«Вот скушаешь весь суп, тогда получишь сладкое», «Даавай ты не будешь плакать в садике, а я тебе вечером подарочек принесу», «Убери игрушки, и я включу тебе мультик».

Поднимите руку, кто ничего подобного не говорил своему ребёнку?
Вы святые.
Подкуп как средство воспитания проникает практически во все семьи. Ну а что, ведь работает. Многие родители понимают, что это неправильно, но сложно остановиться, когда видишь “волшебство переговоров”.
А отсюда всего шаг до откровенного шантажа: “Не перестанешь плакать, выкину все твои игрушки!” или “Уроки не сделаешь, гулять не пойдёшь!”.
Такая модель воспитания может с вами сыграть злую шутку. И вот почему:
• Ребёнок начнёт вас зеркалить и шантажировать в ответ: «Почему ты мне не покупаешь эту куклу, ты что, меня не любишь?».
• Размер подкупа будет расти, и ваш малыш будет просто завален купленными “за что-то” игрушками. Помимо того, что это весьма затратно, у ребёнка просто не останется мечтаний, ведь всё, что хочется, ему покупают за каждый чих.
• Семейные отношения перерастут в торгово-рыночные. В них люди любят друг друга за подарки и оказывают помощь и поддержку в обмен на материальные блага. Это может звучать абсурдно с малышом, но у подросших детей система ценностей будет сформирована именно так. И, поверьте, это уже не забавно.
• Подкупая ребенка за выполнения обычных, бытовых дел (уборка игрушек, поход в детский сад), вы воспитываете человека, который не будет стремиться к развитию. Ведь чтобы получить желаемое, ему не обязательно стараться, достаточно вести себя нормально. А в жизни это так не работает. На работе не выдают премию за то, что работник просто вовремя приходит.
• При такой модели воспитания ребёнок не понимает, для чего нужно чистить зубы или есть овощи. В его мире всё это надо делать только для того, чтобы угодить родителям.
Как избавиться от “подкупа” в воспитании?
Для начала нужно выяснить причину нежелательного поведения.
Может, каша совсем пресная, и малышу просто невкусно. Может, в саду его обижают или он невыносимо скучает по маме. Может, игрушки не хочется убирать, ведь он еще не наигрался. Спать не хочется, потому что ребенок перегулял, или недостаточно устал. В магазине хочется кричать, потому что жарко, скучно, и мама не дала покатать тележку. А может, ваш ребенок в кризисе, тогда и подкуп не сработает, нужно просто уступить.
Итак, причину вы нашли, пробуете договориться по-другому, и никак не получается. Такое тоже бывает. Если вы обнаружили, что подкуп — ваш последний шанс, то действовать нужно аккуратно и по правилам.
Превратите подкуп в стимул, вознаграждение!
Вознаграждение помогает ребенку ярче ощутить успех, отметить правильность своих действий, даже повысить самооценку. Вознаграждение не всегда должно быть материальным, иногда обычная похвала и слова гордости намного важнее, чем конфета.
Как правильно стимулировать и награждать?
«Перестань орать, и тогда я куплю тебе машинку! – это подкуп.
«Давай ты сейчас сядешь в тележку, мы быстренько купим все продукты, скорее придём домой, и тогда останется время поиграть с динозаврами» - это награда. О награде договариваются заранее, она не всегда материальна.
• Не поощряйте просто хорошее, нормальное поведение. Ребенок должен быть вознагражден за старания.
• Предугадывайте плохое поведение. Заранее легче договориться, чем подкупать уже скандалящего ребенка.
• Объясняйте, почему нужно ходить в детский сад, почему нужно хорошо кушать и соблюдать режим. Повторяйте это периодически. У ребенка должно сложиться мнение, что это все нужно ему, а не только вам.
• Помогайте малышу, но не делайте за него. Например: “Давай ты мне поможешь убрать со стола, а я помогу тебе расставить на места игрушки”.
• Поощряйте самостоятельность. Самостоятельных детей обычно не надо упрашивать или как-то дополнительно мотивировать, они всегда «ЯСАМ».
• Старайтесь не награждать едой. Это может спровоцировать неправильные пищевые привычки. Да и шоколадка за съеденную кашу говорит о том, что каша – это что-то ужасное, что надо перетерпеть, чтобы получить награду.
• Иногда покупайте игрушки просто так, потому что любите, а не только в качестве поощрения.
Очень сложно заставить ребенка делать то, что нужно родителям. Он отдельная личность, и ваши желания могут совершенно не совпадать. Рано или поздно любой ребёнок начинает задаваться вопросами: А почему я всё время должен подчиняться? Почему меня заставляют делать то, чего я не хочу? Почему мама так и не делает, а от меня требует?
Заставить, прогнуть, припугнуть – это самое простое, что родители могут сделать, добиваясь своего. И следы такого “классического” воспитания остаются в нас очень надолго.
Куда сложнее договориться, при этом сохранить самооценку ребенка и ваши доверительные отношения. Сложно, но можно!
Комплекты “Умницы” по теме:
• “Умница.Эмоции” (0-3 года)
• Серия “Не хочу!” (3-5 лет)

Комментарии

Комментариев нет.