Зачем фармацевту «вышка»?

По мнению участников рынка, высшее фармацевтическое образование в России сегодня фактически приравнено к среднему. Действующие нормативы девальвируют специальность провизора. Выпускник фармацевтического колледжа получает по сути те же права и возможности для карьерного роста в аптеке, что и провизор. Единственное, что разнится — требования к стажу работы, чтобы претендовать на руководящую должность, фармацевт должен иметь больший стаж (не менее пяти лет). Получается, высшее образование сегодня фармацевту не нужно?

Несмотря на фактически узаконенное нивелирование высшего фармацевтического образования, выпускники колледжей, работающие в аптеках, все же стремятся получить высшее образование без отрыва от работы. Директора аптек с пониманием относятся к подобным устремлениям и стараются идти навстречу.

Трамплин в карьере

В сети аптек «Первая Помощь» работают выпускники фармацевтических вузов Санкт-Петербурга, Перми, Курска, Пятигорска, Волгограда. Многие из них, прежде чем получить высшее образование, заканчивали колледж или училище. По словам территориального директора сети аптек «Первая Помощь» Виктории Лебзак, высшее образование для сотрудников аптек сегодня, скорее, не необходимость, а решение, вызванное стремлением к профессиональному развитию. И свойственно такое желание далеко не каждому.

«Если говорить о 20 аптеках, работу которых я курирую, то в данный момент 15 наших сотрудников получают высшее профильное образование. Те, кто учился в Санкт-Петербургском фармацевтическом техникуме, часто нацелены на получение диплома в Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии. Полагаю, это связано с тем, что техникум и академия давно ведут совместную работу по подготовке кадров, прививая студентам вкус к учебе, подпитывая их амбиции к дальнейшему развитию. Высшее образование — это не только знания, но и престиж, карьерный рост, расширение возможностей».

В сети «Первая Помощь» активно поддерживают сотрудников, стремящихся учиться. Для оплаты учебы сотрудникам предоставляются беспроцентные займы. В рамках взаимодействия сети с вузами работающим специалистам предлагается индивидуальный учебный план, возможность досрочной сдачи зачетов и экзаменов и прочие льготы. Приоритет при назначении на управляющие позиции в сети получают специалисты с высшим образованием. Для многих это трамплин в карьере. Виктория Лебзак приводит в качестве примера собственную историю. Несколько лет назад она пришла на работу в «Первую Помощь» фармацевтом за первый стол, работала и параллельно получала высшее образование. Обзаведясь заветной «корочкой», стала сначала заместителем заведующей одной из аптек сети, затем заведующей и сегодня, едва перешагнув планку тридцатилетия, является территориальным директором.

«Высшее фармобразование дает определенный кругозор. Сотрудник может по-новому посмотреть на свою работу. Вузовские знания помогают и в общении с клиентами, и в управлении коллективом, — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы сети аптек «Апельсин» Андрей Поверин. — В нашей сети администратором, управляющим аптечным пунктом можно стать, только имея высшее образование. Молодые специалисты понимают это, поэтому стремятся поступить в вуз.

Среди наших сотрудников есть специалисты, уже получившие высшее образование «без отрыва от работы», и «действующие» студенты. Для тех, кто учится, мы предоставляем учебные отпуска, стараемся идти навстречу в плане формирования рабочего графика. Заранее оговариваем с ними и возможности карьерного роста. Одна из наших студенток, Наталья Кочемасова, была назначена на должность заведующей аптеки сразу после окончания обучения. Наталья, заранее зная об этих планах, во время учебы много внимания уделяла развитию лидерских навыков, пополнению багажа знаний в области ведения отчетности и т.д.».

Мы их теряем

Управляющая аптечной сети «ФармЮнит» Наталья Гордеева согласна с тем, что тяга к высшему образованию — это прежде всего показатель стремления человека к общему развитию, «привычка учиться», открытость к новым знаниям. По наблюдениям Натальи, провизоры отличаются от фармацевтов более основательными знаниями по фармакологии, умением ориентироваться в законодательной базе.

«Фармацевты — хороши за первым столом. Провизоры не столь охотно занимают эти позиции и больше ориентированы на карьерный рост. В нашей аптечной сети было много сотрудников, которые, работая, учились в вузах. Есть такие и сегодня. Я не мотивирую подчиненных на получение высшего образования, но и не препятствую этому желанию. Если кто-то из первостольников поступает в вуз, могу только порадоваться, ведь высшее образование — новые перспективы. Конечно же выполняем все, что необходимо по закону: предоставляем оплачиваемые учебные отпуска, корректируем рабочий график и т.д. Безусловно, это очень усложняет жизнь аптеки, т.к., к примеру, если сотрудник учится на вечернем отделении, с работы он уходит уже в пять часов. Необходимо подобрать студенту «напарника» — того, кто согласится каждый день выходить в вечернюю смену. Найти такого человека, как правило, непросто».

Наталья Гордеева с сожалением констатирует, что, как бы не поддерживала аптека своего сотрудника, большинство отучившихся уходит: «За последнее время три наших сотрудника, пройдя обучение, ушли в фармкомпании на позиции медпредставителей. Теперь они проводят у нас фармкружки, продвигая продукцию своих компаний».

Директор аптеки «Венера» Елена Гаврилова всегда старалась поддерживать наших сотрудниц в вопросах учебы. Ведь очевидно, что у специалиста с высшим образованием больше возможностей в выборе своей профессиональной реализации, в т.ч. и на государственных службах. «Сразу несколько сотрудников нашей аптеки обучались в вузах в процессе работы. Мы предоставляли им всевозможную поддержку: удобный график работы, отпуска на сессию, оплачивали частично обучение. Строили наши отношения на доверии, без заключения договоров. В итоге, получив высшее образование, эти сотрудники ушли из аптеки. Осталась лишь одна девушка, которой было интересно работать именно у нас. Со временем она заняла пост заместителя генерального директора, который в данный момент и занимает, продолжая профессионально развиваться. Не думаю, что от потери сотрудников нас уберегло бы заключение договора. Есть много случаев, когда сотрудники легко нарушают договорные условия, в частности, уходят из аптеки, не отработав оговоренный срок. Насколько мне известно, в юридической практике нет ни одного прецедента, чтобы аптека сумела отсудить у сотрудников деньги, затраченные на их обучение, в случае неисполнения условий договора». Действительно ли ученический договор не имеет юридической силы, и аптека, потратив время и средства на обучение специалиста, не сможет удержать его в штате на оговоренный заранее срок?

Как удержать

Юрист ООО «СоюзФарма-ТМ», член Ассоциации юристов России Людмила Самсонова рекомендует доверять составление договора профессионалам, которые учтут все необходимые нюансы и помогут аптеке обезопасить себя от досрочного ухода сотрудника, получившего высшее образование за счет средств аптеки.

«В соответствии со ст. 196 и 197 ТК РФ, п. 2 и 3 ч. 1, ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. На практике, как правило, заключаются ученический договор (ст. 198 ТК РФ) или иные договоры (соглашения) с работодателем (например, на обучение/переобучение за счет средств работодателя, на стажировку и т.п.), а также дополнительные соглашения к основному трудового договору.

Обычно ученический договор прекращается по окончании срока обучения или же по основаниям, предусмотренным им (ст. 208 ТК РФ). Если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в т.ч. не приступает к работе, он по требованию работодателя должен возвратить ему полученную за время ученичества стипендию, а также возместить другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ст. 207 ТК РФ). При этом отмечу, что уход работника от работодателя до окончания (прописанного в договоре) срока «отработки» не повлечет признания договора недействительным. Рекомендую работодателю в качестве «страховки» во взаимоотношениях с работником, четко прописать в договоре (соглашении) сроки отработки, порядок досрочного увольнения и возмещения, затраченных на обучение работника денежных средств (в частности, уважительные и неуважительные причины такого увольнения с учетом ст.37 Конституции РФ, ст.198—208, ч. 4, ст.248 и 249 ТК РФ).

В случае предполагаемого увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, наиболее актуальной для отражения в договоре (соглашении) является норма ст.249 ТК РФ, согласно которой работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Также рекомендую работодателю для целей последующего возмещения затрат сохранить (для суда, в частности) заключенный договор с образовательной организацией для подтверждения того, что требуемые к возмещению затраты на обучение работника не завышены и работодатель их действительно понес».

Елена Григорьева

Комментарии

Комментариев нет.