Как-то меня спросили, какой мой любимый фильм о войне.

И, признаюсь, сразу не дал ответа, пришлось над тем вопросом задуматься. Ну, в самом деле, как выбрать одну из сотен картин, виденных как в советское время, так и за последние три с небольшим десятка лет? Тем более, о войне. По каким параметрам? Где главный герой хорош собой, умён, ловок, смел, и ни пуля, ни штык его не берут? Так это «17 мгновений весны» или «Диверсант». Чтобы фильм произвёл мощное правдивое впечатление? Такой, чтобы посмотрел – и на всю жизнь. Но пересматривать не тянет – тяжело. Такие тоже есть. «Восхождение» Ларисы Шепитько, например. Или «20 дней без войны» Алексея Германа. «Иди и смотри» Элема Климова. «Торпедоносцы» Семёна Арановича. И тут меня пробило! Я вспомнил как в мае 1975-го смотрел в лучшем кинотеатре республики широкоформатную бондарчуковскую двухсерийную экранизацию незаконченного романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину»! Вот уж когда хватанула за живое военная драма, так хватанула! Когда пошли финальные титры, я едва сдерживался, чтобы в голос не пустить слезу!

Они сражались за Родину. 1975
Тот фильм был, есть и будет достоин во всех отношениях. Не случайно читатели «Советского экрана» выбрали его лучшим в 1976-м. в 1977-м ему дали Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых. Свою последнюю роль – бронебойщика Лопахина – сыграл Василий Шукшин, умерший на съёмках. Ярко, зло, озорно, с юмором, как прописано в сценарии. Вся собранная актёрская элита, большинство фронтовиков, была блистательна, все прыгнули выше головы. Вячеслав Тихонов, к примеру. После Штирлица и майора Млынского перевоплотился в контуженного, ставшего заикаться солдата! Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Николай Шутько, Алексей Ванин! Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, сам Сергей Бондарчук, наконец! Эпизоды с каждым тянут на отдельное повествование! А камера Вадима Юсова! Убедительно показать как немецкая военная машина долбит остатки стрелкового полка артиллерией, авиацией, давит танками и пехотой, выбивая последних бойцов и командиров – высочайший пилотаж! Такой эффект от воздействия на полосу обороны противника редко встретишь даже в лучших образцах мирового кино! Плёнка, цвет, зернистость, фактура, выгоревшие на солнце гимнастёрки и закопчённые лица от пота и пыли – всё было люкс и суперкласс! Одним словом, легендарная картина! Пожалуй, да, теперь мне есть, что ответить на вопрос о моём любимом военном фильме. И в заключение – киношная быль. В вестибюле «Мосфильма» повесили длинный список награждённых. Мосфильмовцы толпятся, читают. Кто-то удивился:
- А что же Шукшину ничего не дали?
- Ему Бог дал.

Комментарии

Комментариев нет.