26 мар 2019

27 марта прославление икон Божией Матери Феодоровской-Костромской (1613г), и Себежской, именуемой "Умиление" (Псковской) (1634г).

gif
gif
gif
gif
Икона была чудесно обретена в XII веке в ветвях дерева близ сожженного татарами города Городца.

Когда попытались снять икону с дерева, она поднялась на воздух, и лишь после горячей молитвы священникам удалось принять икону и поместить ее в храме. Вскоре в 1239 году этой иконой великий князь Ярослав благословил на брак своего сына Александра Невского, затем икона перешла к брату Александра Василию, который перенёс её в Кострому и поместил в церкви великомученика Феодора Стратилата. С этого момента за иконой закрепилось название «Фео́доровская».

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Не надеясь на свои малые силы, князь велел вынести перед войском образ Защитницы христиан, и татары обратились в бегство. Позднее на том месте, где стояла икона, выстроили каменную часовню, а близлежащее озеро было названо Святым.

Образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых, поскольку связан с призванием на царство основателя династии. Это произошло после 15-ти лет Великой Смуты, в 1613 году. Инокиня Марфа после долгих сомнений и уговоров благословила этим образом совсем еще молодого своего сына Михаила Фёдоровича Романова на царство, обратившись при этом к Феодоровской Божией Матери со словами: "Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего".

С конца XIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая при этом Православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна в честь Феодоровской иконы (Мария Фёдоровна - жена Павла I; Александра Фёдоровна - жена Николая I; Мария Фёдоровна - жена Александра III; Елизавета Фёдоровна).

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву. Древняя Фео́доровская икона хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, а также как помогающая в трудных родах.

***

Издревле икона считалась покровительницей стрельцов псковской крепости г.Себеж. Когда Себеж по договору перешёл Польше (по условиям договора от 14 июля 1634 года между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем), стрельцы ушли в г.Опочку и унесли с собой Себежскую икону Божией Матери. Была она поставлена в Преображенском соборе Опочки и в 1634 году на первой седмице Великого поста, и в июле от неё были знамения: из очей проистекали слёзы. Сохранились письменные свидетельства о многочисленных исцелениях от иконы.
14 и 16 марта 1861 года (в понедельник и среду первой седмицы Великого поста, а также на Вербной и Страстной седмицах) от образа было знамение: из очей Пресвятой Богородицы Исходили слезы («излия слезы, яко струп»). Знамение это повторилось в июле следующего года. Тогда же, в 1682 году, попечением Опочецкого воеводы Герасима Феодотовича Лазарева-Станищева была составлена служба Себежской (Опочецкой) иконе, ежегодно совершавшаяся в Опочецком Спасо-Преображенском соборе 14/27 марта.

В Преображенском храме Опочки икона, которую местные жители стали называть Опочецкой, хранилась до 1917 года. После революции чудотворный образ бесследно исчез.

В 2004 году, трудами благочинного церквей Невельского округа Псковской епархии протоиерея Петра Нетребы, по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), было восстановлено почитание Себежской (Опочецкой) иконы Божией Матери, утраченной в дни лихолетий. Мастерами Троице-Сергиевой Лавры по фотографиям была написана копия этого честного образа для Свято-Троицкого храма г.Себежа. В 2005 году, в день празднования иконы, трудами уроженца Опочки Сергия Геннадьевича Измакова был написан и принесен список этого образа и в его родной город, и поставлен в строящемся храме Преображения Господня.

На полях Себежской (Опочецкой) иконы Божией Матери изображён архидиакон Стефан, которого себежские стрельцы избрали своим покровителем, и праведный Симеон Богоприимец.

В дореволюционных изданиях сообщается об иконе Себежская из деревни Липки Смоленской губернии, но, возможно, речь идёт о совсем другом образе.

Празднование - 27 марта (14 марта по ст. ст.).

Пред иконой Пресвятой Богородицы Себежская (Опочецкая) молятся об исцелении от недугов телесных и душевных, о защите от иноплеменных и иноверных, о покровительстве воинов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Себежская (Опочецкая) «Умиление»
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющимся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам Милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8
Взыдем, православнии народи града Опочки, на тучную гору, яко на Фаворскую, в дом Спасителя своего, в честь боголепнаго Преображения Его, обилующу чудес и стократный клас израстившую, и узрим славу чудесе от чудотворнаго образа Пресвятыя Богоматере Умиления Себежския: яко море пролияся и Евфрат, текий из рая, тако слезы Ея быша, из обою оку пролитыя, о нашедшем гневе Создателя Своего за наше согрешение, припадем, каменносердечнии, и возрыдаем, просяще: о Владычице, умоли Сына Своего и Господа нашего сими пресвятыми Своими слезами, да избавит нас от всякаго злаго обстояния, и огненнаго запаления, и междоусобныя брани, от мора и глада, и нашествия иноплеменных в грядущия времена, и, радующеся, со Гавриилом благовестником возопием Ти: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 4
Притецем, людие, богатии и убозии, сирии и вдовицы, старии и юнии, в тихое пристанище, под покров цельбоноснаго источника Богоматере. Слезы бо, яко реки, источает из обою оку чудотворнаго образа Себежския о находящем гневе за наша злая согрешения и укрепляет град, егоже возлюбила еси, на сопротивныя, утверждает веру православных христиан и избавляет от всякаго зла молитвами Своими.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
#ЦерковныйКалендарь

Комментарии

Комментариев нет.