Что делать, если в церкви плохо?

Три ценных совета от батюшки
Вопрос:
«Прихожу в храм, а мне там плохо - голова болит и кружится, тяжело стоять, невыносимо, люди дышат неприятно.
Как же быть? В храм ходить хочется, а вот такое состояние есть».
Ответ священника:
У меня есть много знакомых, которые страдают несколькими заболеваниями, в том числе невропатией. Последняя возбуждает в человеке несколько фобий, в том числе боязнь толпы, замкнутого пространства, нехватки воздуха.
Такие люди не ходят по тесным универмагам и магазинчикам около дома, они предпочитают им большие торговые центры, просторные выходы, они никогда не ездят в лифте, вместо того ходят пешком по лестницам.
И это не касается духовной жизни, ведь мы имеем дело с особенностью человеческой психики.
В таких случаях рекомендуется выбирать:
во-первых, храмы просторные, в которых можно дышать,
во-вторых, выбирать время, когда там меньше всего народа, например, службы в будни, когда в храм приходит мало людей и у них есть больше пространства.
Нам, христианам, надо всегда помнить, что, когда человеку в храме плохо, необязательно его мучают бесы и страсти. Это не всегда бывает так. Иногда причина гораздо более простая. В таких случаях нужно обязательно общаться с человеком и находить какие-то компромиссы. В том числе те, которые перечислены выше.
Если речь о людях, которые страдают какими-то заболеваниями, то тут надо понимать: им становится внутри церкви не по себе не потому, что храм плохой, или сами люди злые и коварные, а потому что есть проблемы, которые нужно решать совместно со специалистами. А пока вопрос решается, нужно искать некие компромиссы.
Другим выходом из этой ситуации будут трансляции богослужения. Если человек не может присутствовать на богослужении физически (болеет, лежит в кровати), он может посмотреть трансляцию. Это не одно и то же с тем, чтобы приходить в храм. Трансляция не может заменить молитвы в храме или Причастие, но это может как-то скрасить жизнь.
Некоторыми людьми тяжело переносится кадило - дым от него и запах. Иногда люди провоцируются на какую-то неприязнь. Не всегда это бывает плохо с духовной точки зрения - иногда имеет место человеческий фактор. В таких случаях рекомендую, если вы будете на службе в большом храме, перебегать с места на место, избегая дыма от кадила.
Если вам выскажут претензию, мол, почему вы бегаете по храму во время каждения, не бойтесь такого, подобное случается - к сожалению, иногда люди бывают невежливыми. В данном случае нужно будет просто промолчать или перейти в другой храм.
Конечная цель такова - надо сделать так, чтобы во время службы, во время молитвы вам было комфортно. Необязательно при этом провоцировать людей на какие-то изменения в их жизни. То есть не нужно тыкать людей палками и говорить:
«Ну-ка, быстро перейдите, разойдитесь, я сейчас буду молиться».
Всегда должно быть какое-то уважение к людям, собравшимся в церкви.
Поэтому, если вам не комфортно, обсудите это со священником. Спросите у него:
«Когда можно прийти на службу так, чтобы мне было комфортно?».
Объясните ему ситуацию, что у вас, например, есть некая особенность, что вам бывает плохо от дыма кадила или от нахождения в толпе. Батюшки всегда идут на уступки и всегда готовы пообщаться с человеком лично, попытаться помочь ему.

Комментарии

  • 26 апр 14:50
    Аминь
  • 27 апр 13:34
    Кому бывает плохо в храме?
    ------------------------------------------
    Чаще всего тем, кто, говоря словами преподобного Паисия Святогорца, "кто предоставил дьяволу права над собой".
    -----
    Дьяволу, падшим духам плохо, тошно. И в Священном Писании мы можем находить много примеров. Самый яркий - в Евангелии от Матвея и в Евангелии от Луки, повествование об исцелении гадаринских бесноватых. Они, влекомые падшими духами, пали к ногам Христа Спасителя и произнесли слова:
    " что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас."
    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    Присутствие Христа – это мука для падших духов. Присутствие Сына Божия, Бога - это для падших духов мука. Если человеку вдруг становится плохо в доме Божьем, то в чем же причина? Надо задать себе вопрос:
    -----
    А не предоставил ли ты много прав дьяволу над собой, что тебе именно в храме становится плохо?
    * И поискав причину, далее надо искать пути выхода из этой ситуации. А в этом есть врачевство, таинство покаяния. Попробуйте сделать усилие над собой, подойти к священнику, поисповедаться, и вы сразу почувствуете, как станет легче.
    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    Поэтому, если плохо в храме, значит вы, наверное, предоставили дьяволу права над собой. Это может быть даже не вина, а беда человека. И с этой бедой надо бороться. И помощь здесь – таинство покаяния. Если плохо в храме, поищите причину в себе и по возможности ее устраните через Таинство покаяния.
  • 28 апр 19:19
    В церкви иногда попадаются люди, которые хотят скинуть свои болезни на других🤦. Иногда страшно ходить туда🤦
  • 28 апр 23:28
    ---------------------------------------------
    Бесы не хотят, чтобы вы шли в церковь, чтобы вы были спасены и обрели радость в душе и благодать Божию.А потому изобретают всё новые уловки, вроде той, о которой говорите, про "скидывании своих болезней" на других людей. Это и приводит к маловерию.
    ------------------------------------------
    Люди всё время путают Церковь Небесную и Церковь земную. Отсюда непонимание, сомнение и конфузы. Это там, в Царстве Небесном, все святые и праведники. А здесь, на земле, Церковь – это лечебница от грехов , душевных болезней и смерти. У нас в Церкви только один абсолютно здоровый, чистый, совершенный и безгрешный. Это Господь Бог наш Иисус Христос. И это Его силой Церковь избавляет, врачует и лечит.
  • 29 апр 08:59
    Не буду с вами спорить, я не сильно близка к церкви. В душе верую, но когда нынешние Батюшки с людей три шкуры дерут, буквально за все обряды🤦. Да простит меня Господь , я не обсуждаю, я рассуждаю. Может в деревенских церквях по другому, а в городских всё иначе🤷
  • 30 апр 00:53
    А с Вас много взяли?
  • 30 апр 10:00
    В том-то и беда человека, что, "бог в душе" , вытесняет Церковь, игнорируя все Её святые Таинства. (например "Причастие"-одно из самих важных.) Что нам говорит Господь? -" Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни" .
    " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" .
    "Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Kровь Моя истинно есть питие".(Еваг.от Ионна 6:53-55).
    ---------------------------------------------
    Значит,у того человека, у которого" бог в душе"- его" бог"мёртв. И человека делает духовным мертвецом.
    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    " Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам".
    ---------------------------------------------"боговдушие" — это попытка оправдания, компромисс с совестью. Если человек признает, что вера его должна быть деятельной, то придется чем-то жертвовать.
    --------
    " боговдушество" является, если не антиподом истинного христианского обожения, то его весьма примитивной пародией. Это заблуждение напрочь лишает человека необходимости деятельного участия в деле собственного спасения.
    ---------
    "бог в душе" находится в бесконечном согласии и гармонии с носителем и никогда не противоречит ему. Собственно, именно поэтому человеку-потребителю удобно иметь "бога в душе"
    -----------
    "боговдушество" — это бесовская выдумка, род духовного наркотика, затемняющего сознание, создающего иллюзию безмятежности. Увлекаясь духовным суррогатом «боговдушества», собственными духовными фантазиями..
  • 30 апр 12:28
    Всего наилучшего вам.
  • 30 апр 12:29
    За отпевание покойного, 6000 руб, это норм?
  • 30 апр 17:39
    Вопрос о том, что нынешние батюшки с людей три шкуры дерут, считаю не корректным. Такое странное мнение бывает именно у людей не знакомых с церковной жизнью, её бытом, и устроением.
    ---------------------------------------------
    Расценки на требы в храмах устанавливаются в зависимости от нужд, и потребностей того или иного храма.
    ---------------------------------------------
    Вопрос о расценках на церковные требы, это болезненная тема. И воспринемается не однозначно.
    Безусловно, "торговля благодатью" не допустима, согласно Евангельскому учению."Даром получили, даром отдавайте".
    Посмотрим под другим углом. Согласно Евангелию, у одного из апостолов- Иуды, был ящик для пожертвований, который он носил с собою. И средства эти из ящика, использовались на нужды учеников Христа. Чтобы можно было купить им пищу, и одежду.
    Этоже мы наблюдаем и в храмах, когда заказываем различные требы. Но, конечно есть и различия пожертвования , от установленных расценок, и прейскурантов. Но эта оказалась, как не печально, не обходимая мера. И вот почему.
    ---------------------------------------------
    Прежде всего это оплата за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопасности, ремонт, уборку, масло для лампад, вино, просфоры, свечи, и многое другое? Вы приходите в храм — там тепло, светло, чисто. Также нужно платить зарплату певчим, рабочим, трудникам храма,алтарникам, дьяконам. (ибо трудящийся достоин пропитания) .Вобщем всему штату церковному.. Распространенное представление о том, что церкви что-то из коммунальных услуг и т. п. оплачивает государство — миф. При этом далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов.
  • 1 мая 01:14
    Хотелось бы добавить к предыдущему своему комментарию :
    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    В царские времена, Церковь была в значительной степени на государственном финансировании.
    Теперь же жизнеспособность храма зависит от "денежного потока" , формируемого прихожанами, ну или от личного подвига священника-одиночки, особенно если храм находится где нибудь в селе, в глубинке. Наши храмы не содержит ни государство, ни Москва, ни олигархи, за редким, даже редчайшим исключением.
    ------
    Когда-то, прихожане, жертвовали на храм, согласно свящ. Писанию-десятину, т.е.десятую часть своей прибыли. И даже это уже обеспечивало жизнеспособность церквей.
    * Теперь же, чисто символическое - копечное пожертвование, явно не достатчно на содержание храмов. Поэтому и вынуждены устанавливать расценки на требы, и продавать различные сувениры, и атребуты, вроде нательных образков, браслетов, и подобной не токой уж обязательной и душеспасительной прдукции.
    -------
    Может кто-то и не согласится, но лично мне видится такое положение вещей.