26 марта память священномученика Николая Попова, иерея (+ 1919г)

Николай Харитонович Попов (1864 - 1919), протоиерей, священномученик
Память 13 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 3 мая [1] 1864 года в станице Урюпинской Хопёрского округа (ныне город Урюпинск Волгоградской обл.) в семье урядника станицы Преображенской Харитона Ивановича Попова и дочери священника Александры Петровны. Родной брат прот. Александра и походного атамана Петра Поповых. Семья была многодетной. Раннее детство Николай провел в семье родителей матери. В станице Мигулинской, где они жили, царил традиционный уклад казачьей жизни.


Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию. После окончания шести классов гимназии он поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

По прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии, которую окончил в 1893 году.

Был рукоположен во диакона архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбовым) и определен к Успенской церкви станицы Аксайской, а также назначен законоучителем Аксайской церковноприходской школы.

В ноябре 1894 года был рукоположен во священника архиепископом Донским и Новочеркасским Донатом (Бабинским-Соколовым) и определен на приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа.

Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. В скором времени начал строить учительскую школу с общежитием, которая предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущий преподавателей. В школе могли обучаться также и дети из неимущих семей. Отец Николай заботился о быте своих воспитанников, на собственные деньги заказывал учебники, тетради, учебные пособия. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. Одним из жертвователей на Колодезную учительскую школу был и праведный Иоанн Кронштадтский, который откликнулся на обращение к нему отца Николая. При школе была устроена ферма и подсобное хозяйство. Отец Николай на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище.

С 1 августа 1901 по март 1919 года служил в Иоанно-Богословском храме хутора Верхне-Гнутова Цимлянского благочиния Есауловской станицы 2-го Донского округа Области Войска Донского. Уже через несколько лет его заботами был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни - со взрослыми.

В 1917 году о. Николай был возведен в сан протоиерея.


К зиме 1918-1919 года линия фронта вплотную приблизилась к Верхне-Гнутову, потянулись беженцы, не хватало продуктов и медикаментов. Разразилась эпидемия тифа. Батюшка самоотверженно исполнял свой долг – ездил по станице, исповедовал, причащал больных и умирающих. Однажды только за один день он напутствовал Святыми Тайнами 27 человек, но к вечеру слег, заразившись тифом.
Только через два месяца смог отец Николай подняться с постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме. Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Харитоновича Попова. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор. В скором времени отца Николая отправили на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал.

В своем прощальном письме отец Николай писал своим родным, чтобы те "простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть".

В ночь на 9 апреля 1919 года [2] о. Николай Попов был жестоко зарублен, причем палачи раздели священнослужителя [3].

В числе жертв Морозовского ревкома оказались священники Агафон Горин (дата гибели не известна) и Александр Караичев (убит в феврале 1919 г.), псаломщик Иоанн Иванов (убит в феврале 1919 г.) с отцом и дядей, 10 женщин. Все жертвы большевиков, исключая женщин, были обнажены.

Только спустя три месяца, после освобождения округа от красных, родственники смогли отыскать и опознать тело отца Николая. Он был погребен за алтарной частью Верхнегнутовского храма.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Церкви от 17 июля 2006 года по представлению Ростовской-на-Дону епархии.

#НовомученикиРПЦ

Комментарии

Комментариев нет.