Барону Нолькену в Костюковке можно было бы поставить памятник, посвятить улицу т.

к. Костюковка, не стала бы такой какая есть, без этого неоднозначного барона...Как это ни странно, но мы должны быть благодарны неблаговидным поступкам семьи баронов Нолькеных, объясню почему...старый барон Станислав получил от царя (в награду за службу), ещё при крепостном праве, в 1855 году земли вокруг Костюковки. Потихоньку тут строилось поместье, развивалось хозяйство. Земли были ни ахти какие, есть кадастровая опись поместья - почти три тысячи десятин (десятина это почти ровно гектар), казалось бы ого (!) три тысячи гектар!!! Но есть и расшифровка, что в это поместье входило: 20 гектар - усадьба (господский дом, парк, сад, хоз.постройки и т.п.), 400 гектар - пашня, 900 выгон (пастбище) и почти половина1500 гектар - т.н. "целина", а иначе говоря, болото и болотные заросли кустарника. Да и крепостных было немного чтобы это "хозяйство" блюсти, две-три сотни "душ". Особо не разбогатеешь, даже усадьба и господский дом у баронов были деревянными. Но, в 1870-е всё радикальным образом всё поменялось в лучшую сторону. Через Гомель решено было строить Либаво-Роменскую железную дорогу, а по счастливому стечению обстоятельств сын старого барона (Карл) был аж самим генерал-губернатором Могилевской губернии (земли тогдашней гомельщины входили в эту губернию). Путейские инженеры проектировавшие ж\д путь вполне логично прочертили прямую как стрела линию ж\д к Жлобину (на проектировавшийся мост через Днепр) от Гомеля на Будо-Кошелево и далее, по сухой возвышенной местности, через Белицу, обходя огромное Кобылянское болото - с запада. Но не тут то было... Карл фон Нолькен немного "подкорректировал" планы строителей ж\д пути сделав крюк к обширному поместью своей многочисленной семьи, а уж дальше там - можете и "по прямой". Странно, но тогда никого не удивило такое решение, хотя новый ж\д путь должен был дважды (!) на десяти верстах пересечь основное шоссе "Санкт-Петербург - Киев" и пройти через центр (?!) Кобылянского болота (???). Но с генерал-губернатором ведь не поспоришь? Что это давало Нолькенам и их владениям?: 1) станция ж\д дороги в непосредственном близости от поместья, можно было грузить скот и зерно чуть ли не с хоз.двора поместья (а если бы пустили ж\д через Белицу пришлось бы гнать скот и везти зерно за 20 км на запад); 2) для постройки дороги царская казна выкупала земли под дорогу по "твёрдым" и очень хорошим ценам, сотни десятин реального, никому не нужного болота; 3) для прокладки дороги пришлось осушить этот участок спрямив и расширив русло р. Беличанки (не даром в Костюковке эту речку называют - "Централкой", это центральный основной канал в который входили боковые каналы), тем самым семья барона получила новые пригодные земли которые можно было использовать для выпаса скота - заливные луга; 4) для постройки дороги были привлечены тысячи работников (всё копалось и создавалось вручную, чтобы оценить объём работы лопатой (!) просто посмотрите на участок ж\д от переезда на старую Костюковку до Лазурной, особенно на насыпь через болото, и это всё вручную, все эти тысячи работников надо было кормить, казна им платила деньги, а бароны продавали еду: зерно и мясо. Бароны заработали на этой дороге такие деньги, что смогли построить в Гомеле каменный особняк и доходный дом на улице Экономической (ныне - улица Ланге). Позже эту улицу переименовали в "улицу барона Нолькена" (и не только потому что там у Нолькенов были дома и особняки), улицу переименовали по просьбе еврейской общины города Гомеля, за то, что генерал-губернатор Карл фон Нолькен жестко остановил еврейские погромы в Гомеле и не позволил произойти этим событиям в таком масштабе, как это было в других городах... ну а теперь ответ на вопрос ПОЧЕМУ такие люди как Нолькены, действительно ЗАСЛУЖИЛИ ПАМЯТНИК И УЛИЦУ В КОСТЮКОВКЕ? Когда в конце 20-х годов ХХ века, в СССР проводилась индустриализация и планировалась постройка нескольких новых современных стекольных заводов по выпуску оконного стекла, в Госплане СССР внимательно изучали карту страны. Несколько основных факторов были важны: 1) железная дорога, прежде всего!; 2) наличие значительных запасов торфа как можно ближе к дороге, каменный уголь было бы лучше, но весь каменный уголь уходил на металлургию и паровозы и пароходы, стеклозаводам - только торф; 3) людской резерв, а тут рядом Гомель и сама Костюковка значительно выросла т.к. многие строители ж\д дороги осели в Костюковке и население Костюковки выросло с нескольких сотен до тысяч человек. в Госплане СССР увидели, ну просто ИДЕАЛЬНОЕ место для стеклозавода! Отличная железная дорога посреди огромного болота и узловая станция (Гомель) в 15 км. от будущего завода, вези стекло во все четыре стороны! Так и случилось, что благодаря личным интересам Нолькенов потом сложились идеальные условия для строительства нового стеклозавода!.

Комментарии

  • 8 дек 2023 21:30
    Очень интересная информация! Спасибо огромное! Я тоже помню, как родители резали торф, потом мы его сушили. За нашими огородами была узкоколейка, по которой ходила "Кукушка"и тащила вагончики с торфом. А результатом работы стеклозавода на торфе была река смолы.
  • 9 дек 2023 18:57
    Было такое ) Огородниковых , Романовых знали ? Гомельская 24
  • 9 дек 2023 21:45
    Я жила на 2-ом пер.Чапаева. Слышала. В Костюковке много Огородниковых ( со мной в классе учились Коля и Костя Огородниковы) и Романовы,- фамилия известная. Так что мы там почти все друг друга знали. Если не лично, то через соседей, друзей. Одним словои, -Костюковка, родное место! Очень приятно общение еще с одним жителем Костюковки
  • 17 апр 10:25
    Информация очень интересная и познавательная. А мой муж помнит склеп Нолькиных на месте отгрузки ЦПС. Там была каштановая аллея и яблочный сад. Часовенка ближе к старой Костюковке.
  • 17 апр 16:28
    Да ,я это всё помню,так как сама из Костюковки.
  • 17 апр 18:05
    Надя, мы с дворовой компанией раскопки в этом склепе устроили.
    Кусок цинковой пластины, мы решили,что он от гроба. И ничего больше... Всё до нас выгребли)))
  • 26 апр 12:35
    Мы с пацанами все детство провели на этих болотах. Помню хорошо обширные торфоразработки, узкокалейку, Централку. Мой дедушка, Михайлов Федос Иванович, был родом из Кабылянки. Я все детсво провел у них на Гомельская 50. В основном всех помню.
  • 28 апр 13:09
  • 1 мая 12:31
    Да, я из старой Костюковки, помню как ходили на рыбалку на карьеры, и на Централку. Как с одного края жд. моста через Централку на другой вися на руках по перилам перебирались на другой край моста. Помню кастелл, где колхоз хранил брюкву, а мы идя со школы забирались туда и таскали брюкву, чистили и ели. Помню склеп, но туда не забирались, там уже и до нас все было разворошено. Тропинка как раз проходила мимо этого склепа на территории колхозного сада. Да было время, остались одни воспоминания.
  • 5 мая 15:26
    Мой муж вспоминает, что его пацаны забросили в склеп. Было там отделений 6. Последнее отделение женщины. На гробе оцинкованном был, как бы, замок со статуэткой. Статуэтку отломали и кто-то из пацанов ее забрал.
  • 5 мая 21:21
    Вы абсолютно правы! Об этом мало кто знает, и когда говорят о "руинах часовни" в Костюковке, само собой подразумевают, что часовня была православной...Но (!) в описи православных храмов и часовен существовавших до революции, нет православной часовни (или храма) в Костюковке. Зато, таковая имеется у римско-католической церкви.
  • 9 мая 01:10
    Евгений в Костюковке не было часовен, а ближайшая православная церковь находилась в Ерёмино. А в Костюковке был костел, католическое строение. Его костелом так и называли.
  • 9 мая 01:17
    Надежда в старой Костюковке не было часовен, а были развалины костела, это католическое строение.
  • 9 мая 16:49
    Возможно, Вы правы, скорей всего! Костёл - постоянно действующий храм, при часовне - постоянный штат отсутствует. Вероятно, если католический клир и не жил постоянно в Костюковке, они вполне могли приезжать на ежедневную службу из Хальча, где был постоянно действующий костёл и монастырь иезуитов.