас в апреле цветут. Некоторые просто землю у ступы берут, водой разбавляют и как лекарство принимают. Ступа расположена, не доезжая поселка Аршан Булг (бывший совхоз «Западный», Целинный р-н), на 42 км трассы Элиста-Волгоград...».
Текст: Зольван Бюрчиев


2. В память о великом борце и настоящем человеке
Маани-багш – легенда нашего края 16-05-2023,

Для меня нет прекрасней и любимей на свете уголка, чем моя малая родина – поселок Аршан Булг Целинного района. Здесь я родилась, посещала детский садик, учусь в школе. Здесь родились и живут мои предки, живут родные и близкие мне люди. В поселке есть красивые достопримечательности, о которых можно долго рассказывать. Это субурган – Ступа Просветления, тамарисковая роща, мемориал погибшим односельчанам, старинная усадьба зайсанга бага-чоносовского рода Эмген-Убуши Дондукова, фруктовый сад, обелиск на месте гибели отважной калмыцкой партизанки Тамары Хахлыновой.

Но сегодня я хочу рассказать читателям уважаемой газеты об известном в нашем крае человеке, которого в народе звали Маани-багши. Место его захоронения также находится в окрестностях поселка. Я хочу рассказать о Хеече Бабуркаевиче Бабуркаеве, потому что он был выдающейся личностью: известный в калмыцкой степи религиозный деятель, непревзойденный врачеватель, редкий провидец.

В 7-летнем возрасте он был отдан на службу манджиком в Бага-Чоносовский хурул. Затем для повышения знаний в религиозной сфере юного монаха увезли в Монголию. После этого Хеечя Бабуркаевич долгое время учился в буддийском монастыре в Тибете. После успешной сдачи экзаменов Бабуркаев вернулся в Бага-Чоносовский хурул.
Сначала служил багшой, затем – старшим багшой, в подчинении которого находилось пять хурулов Маныческого улуса.

Тесную связь Хеече Бабуркаевич поддерживал и с Чееря-хурулом – высшей богословной школой в калмыцкой степи Астраханской губернии.
В 1919-м году Бабуркаев, отказавшись от своего духовного сана, полностью посвятил себя медицинской практике, оказанию врачебной помощи своему народу.
В миру он был известен как Маани-эмчи (Маани-багши), спасший жизнь тысячам больных, порой безнадежных. С ним сотрудничали и дружили европейские врачи, а также первый профессиональный врач в Калмыцкой степи С.Р. Залкинд.

1920-е годы были нелегкими. Священников преследовали, ограничивали в деятельности. А в 1930-е годы против религиозных деятелей начались репрессии. Бабуркаев вынужден был скрываться.
Но в 1931-м году Хеече Бабуркаевича арестовали. У него были изъяты церковные книги, бурханы, награды и медали его однородцев, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года. Детям Маани-багши (а их у него было трое) грозила участь отца. Их хотели выслать и определить в детдом для детей «врагов народа». На свой страх и риск бездетный родственник дал им свою фамилию – Бюрчиев, и детей никто не тронул.

Три месяца Бабуркаев провел в саратовской тюрьме. Затем его отправили в «Бутырку». Здесь среди сокамерников он практикует свои уникальные медицинские навыки. По тюрьме из уст в уста стали передавать рассказы о необыкновенных способностях Хеечи Бабуркаева.
Дошли слухи и до начальства «Бутырки». Однажды к целителю надзиратели привели человека, который практически не мог двигаться. И врачеватель из калмыцких степей помог больному стать на ноги.
Оказалось, что этот человек был близок к самому Калинину. Бабуркаева освободили, и он вернулся домой с бумагой за подписью «всесоюзного старосты». В ней говорилось, что Бабуркаев может жить у себя в степи и лечить людей. Этим и занимался Маани-багши.

Хеече Бабуркаевич обладал даром предвидения. Многое он предсказал и в своей личной жизни, и в судьбах людей, которые к нему обращались. В одном из предсказаний он с поразительной точностью предрек, что видит калмыков вне пределов родной степи и даже предсказал месяц высылки калмыков в Сибирь. При этом Маани-багши сказал, что сам ни за что не поедет на чужбину, а останется в родных степях.
В феврале 1943 года совершенно ничем не болевший целитель ушел из жизни. Это случилось в калмыцкий праздник Цаган Сар. Его похоронили недалеко от п. Аршан Булг. Кстати, верующие бага-чоносовского рода в феврале 2023 года в своих молитвах вспоминали 80-летие со дня ухода в мир иной Маани-багши.

... В сентябре 2003 года его потомки возвели над местом, где лежит прах целителя, субурган. Молебен провел лама элистинского хурула Геше Дугда. Почтить память и поклониться праху Маани-багши приехали не только земляки, но и те люди, которым он когда-то помог.
Среди гостей был ныне покойный уроженец бага-чоносовского рода, Почетный гражданин Республики Калмыкия, кавалер десяти боевых орденов Дорджи Яковлевич Надиев. После войны Дорджи Яковлевич жил в г. Москве, но малую родину не забывал. По приезде в п. Аршан Булг он всегда посещал могилу Маани-багши.

По его словам, именно Маани-багши 15 марта 1931 года воскресил Дорджи, пережившего клиническую смерть, когда ему было всего 9 лет. Надиев описывает этот случай в своей книге «Жизнь многоликая». «1931 год был голодный. Умирали от голода сотни и тысячи людей. Из-за отсутствия продовольствия ели сыромятные ремни, шкуры домашних животных. Но это мало спасало. Люди от голода опухали и умирали. В числе умерших оказался и Надиев. Мальчик лежал у обочины дороги и уже не дышал.

Его тело подобрал знакомый семьи и привез к родителям. Готовясь к похоронам, родные пригласили дядю Маани. Он осмотрел мальчика и удалил всех из кибитки. Применив методы и средства тибетской медицины по оживлению, дядя Маани подарил Дорджи Яковлевичу Надиеву вторую жизнь».

Надеюсь, что этот рассказ про легенду бага-чоносовского рода будет всем интересен.
Спасибо моему учителю С.Д. Бурлыковой за помощь в его написании.

Арина АНДРЮЩЕНКО, учащаяся 11 класса МОКУ «Целинная СОШ имени К.Э. Эрендженова»



https://youtu.be/NIondS3euEI?t=853
Геше Лхарамба Тензин Дугда - Принципы алтаря

Комментарии

Комментариев нет.