#мир_музея

Так как же всё-таки выглядел известный вологодский писатель Константин Батюшков и каким его видели современники? Об этом все желающие смогут узнать 17 апреля в Народном доме.
Совместный проект Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Институт русской литературы Пушкинский Дом РАН "Философ резвый и пиит..." покажет вологжанам подлинные портреты, рисунки, письма и другие редкие памятники, связанные с эпохой К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина.
В Пушкинском Доме провели исследование. И вот, что удалось узнать хранителю фондов мемориальных предметов и декоративно-прикладного искусства Литературного музея Людмиле Мисайлиди:
- Константин Николаевич, страдавший наследственным душевным недугом, с 1833 года жил в Вологде сначала в отдельно нанятой квартире, а затем в семье своего племянника Григория Абрамовича Гревенса (Гревеница) (1803—1882 или 1887). Именно в его доме был выполнен уникальный натурный эскиз портрета Батюшкова, хранящийся ныне в Литературном музее Пушкинского Дома (бумага, акварель; 11,0 х 9,0).

Известно, что поэт в то время не позволял себя рисовать. Существует единственное изображение Батюшкова этих лет — это рисунок со спины, снятый Николаем Васильевичем Бергом, посетившим поэта в Вологде вместе с С. П. Шевыревым в 1847 году (опубликован в книге С. П. Шевырёва «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь». М., 1850. Ч. I.)

Вероятно, появлением акварельного портрета Батюшкова, выполненного с его позволения в конце 1840-х годов, мы обязаны сестрам поэта — Елизавете Николаевне Шипиловой, переехавшей с мужем из Петербурга в Вологду в 1847 году, и Варваре Николаевне Соколовой, которая приехала из своего имения для свидания с сестрой и братом. Так неизвестным вологодским художником был выполнен с натуры маленький акварельный портрет, на котором Батюшков изображен в парадном сюртуке с цветком анютиных глазок в петлице.

Несмотря на незавершенность, портрет поражает удивительной достоверностью. Перед нами пожилой человек с гладко зачесанными волосами с сединой, взгляд его голубых глаз недоверчив, плотно сжатые губы указывают на напряжение. Очевидно, что позирование далось ему нелегко. По словам П. Г. Гревенса, в последние годы жизни «неукротимый, молчаливый и задумчивый сначала, он стал кроток, разговорчив и общителен с людьми, которые его окружают».
Именно к этому эскизу восходит и акварель, хранящаяся в Государственном Литературном музее в Москве, и живописные портреты, выполненные неизвестным художником, один из которых находится в собрании Литературного музея Пушкинского Дома (холст, масло; 46,0 х 37,5). С одного из этих портретов была выполнена гравюра В.В. Матэ, впервые опубликованная в шестом номере журнала «Исторический вестник» за 1891 год.
#КириллоБелозерскийМузейЗаповедник #новости #Пушкинский_дом #выставки

Комментарии

Комментариев нет.