Загадочные ( Геоглифы Наски )

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.
Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.
Многолетние исследования рисунков и линий Наски однозначно выявили факт, что их взаимное расположение, пропорции и размеры подчиняются различным, но строгим математическим закономерностям. Однако, ситуация осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, так называемый «астронавт», высотой 30 метров (на плато же Пальпа находится около десятка изображений человеческих существ).
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I век до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков. Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность — ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит)
Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.
Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных, однако подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района, до сих пор не существует.
Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.

Комментарии

Комментариев нет.