Поющие террасы в Харьковской области

В Харьковской области западнее Харькова между райцентром Краснокутск и селом Городнее находится интересный многоярусный объект садово-парковой архитектуры - несколько рукотворных террас, расположенных одна над другой. Они в плане имеют изогнутый вид по краям окружностей с общим центром, что создает определенные акустические свойства - усиление звуков, произносимых ближе к «фокусам» «кругов». В связи с этим и получили название "поющие".
Из официальных путеводителей:
Поющие террасы - садовые террасы, укрепленные кирпичными стенами вогнутой формы, за счет которых создается специфичная акустика. Если вы встанете в центре площадки перед террасами и начнете петь, то без всяких микрофонов ваш голос донесется до самого дальнего уголка.
Итак,
"Поющими террасами" называют необычный по планировке фруктовый сад в виде огромного амфитеатра, который в XIX в. заложил на берегу р. Мерла известный сахарозаводчик И. Харитоненко. Местные климатические условия не позволяли выращивать здесь экзотические сорта деревьев, однако был найден оригинальный выход. На склоне балки было построено 6 обращенных к югу террас, которые в течение целого дня освещались солнцем. Тепло аккумулировала и сама каменная кладка, что позволило выращивать здесь южные плодовые деревья.
Сейчас террасы засажены плодовыми деревьями совхоза «Глобовский» с фруктово-ягодным уклоном. Садить их начали с 1947 года. А ранее террасы были без деревьев. Фотографии, как террасы выглядели в первой половине ХХ века приведены ниже.
В 50-х и 70-х годах XX в. была выполнена реставрация террас и модернизация под сады. Тогда увеличили толщину стен и проложили трубы по поверхности, которые потом засыпали грунтом. В связи с этим увеличилась высота террас (местами до более полуметра). Но при этом ухудшился целый ряд физических характеристик комплекса. А некоторые и вовсе пропали.
Вообще «нутро» террас создано из бутовых камней. А наружная поверхность выложена стенками из кирпича (кроме фрагментов на верхнем ярусе)
Сохранился совхозный план проведения реконструкции (см фото ниже).
На этом листе «ПТ» - это «строение 109». Как видно, указан «год постройки» - «1900». Откуда чертежники взяли такую дату? С более старых чертежей? А если они тоже были на «реконструкцию», а не на первоначальное строительство? По отрывочным сведениям местных жителей, когда-то в совхозе существовали комплекты документов по террасам. Но потом, при каком-то переезде из здания в здание, они то ли погибли, то ли исчезли.
Предыстория. Много-много лет назад, в 1709 году, ещё до создания этого архитектурного памятника на этом месте произошло известное военное сражение — Северная война со шведами. Шведы, естественно, потерпели поражение. Спустя столько лет об этом напоминает лишь белая стела, которую можно найти на краю села.
Поющие террасы появились позже, в 19 веке и были основаны Павлом Харитоненко. Помещик Павел Харитоненко хотел вырастить здесь разные редкие и экзотические растения, которые по определению не могли здесь расти из-за особенностей климатических условий. Недостаток солнечного тепла, бедная питательными веществами почва и пр. негативные факторы были откровенной помехой. И тогда помещику пришла в голову идея, результат которой сегодня может увидеть каждый, кто приезжает в это место. На каменной кладке были построены 6 терасс в форме дуги. Такое расположение обеспечивало постоянное попадание солнечных лучей на растения. Кроме того камень так же аккумулировал тепло и всё вместе — обеспечивало плодовые деревья необходимой тепловой энергией, так необходимой для их роста.
В ХIХ веке Зарецкий И.А. в своих археологических отчетах упоминает о террасах: "небольшое подковообразное городище". Зарецкий был связан с Харьковским губернским статистическим комитетом (основан в 1835). По данным СПРАВОЧНИКА НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ РОССИИ исторические исследования членов комитета касались преимущественно XVII-XVIII веков.
С 1891 начались работы по всестороннему описанию губернии. Как и большинство других комитетов, Харьковский ГСК исследовал по заданиям научных учреждений: памятники древности (1863); курганы и городища (1866); укрепления и сооружения (1870); названия местностей (1876); каменные бабы (1883); архивы Харьковской губернии.
С 14.1.1871 г. при комитете действовали 2 постоянные комиссии: 1 - для собирания материалов и приготовления трудов комитета; 2 - для установления правил собирания статистических сведений о торговле и промышленности. С 1879 создана Комиссия по исследованию кустарной промышленности, на материалах работы которой в 1880 была проведена выставка.
Таким образом, получается, что террасы уже существовали во второй половине ХIХ века. Обкладка бутовых камней (песчаника) кирпичом (по некоторым данным) была выполнена в 50-х годах ХХ века. Высота террас на плане всего 3,3 - 3,5 м. Сегодня - до 4-х м. Другие размеры не совсем совпадают с современными
Объект периодически привлекал внимание разных державных организаций. Вот один из документов осмотра комиссией 2006 года.
Кто же создал комплекс «ПТ»?
К настоящему времени имеются различные письменные и устные описания его истории.
Пару веков назад в награду за военные подвиги во время войны с турками полковнику Назару Александровичу Каразину Екатерина II даровала села Основинцы и Кручик. Поэтому «поющие террасы» могли оказаться во владениях помещиков Каразиных, которые основали Харьковский университет (в 1804, Василием Назаровичем Каразиным) и Краснокутский дендропарк (в 1793, Иваном Назаровичем Каразиным - брат Василия).
После Каразиных террасы попали в хозяйство помещиков Харитоненко. Павел Харитоненко увлекался альтернативной историей. По рассказам местных старожилов он и придал им вид, близкий к современному. В публикуемых исторических описаниях и библиографических сведениях о семье Харитоненко не нашлось ни подтверждения их причастности к созданию, ни к восстановлению и реставрации комплекса террас. Но есть местные легенды и отрывочные рассказы старожилов, а также косвенные данные, например, о финансировании Харитоненко строительства дороги на террасы и т.п. Есть информация, что самими террасами, якобы для выращивания клубники, занимался не Харитоненко, а Йонин, который был у него управляющим и жил по соседству. Но документально эта информация не подтверждается. Пока считается, что именно Харитоненко надо отдать должное в восстановлении этого уникального комплекса.
Существует полу-легендарное объяснение, почему Харитоненко на рубеже XIX и ХХ веков создал «Поющие террасы»:
«Бедная почва не давала возможности выращивать капризные экзотические сорта плодовых растений. И тогда был найден оригинальный выход: на склоне балки было построено 5 террас, которые, расположившись огромной дугой, целый день развернуты к солнцу. Каменная кладка террас дополнительно накапливала тепло, что позволило выращивать здесь самые редкие виды растений. Благодаря необычной форме этого сада здесь слышны даже самые тихие звуки на расстоянии в 60 метров. Усиливаясь и переплетаясь, шелест листьев и пение птиц складываются в единую мелодию, поэтому называются они и по сей день - поющие террасы. А когда поднимается ветер, слышен необычный переливающийся звук. Говорят, что тут пел Шаляпин».
К такому объяснению возможен целый ряд замечаний:
1) «Бедная почва» на Украине, богатой черноземами? Видится странным, чтобы помещик не мог возможности заказать привезти почву «побогаче». Кроме того, любые «богатые» почвы без удобрений не смогут длительное время давать хорошие урожаи.
2) Что значит «экзотические сорта плодовых растений»? Засадкой плодовыми деревьями (вполне себе обычными для этих мест яблонями) занялся совхоз «Глобовский» гораздо позже помещика Харитоненко.
3) Никакие «экзоотические» сорта деревьев не выдержат зимних морозов без утепления выше уровня грунта. Например, хурма, банан и т.д. Для них надо строить теплицы. А на «ПТ» теплиц не было.
4) Хоть «ПТ» и «развернуты к солнцу» - т.е. на юг, но «целый день» (особенно зимой) получать света больше, чем на соседних участках они вряд ли будут.
Поэтому гипотеза, что «ПТ» были созданы исключительно для выращивания «экзотических сортов деревьев» всего не объясняет. Тем более, что под кирпичом совхозной кладки и кирпичом кладки Харитоненко существует слой кладки из бутого камня на яичном растворе. Считается, что Харитоненко провёл металлические трубопроводы, заменив ими деревянную систему водопровода. Т.е. ранее на этом месте кто-то построил деревянную.
Но известно, что в 50-е годы прошлого века совхоз Глобовский реставрировал террасы. По свидетельствам местных жителей, завозили трубы и ремонтировали систему трубопроводов. Возможно, металлическими трубопроводами деревянную систему водопроводов заменили уже при советской власти не только на метровую, но и на четырёх метровую глубину? Таким образом остается вопрос, сколько лет бывшей деревянной, какой она была и для чего служила?
В 50-х годах во время «реставрации» и насаждения фруктовых деревьев были замурованы входы в подземные ходы и галереи под террасами. Куда они вели - осталось неизвестным.
Физические исследования Ю.В.Иванько показали, что звуковой фокус «слушателя», заложенный в проект автором (авторами), находится отнюдь не в центре округлой террасы. Кроме того, комплекс имеет не один фокус. В центре находится объёмный геометрический фокус, в котором создаётся лишь часть интерференционных эффектов продольных звуковых волн. Самые красивые звуковые эффекты можно прочувствовать всем своим нутром, буквально «увидеть» звук, только поздним вечером или ранним утром, в пору года, когда нет листьев на деревьях. Сами деревья тоже мешают, искажают (ломают, разбивают продольную звуковую волну). Видимо, их не должно быть там по изначальной задумке автора. Издаёшь: «тсццц». Слышишь: «ТСЦЦЦ…»! Передать буквами, словами, описать этот звуковой и частотный идеал невозможно. Горное эхо несравнимо. Складывается впечатление, что тут учтена масса акустических параметров (спектральные характеристики, каждая частота, коэффициенты усиления амплитуды продольной волны, скорость звука, резонансные расстояния, форматирование волн, факторизация вихревых потоков и т.д. и т.п.).
Подземная инфраструктура под террасами действительно существует и она достаточно развита. При исследовании некоторой площади террас георадиолокаторами подповерхностного зондирования грунта оказалось, что под террасой нулевого уровня ("округлый", эллиптический уровень-этаж) огромная металлическая СЕТЬ. Верхний "слой" этой сетки детектируется на глубине до одного метра. По измерительным приборам - металлическая инфраструктура похожа на трубопроводы (приборы регистрируют полости, местами довольно объёмные, как подвалы, и чёрный металл, железо, сталь, сплавы). Возможно, это и есть поливочные трубопроводы, которые были проложены совхозом Глобовский в 50-х годах ХХ столетия.
Есть ли более глубокое залегание структуры этой сетки на нулевом уровне до более тщательного исследования - сказать нельзя, но приборы указывают на наличие металлов и глубже верхнего "слоя".
Т.е., трубопроводы имеются на всех пяти верхних уровнях «ПТ». Выходы труб видно в некоторых местах над грунтом. Это полностью опровергает все гипотезы о естественном, природном происхождении террас.
На верхних террасах можно визуально увидеть некоторую часть металлической инфраструктуры, видимо, более ранней прокладки, чем совхозная. Например, в торцах четвёртой террасы из стены торчат трубы тридцатисантиметрового диаметра проложенные на глубине… 4 метра.
Также не исключено, что легендарные и мифические подземные ходы на террасах с разветвлениями «на Краснокутск», «на Богодухов», «на Ахтырку», по которым лазили в своём детстве местные старожилы - не что иное, как подвалы «Поющих террас». Один из входов такого хода был обнаружен георадаром. Наличие подвалов может привести к мысли, что весь комплекс «ПТ» мог быть неким культовым сооружением. Т.е. подвалы служили не только для системы водоснабжения и водостока, а и для общего обслуживания всей этой системы.
В настоящее время состояние кладки на террасах ухудшается из-за обвалов и осыпей. Подземные коммуникации разрушены корнями деревьев, потоками воды.
Еще о прошлом «ПТ» исследователь Юрий Иванько сообщает:
Упоминание о террасах есть в археологических отчетах ХIХ века Зарецкого И.А. в виде: "небольшого подковообразного городища". В центре круглой террасы есть "нулевой" (или основной) акустический фокус, в котором сегодня и демонстрируют туристам уникальные звуковые эффекты. Но это не всё. Основной аудиофокус достаточно четко локализуется. Пару метров в сторону и эффект усиления звука исчезает вместе с эхом. Логично задаться вопросом: зачем нужен амфитеатр для одного слушателя?
Для ответа можно привести ряд соображений: взглянем на тот же снимок 50-х годов. Делали его явно с противоположного бугра, на котором еще не так давно стоял помещичий домик с балконом-верандой. Позже его использовали под контору совхозной тракторной бригады, а потом разобрали на стройматериалы. К месту расположения дома ведет гранитная брусчатка. Туда съезжались в каретах дамы в шляпках послушать песнопение Шаляпина. А до постройки дома на этой горе стоял курган, который обозначен на трехверстовой топографической карте XIX века.
Уникальность архитектурной формы дала интересный акустический эффект. Звуки, которые воспроизводятся на территории поющих террас усиливаются и здесь слышен даже шепот на большом расстоянии. Каждый треск веточки можно услышать на большом расстоянии. Если вы встанете в центре площадки перед террасами и начнете петь, то без всяких микрофонов ваш голос донесется до самого дальнего уголка.
Именно этот эффект привлекал сюда в своё время различных популярных музыкальных исполнителей: Ф. Шаляпин, ВВ (Вопли Видоплясова). Здесь же выступал народный артист Богдан Ступка. Трудно передать это словами, это то, что нужно прочувствовать самому.
Если рассматривать размещение акустических фокусов, то их обнаруживается два:
Удаленный аудиофокус комплекса «Поющие террасы» легко рассчитывается теоретически исходя из известных физических свойств продольной звуковой волны. Но практически нам не удалось его четко локализовать, даже поднимая микрофон на шестиметровом удилище. Мешают заросли высоких деревьев, механически разбивающие, ослабляющие и даже полностью экранирующие звуковые волны своими мощными кронами. Разве что применить, например, микрогеликоптер с подвешенным аудиоприемником. Однако уже зарегистрированное заметное усиление в локальных местах составляет 2…4 раза по амплитуде. Это - 4…16 раз по мощности звука. Причем, в случае приема сигнала в удаленном фокусе, нулевой фокус становится как бы «размазан» по основанию террас. Наилучший эффект дает расположение звуковых излучателей уже не в центре круга, а на удалении от него по дуге с определенным радиусом. Таким образом, там можно расположить и удаленно слушать хор или песнопение хороводов.
Физически подобные волновые свойства симметричны. Параболический излучатель может выступать приемником. Таким образом можно предположить, как здесь на майдане в далекой древности местные волхвы оглашали свои «доклады», а рядом группа присутствующих медитировала к Солнцу.
Курган напротив городища упоминает и Зарецкий И.А. Это был так называемый "майдан". Его, видимо, тоже использовали в более древние времена. Наличие таких курганов-майданов на Харьковщине описывает известный археолог Багалей Д.И. Есть предположение, что около «ПТ» стояло ТРИ кургана по треугольнику, а не один. И было бы полезно исследовать подземные сооружения с замурованным в них колодцем.
Еще можно задаться и вопросом: а есть ли в мире аналоги? Их пока не обнаружено в подобном виде. Некоторые рассуждения можно провести по вопросу: а почему именно здесь (около Харькова)?
Спутниковая карта показывает, что «ПТ» ориентированы на юг с небольшим сдвигом к западу. Если продлить это направление по глобусу, то линия доведет до Каира (Гизы) с их знаменитыми пирамидами. Известны древние карты, на которых за точку отсчета типа «полюса» принимались именно пирамиды Гизы. А линии от них по земному шару могут восприниматься как меридианы.
Причем, если посмотреть на эту линию от «ПТ» до Гизы, то на ней обнаружится столица Турции Анкара (основана в 7 в. до н. э. фригийским царём Мидасом). А если продлить линию севернее, то она дойдет до Москвы. Отметим: Анкара по этой линии расположена на 10 градусов от Гизы, "ПГ" - на 20, Москва - на 25. Случайно ли? Или эти места в далекой древности спецально были выбраны древними волхвами?
Координаты: N 50° 7.262′, E 35° 13.612′. Адрес: Краснокутский р-н, с. Городнее (около 85 км от Харькова).Ныне входит в состав совхоза «Глобовский».
Как добраться: Автомобилем: чтобы охватить максимум достопримечательностей, лучше ехать через Старый Мерчик и Шаровку до Краснокутска. Проехав от Краснокутска около 7 км вверх по направлению к Богодухову, вы увидите указатель на Городнее. Автобусом: маршрут Харьков-Краснокутск. Отправление с автовокзала на Центральном рынке. От Краснокутска до Городнего - на машрутке.
Если вы добираетесь в Городнее на автомобиле, после въезда в село через 3-3, 5 км по левой стороне увидите белые столбы бывших ворот. Это ваш ориентир. Далее наезженная дорога приведет вас к террасам
Источники: http://zhistory.org.ua/histryd/spivters.htm http://m.vk.com/wall-77536999_5941?from=feed4016_1433023200_5/15 http://www.dikary.com/поющие-террасы-харьков-городнее/ http://kh.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/171032-kuda-makhnut-na-vykhodnye-starynnye-usadby-pouischye-terrasy-y-dendropark

Комментарии