Принято считать, что в Индии священное животное — корова. Действительно, и в больших городах, и маленьких селениях коровам разрешается бродить где угодно; они могут беспрепятственно улечься посреди оживленной городской улицы, и все водители будут их аккуратно и терпеливо объезжать. Причем никому и в голову не придет грубыми окриками или пинками заставить животных отойти в сторону. Однако это касается не только коров. Не менее трепетное и почтительное отношение вызывают у индусов и лошади. Лошадей в Индии много, особенно на севере и в центральной части. Нет их только на крайнем юге, где слишком жарко. Традиция почитания лошади в Индии уходит своими корнями в далекое прошлое. В первых книгах человечества, Ведах, написанных, по мнению ученых, около 4 тысяч лет до Рождества Христова, множество гимнов посвящено лошадям. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в котором описываются события, происходившие примерно десять тысяч лет назад, упоминаются и прекрасные лошади, имевшиеся при царском дворе. В более поздний период, 5 тысяч лет назад, во времена Кришны, у жителей Бхараты (древнее название Индии) уже была хорошо обученная конница, сыгравшая важную роль в исторической битве на поле Курукшетра. Большой интерес представляет собой подробное описание всех деталей управления военной колесницей, приводимое в эпосе «Махабхарата». Сражающийся воин, держащий в руках лук и стрелы, чтобы не отвлекаться во время боя, все команды о направлении движения колесницы отдавал с помощью ног, толкая возничего кованными железом сапогами — левым или правым, в зависимости от того, в какую сторону требовалось повернуть. Военные действия велись тогда по четко установленным правилам: воины на колесницах могли сражаться только с соответствующим образом экипированными противниками, конный всадник сражался с конным, а пеший воин — с пешим. Любовь к лошади нашла свое выражение и в искусстве Индии. Во все времена этих прекрасных животных ваяли скульпторы и запечатлевали на своих полотнах художники. В большинстве индийских храмов, которых в этой стране великое множество, можно увидеть барельефы с изображением лошадей. Согласно древним священным писаниям, Пуранам, творец всей вселенной бог Нараяна, чтобы помочь людям вернуть похищенные у них демонами знанья, воплощался на земле в виде божества Хаягривы, имеющем тело человека, а голову коня. Таким образом, лошадь приобрела особый статус, как инкарнация бога Нараяны. До наших дней дошла традиция использовать лошадей в торжественных процессиях, устраиваемых во время крупных религиозных праздников. Как правило, для этого выбираются лошади нарядных мастей — светло-серые или пегие. Обычно таких лошадей содержат при храмах и ашрамах (монастырях), за ними бережно ухаживают и окружают любовью и лаской. Эти животные считаются священными, в праздничные дни их украшают цветочными гирляндами, на них надевают нарядные попоны и ведут впереди праздничного шествия. В разных штатах существуют богатые традиции, связанные с лошадьми. Так, в штате Раджастан есть особый день почитания лошади, он приходится на октябрь и приурочен к празднованию Дня Дурги (Богини-воительницы, побеждающей зло). В штате Тамилнаду часто встречаются крупные изваяния лошадей, установленные на въезде и выезде из многих населенных пунктов. Это так называемые Аянары, призванные охранять местное население от врагов. Современные индусы любят лошадей не меньше, чем их далекие предки. До наших дней на территории Индии сохранилось пять местных пород, выведенных здесь несколько тысячелетий назад: марвари, катьявари, манипури, спити и занскан. Лошади породы марвари (что дословно переводится «из страны смерти») получили свое название в честь пустыни Марвари в штате Раджастан, где они были выведены, а затем разводились на протяжении многих веков в условиях сурового, засушливого климата и приобрели такие ценные качества как выносливость и неприхотливость к условиям содержания. В древности они использовались и под верх, и в легких колесницах. Ездить на таких лошадях считалось особой привилегией и разрешалось только царственным особам и кшатриям (представителям касты воинов). Если верить историкам, лошади марвари с успехом участвовали даже в сражениях против воинов, восседавших на боевых слонах, и, чтобы помочь своим всадникам копьем достать врага, храбрые и смышленые марвари вставали на дыбы. Согласно преданиям, эти лошади способны читать мысли своих седоков, отличаются необыкновенной преданностью и в далекие времена нередко приносили домой потерявших сознание раненных воинов. В прошлом о доблести и отваге марвари слагались легенды. Существуют и реальные факты, зафиксированные в исторических документах. Так, в 1546 году правитель небольшого удельного княжества Пратар в сражении с армией императора Акбара вынужден был отступать, когда его войско оказалось полностью разбитым. Его боевой конь по кличке Четак, смертельно раненный, с разрубленной ногой, из последних сил одним прыжком сумел преодолеть бурную реку и, таким образом, спас хозяина от преследования. Только после этого Четак испустил дух, а преисполненный благодарности махараджа впоследствии воздвиг в его честь памятник, который сохранился до наших дней. У представителей правящей династии Раджастана существовала молитва, в которой они, обращаясь к богам, просили для себя лишь одного — возможности иметь в руках хороший меч, а под седлом — доброго коня. В период британского владычества национальное коневодство Индии пришло в упадок. Англичане считали местных лошадей слишком горячими и недостаточно крупными для использования их в военных целях, и потому начали ввозить в страну австралийских полукровок — резвых, крепких и дешевых. А индийская знать стала проявлять интерес к импорту чистокровных английских лошадей. В результате поголовье отечественных лошадей, в том числе и марвари, заметно сократилось. Однако усилиями местных коневодов-любителей разведение лошадей породы марвари продолжалось, и ценный генофонд не был утерян. В последние десятилетия, благодаря развитию конного туризма, интерес к местным лошадям снова возрос, это повлекло за собой заметное увеличение их численности, и в наши дни марвари можно встретить не только на их родине в Раджастане, но также в Пенджабе, Гуджарате и в некоторых других штатах Индии. Внешность марвари весьма своеобразна — это некрупные, легкие, очень маневренные лошадки с породной сухой головой и ушами необычной формы, уникальность которых состоит в том, что они длиннее, чем у всех известных пород, и загнуты внутрь, так что их кончики часто соприкасаются друг с другом. Кроме того, уши марвари очень подвижны и могут поворачиваться на 180 градусов. Масти этих лошадей достаточно разнообразны: наряду с лошадьми традиционных мастей часто встречаются пегие, а также альбиносы. Марвари известны и на Западе, в том числе, в Англии и США, где существует специальное общество, координирующее работу с этой породой и организующее выставки и выводки. В соседнем с Раджастаном штате Гуджарат с давних времен разводят лошадей породы катьявари, названных так в честь местности, где они преимущественно обитали. Вероятно, как и марвари, они испытали некоторое влияние арабской породы, о чем свидетельствуют их лебединые шеи, легкость и породность. Несомненно, что две эти индийские породы родственны между собой, так как уникальная форма ушей марвари характерна и для катьявари. На северо-востоке, в штате Манипур можно встретить лошадей породы манипури, считающейся старейшей в Индии. С давних времен они были известны как лучшие лошади для игры в поло, очень популярной здесь еще в древности. Любопытно, что англичане, имеющие приоритет практически во всем, что касается лошадей, с игрой в конное поло познакомились лишь в период колонизации Индии. С тех пор эта игра обрела своих поклонников не только на Британских островах, но и во всей Западной Европе. А лучшими лошадьми для поло так и остались представители породы манипури, в большом количестве вывозимые на Запад. Эти некрупные лошадки очень послушны, резвы и маневренны. В их жилах течет кровь тибетских и монгольских лошадей, однако сильно заметно и влияние арабской породы, отразившееся на внешнем виде. Конечно, изяществом и породностью манипури уступают марвари и катьявари, тем не менее, они отличаются правильным экстерьером, обладают достаточно легкой и сухой головой, высоком выходом шеи и постановкой хвоста. На севере Индии, в штате Химчал Прадеш и в наши дни незаменимыми спутниками человека остаются низкорослые, похожие на монгольских, лошадки породы спити, названные так в честь протекающей в этой местности реки Спити, и в связи с маленьким ростом (130-122 см в холке), относящиеся к классу пони. Они преимущественно серой масти, очень крепкие и выносливые в горах, где являются основным средством передвижения. Спити используются и под верх, и как вьючные животные. В самом северном штате Индии, именуемом Джамму и Кашмир, разводят еще одну породу низкорослых лошадок — занскар, лучше всех приспособленных к условиям высокогорья. Внешне они похожи на спити. Упоминания о местных индийских лошадях встречаются в дневниках Юрия Рериха, который писал, что для совершения их экспедицией перехода через Гималаи в столице Кашмира городе Шринагар были приобретены лошади, главным образом, породы занскар. По мнению русского путешественника, они отличались крепостью и выносливостью, однако были дурно выезжены и часто вели себя непредсказуемо. Возможно, членам экспедиции просто не повезло. Так или иначе, в наши дни местные лошади с успехом используются для конного туризма на многочисленных маршрутах, проложенных в предгорьях Гималаев. Кроме лошадей отечественной селекции, в Индии с давних времен большим спросом и любовью пользовались арабские скакуны. Известный путешественник Марко Поло в путевых заметках отмечал, что «индийские купцы завозят в свою страну много арабских лошадей из Адена». Арабские лошади использовались как для чистопородного разведения, так и для улучшения местного поголовья, и именно на них первоначально устраивались скачки, издавна популярные в этой стране. Первый ипподром был построен на юге Индии, в Мадрасе, в 1777 году, и испытывались там арабы и различные полукровки. Через несколько лет ипподромы появились в Бомбее и в Бангалоре, к 1830 году в стране их было уже более двадцати, и, наконец, в 1885 году в Индии насчитывалось 76 ипподромов. Разведение скаковых лошадей и испытания их на ипподромах складывалось в значительной степени под влиянием английских колонизаторов. Однако лошадей чистокровной верховой породы в тот период в стране было немного, в связи с тем, что завозить их из Англии было очень дорого и сложно. Открытие в 1869 году Суэцкого канала радикально изменило ситуацию. Теперь, чтобы доставить лошадей из туманного Альбиона, требовалось всего несколько недель, вместо прежних нескольких месяцев. С начала XIX века чистокровные верховые лошади начали постепенно вытеснять арабских с ипподромов Индии, и в настоящее время на девяти действующих ипподромах испытывается только молодняк чистокровной верховой породы. Все ипподромы Индии прекрасно оборудованы и не уступают лучшим ипподромам Европы. Система испытаний здесь имеет свои особенности. В связи с жарким климатом, скаковой сезон начинается осенью и заканчивается ранней весной. Продолжительность скакового сезона на разных ипподромах различна. Так, в Бангалоре, где климат достаточно мягкий, несколько скаковых дней проводится и летом, в июне-июле. Главной скачкой сезона на каждом ипподроме считается Дерби, но кроме этого лучшие 4-летние лошади страны в первую неделю марта оспаривают самый дорогостоящий и престижный приз «Инвитейшн Кэп». Эта скачка проводится по очереди на одном из ипподромов страны. Во всех скачках платными являются первые шесть мест. К испытаниям допускаются только лошади, рожденные в Индии. Индийское правительство всячески способствует развитию отечественного коннозаводства. Оно лимитирует ввоз в страну иностранных лошадей с тем, чтобы поощрять местных коннозаводчиков. Очень популярен в Индии конный спорт, преимущественно конкур, но общий уровень — не высокий, и спортивные соревнования носят, в основном, любительский характер. Во многих городах существуют детские и юношеские конноспортивные клубы. Воспитанники этих клубов принимают участие не только в соревнованиях внутри страны, но и в международных турнирах, соревнуясь со своими сверстниками из соседних государств — Пакистана и Узбекистана. Особенно много спортсменов-конников среди военных. В Индии до сих пор существуют отдельные кавалерийские части, и практически каждая имеет свой конноспортивный клуб. В свое время индийские конники-военные принимали участие в Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Но не только призовые и спортивные лошади окружены в этой стране заботой и вниманием. Большой популярностью пользуется здесь конный прокат и туризм. Прогулочные лошадки (а это, как правило, полукровки или представители местных пород) обычно хорошо упитаны и радуют глаз своим вполне благополучным видом. В большинстве случаев они отлично выезжены, послушны и добронравны. Если на севере для этих целей используются в основном спити и занскан, не знающие себе равных в горных условиях, то на остальных территория Индии можно увидеть представителей самых разнообразных пород, включая достаточно рослых лошадей, являющихся продуктами скрещивания с арабами и чистокровными верховыми. При этом вызывает восхищение находчивость индийских конников, занимающихся прокатом. Неумелых всадников инструктор сопровождает, держа лошадь в поводу, но сам он при этом едет рядом на велосипеде, и если всаднику хочется острых ощущений, инструктор прибавляет скорость и ведет лошадь и рысью, и даже галопом. Со стороны это выглядит очень забавно. В заключение хотелось бы отметить, что в Индии хорошо относятся не только к священным животным, но вообще ко всему животному миру. И в городах, и в деревнях можно увидеть множество собак, но при этом крайне редко вы встретите индуса, прогуливающего четвероногого друга на поводке. Складывается впечатление, что большинство собак здесь живут «сами по себе», как некогда их далекие предки — в добром соседстве с людьми, которые их не слишком балуют своим вниманием, но и никогда не обижают. В дневное время, когда одинаково жарко и людям, и животным, можно часто увидеть группы собак, растянувшихся прямо проезжей части улицы, на ступенях храмов, возле магазинов и закусочных, где они кормятся отбросами. Местное население не обращает на них никакого внимания, их ниоткуда не выгоняют, и часто можно увидеть, как собаку, развалившуюся на пороге какого-нибудь магазина, посетители спокойно переступают, не делая попыток ее оттуда прогнать. Не видя никакой агрессии со стороны людей, собаки эти никогда на них не лают и тем более не кусаются. То же самое относится и к обезьянам, которые живут здесь бок о бок с людьми, и хотя порой причиняют им определенные неудобства, но, тем не менее, никогда не подвергаются каким-либо серьезным «гонениям». В Индии множество всевозможных заповедников, где тигры, львы, олени, медведи, слоны, экзотические птицы и прочие представители местной фауны содержатся не в клетках, а на больших огороженных территориях, в условиях, приближенных к естественным. Такие заповедники называются «sаnctuary», что в переводе с английского означает не только «заповедник», но и «храм», и «святилище». Такое название говорит о многом. Журнал "Гиппомания", № 3/2007 (17) Автор: Елена Жуковская
Всё о самых прекрасных созданиях - о лошадях
Коневодство Индии
Принято считать, что в Индии священное животное — корова. Действительно, и в больших городах, и маленьких селениях коровам разрешается бродить где угодно; они могут беспрепятственно улечься посреди оживленной городской улицы, и все водители будут их аккуратно и терпеливо объезжать. Причем никому и в голову не придет грубыми окриками или пинками заставить животных отойти в сторону. Однако это касается не только коров. Не менее трепетное и почтительное отношение вызывают у индусов и лошади. Лошадей в Индии много, особенно на севере и в центральной части. Нет их только на крайнем юге, где слишком жарко.
Традиция почитания лошади в Индии уходит своими корнями в далекое прошлое. В первых книгах человечества, Ведах, написанных, по мнению ученых, около 4 тысяч лет до Рождества Христова, множество гимнов посвящено лошадям. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в котором описываются события, происходившие примерно десять тысяч лет назад, упоминаются и прекрасные лошади, имевшиеся при царском дворе. В более поздний период, 5 тысяч лет назад, во времена Кришны, у жителей Бхараты (древнее название Индии) уже была хорошо обученная конница, сыгравшая важную роль в исторической битве на поле Курукшетра. Большой интерес представляет собой подробное описание всех деталей управления военной колесницей, приводимое в эпосе «Махабхарата». Сражающийся воин, держащий в руках лук и стрелы, чтобы не отвлекаться во время боя, все команды о направлении движения колесницы отдавал с помощью ног, толкая возничего кованными железом сапогами — левым или правым, в зависимости от того, в какую сторону требовалось повернуть. Военные действия велись тогда по четко установленным правилам: воины на колесницах могли сражаться только с соответствующим образом экипированными противниками, конный всадник сражался с конным, а пеший воин — с пешим.
Любовь к лошади нашла свое выражение и в искусстве Индии. Во все времена этих прекрасных животных ваяли скульпторы и запечатлевали на своих полотнах художники. В большинстве индийских храмов, которых в этой стране великое множество, можно увидеть барельефы с изображением лошадей. Согласно древним священным писаниям, Пуранам, творец всей вселенной бог Нараяна, чтобы помочь людям вернуть похищенные у них демонами знанья, воплощался на земле в виде божества Хаягривы, имеющем тело человека, а голову коня. Таким образом, лошадь приобрела особый статус, как инкарнация бога Нараяны.
До наших дней дошла традиция использовать лошадей в торжественных процессиях, устраиваемых во время крупных религиозных праздников. Как правило, для этого выбираются лошади нарядных мастей — светло-серые или пегие. Обычно таких лошадей содержат при храмах и ашрамах (монастырях), за ними бережно ухаживают и окружают любовью и лаской. Эти животные считаются священными, в праздничные дни их украшают цветочными гирляндами, на них надевают нарядные попоны и ведут впереди праздничного шествия.
В разных штатах существуют богатые традиции, связанные с лошадьми. Так, в штате Раджастан есть особый день почитания лошади, он приходится на октябрь и приурочен к празднованию Дня Дурги (Богини-воительницы, побеждающей зло). В штате Тамилнаду часто встречаются крупные изваяния лошадей, установленные на въезде и выезде из многих населенных пунктов. Это так называемые Аянары, призванные охранять местное население от врагов.
Современные индусы любят лошадей не меньше, чем их далекие предки. До наших дней на территории Индии сохранилось пять местных пород, выведенных здесь несколько тысячелетий назад: марвари, катьявари, манипури, спити и занскан.
Лошади породы марвари (что дословно переводится «из страны смерти») получили свое название в честь пустыни Марвари в штате Раджастан, где они были выведены, а затем разводились на протяжении многих веков в условиях сурового, засушливого климата и приобрели такие ценные качества как выносливость и неприхотливость к условиям содержания. В древности они использовались и под верх, и в легких колесницах. Ездить на таких лошадях считалось особой привилегией и разрешалось только царственным особам и кшатриям (представителям касты воинов). Если верить историкам, лошади марвари с успехом участвовали даже в сражениях против воинов, восседавших на боевых слонах, и, чтобы помочь своим всадникам копьем достать врага, храбрые и смышленые марвари вставали на дыбы. Согласно преданиям, эти лошади способны читать мысли своих седоков, отличаются необыкновенной преданностью и в далекие времена нередко приносили домой потерявших сознание раненных воинов. В прошлом о доблести и отваге марвари слагались легенды. Существуют и реальные факты, зафиксированные в исторических документах. Так, в 1546 году правитель небольшого удельного княжества Пратар в сражении с армией императора Акбара вынужден был отступать, когда его войско оказалось полностью разбитым. Его боевой конь по кличке Четак, смертельно раненный, с разрубленной ногой, из последних сил одним прыжком сумел преодолеть бурную реку и, таким образом, спас хозяина от преследования. Только после этого Четак испустил дух, а преисполненный благодарности махараджа впоследствии воздвиг в его честь памятник, который сохранился до наших дней. У представителей правящей династии Раджастана существовала молитва, в которой они, обращаясь к богам, просили для себя лишь одного — возможности иметь в руках хороший меч, а под седлом — доброго коня.
В период британского владычества национальное коневодство Индии пришло в упадок. Англичане считали местных лошадей слишком горячими и недостаточно крупными для использования их в военных целях, и потому начали ввозить в страну австралийских полукровок — резвых, крепких и дешевых. А индийская знать стала проявлять интерес к импорту чистокровных английских лошадей. В результате поголовье отечественных лошадей, в том числе и марвари, заметно сократилось. Однако усилиями местных коневодов-любителей разведение лошадей породы марвари продолжалось, и ценный генофонд не был утерян. В последние десятилетия, благодаря развитию конного туризма, интерес к местным лошадям снова возрос, это повлекло за собой заметное увеличение их численности, и в наши дни марвари можно встретить не только на их родине в Раджастане, но также в Пенджабе, Гуджарате и в некоторых других штатах Индии.
Внешность марвари весьма своеобразна — это некрупные, легкие, очень маневренные лошадки с породной сухой головой и ушами необычной формы, уникальность которых состоит в том, что они длиннее, чем у всех известных пород, и загнуты внутрь, так что их кончики часто соприкасаются друг с другом. Кроме того, уши марвари очень подвижны и могут поворачиваться на 180 градусов. Масти этих лошадей достаточно разнообразны: наряду с лошадьми традиционных мастей часто встречаются пегие, а также альбиносы. Марвари известны и на Западе, в том числе, в Англии и США, где существует специальное общество, координирующее работу с этой породой и организующее выставки и выводки.
В соседнем с Раджастаном штате Гуджарат с давних времен разводят лошадей породы катьявари, названных так в честь местности, где они преимущественно обитали. Вероятно, как и марвари, они испытали некоторое влияние арабской породы, о чем свидетельствуют их лебединые шеи, легкость и породность. Несомненно, что две эти индийские породы родственны между собой, так как уникальная форма ушей марвари характерна и для катьявари.
На северо-востоке, в штате Манипур можно встретить лошадей породы манипури, считающейся старейшей в Индии. С давних времен они были известны как лучшие лошади для игры в поло, очень популярной здесь еще в древности. Любопытно, что англичане, имеющие приоритет практически во всем, что касается лошадей, с игрой в конное поло познакомились лишь в период колонизации Индии. С тех пор эта игра обрела своих поклонников не только на Британских островах, но и во всей Западной Европе. А лучшими лошадьми для поло так и остались представители породы манипури, в большом количестве вывозимые на Запад. Эти некрупные лошадки очень послушны, резвы и маневренны. В их жилах течет кровь тибетских и монгольских лошадей, однако сильно заметно и влияние арабской породы, отразившееся на внешнем виде. Конечно, изяществом и породностью манипури уступают марвари и катьявари, тем не менее, они отличаются правильным экстерьером, обладают достаточно легкой и сухой головой, высоком выходом шеи и постановкой хвоста.
На севере Индии, в штате Химчал Прадеш и в наши дни незаменимыми спутниками человека остаются низкорослые, похожие на монгольских, лошадки породы спити, названные так в честь протекающей в этой местности реки Спити, и в связи с маленьким ростом (130-122 см в холке), относящиеся к классу пони. Они преимущественно серой масти, очень крепкие и выносливые в горах, где являются основным средством передвижения. Спити используются и под верх, и как вьючные животные.
В самом северном штате Индии, именуемом Джамму и Кашмир, разводят еще одну породу низкорослых лошадок — занскар, лучше всех приспособленных к условиям высокогорья. Внешне они похожи на спити. Упоминания о местных индийских лошадях встречаются в дневниках Юрия Рериха, который писал, что для совершения их экспедицией перехода через Гималаи в столице Кашмира городе Шринагар были приобретены лошади, главным образом, породы занскар. По мнению русского путешественника, они отличались крепостью и выносливостью, однако были дурно выезжены и часто вели себя непредсказуемо. Возможно, членам экспедиции просто не повезло. Так или иначе, в наши дни местные лошади с успехом используются для конного туризма на многочисленных маршрутах, проложенных в предгорьях Гималаев.
Кроме лошадей отечественной селекции, в Индии с давних времен большим спросом и любовью пользовались арабские скакуны. Известный путешественник Марко Поло в путевых заметках отмечал, что «индийские купцы завозят в свою страну много арабских лошадей из Адена». Арабские лошади использовались как для чистопородного разведения, так и для улучшения местного поголовья, и именно на них первоначально устраивались скачки, издавна популярные в этой стране. Первый ипподром был построен на юге Индии, в Мадрасе, в 1777 году, и испытывались там арабы и различные полукровки.
Через несколько лет ипподромы появились в Бомбее и в Бангалоре, к 1830 году в стране их было уже более двадцати, и, наконец, в 1885 году в Индии насчитывалось 76 ипподромов. Разведение скаковых лошадей и испытания их на ипподромах складывалось в значительной степени под влиянием английских колонизаторов. Однако лошадей чистокровной верховой породы в тот период в стране было немного, в связи с тем, что завозить их из Англии было очень дорого и сложно. Открытие в 1869 году Суэцкого канала радикально изменило ситуацию. Теперь, чтобы доставить лошадей из туманного Альбиона, требовалось всего несколько недель, вместо прежних нескольких месяцев. С начала XIX века чистокровные верховые лошади начали постепенно вытеснять арабских с ипподромов Индии, и в настоящее время на девяти действующих ипподромах испытывается только молодняк чистокровной верховой породы.
Все ипподромы Индии прекрасно оборудованы и не уступают лучшим ипподромам Европы. Система испытаний здесь имеет свои особенности. В связи с жарким климатом, скаковой сезон начинается осенью и заканчивается ранней весной. Продолжительность скакового сезона на разных ипподромах различна. Так, в Бангалоре, где климат достаточно мягкий, несколько скаковых дней проводится и летом, в июне-июле. Главной скачкой сезона на каждом ипподроме считается Дерби, но кроме этого лучшие 4-летние лошади страны в первую неделю марта оспаривают самый дорогостоящий и престижный приз «Инвитейшн Кэп». Эта скачка проводится по очереди на одном из ипподромов страны. Во всех скачках платными являются первые шесть мест. К испытаниям допускаются только лошади, рожденные в Индии. Индийское правительство всячески способствует развитию отечественного коннозаводства. Оно лимитирует ввоз в страну иностранных лошадей с тем, чтобы поощрять местных коннозаводчиков.
Очень популярен в Индии конный спорт, преимущественно конкур, но общий уровень — не высокий, и спортивные соревнования носят, в основном, любительский характер. Во многих городах существуют детские и юношеские конноспортивные клубы. Воспитанники этих клубов принимают участие не только в соревнованиях внутри страны, но и в международных турнирах, соревнуясь со своими сверстниками из соседних государств — Пакистана и Узбекистана. Особенно много спортсменов-конников среди военных. В Индии до сих пор существуют отдельные кавалерийские части, и практически каждая имеет свой конноспортивный клуб. В свое время индийские конники-военные принимали участие в Олимпийских играх в Москве в 1980 году.
Но не только призовые и спортивные лошади окружены в этой стране заботой и вниманием. Большой популярностью пользуется здесь конный прокат и туризм. Прогулочные лошадки (а это, как правило, полукровки или представители местных пород) обычно хорошо упитаны и радуют глаз своим вполне благополучным видом. В большинстве случаев они отлично выезжены, послушны и добронравны. Если на севере для этих целей используются в основном спити и занскан, не знающие себе равных в горных условиях, то на остальных территория Индии можно увидеть представителей самых разнообразных пород, включая достаточно рослых лошадей, являющихся продуктами скрещивания с арабами и чистокровными верховыми. При этом вызывает восхищение находчивость индийских конников, занимающихся прокатом. Неумелых всадников инструктор сопровождает, держа лошадь в поводу, но сам он при этом едет рядом на велосипеде, и если всаднику хочется острых ощущений, инструктор прибавляет скорость и ведет лошадь и рысью, и даже галопом. Со стороны это выглядит очень забавно.
В заключение хотелось бы отметить, что в Индии хорошо относятся не только к священным животным, но вообще ко всему животному миру. И в городах, и в деревнях можно увидеть множество собак, но при этом крайне редко вы встретите индуса, прогуливающего четвероногого друга на поводке. Складывается впечатление, что большинство собак здесь живут «сами по себе», как некогда их далекие предки — в добром соседстве с людьми, которые их не слишком балуют своим вниманием, но и никогда не обижают. В дневное время, когда одинаково жарко и людям, и животным, можно часто увидеть группы собак, растянувшихся прямо проезжей части улицы, на ступенях храмов, возле магазинов и закусочных, где они кормятся отбросами. Местное население не обращает на них никакого внимания, их ниоткуда не выгоняют, и часто можно увидеть, как собаку, развалившуюся на пороге какого-нибудь магазина, посетители спокойно переступают, не делая попыток ее оттуда прогнать. Не видя никакой агрессии со стороны людей, собаки эти никогда на них не лают и тем более не кусаются. То же самое относится и к обезьянам, которые живут здесь бок о бок с людьми, и хотя порой причиняют им определенные неудобства, но, тем не менее, никогда не подвергаются каким-либо серьезным «гонениям».
В Индии множество всевозможных заповедников, где тигры, львы, олени, медведи, слоны, экзотические птицы и прочие представители местной фауны содержатся не в клетках, а на больших огороженных территориях, в условиях, приближенных к естественным. Такие заповедники называются «sаnctuary», что в переводе с английского означает не только «заповедник», но и «храм», и «святилище». Такое название говорит о многом.
Журнал "Гиппомания", № 3/2007 (17)
Автор: Елена Жуковская