Старший друг

Косте повезло. Когда он выходит на поле играть в футбол, то знает, что где-то рядом за него болеет Сергей. Понимание, что у тебя есть тот, кому ты небезразличен, окрыляет и придает уверенность. Волонтеры-наставники становятся для воспитанников детских домов старшими товарищами, помогающими им адаптироваться к самостоятельной жизни. Как это работает, проверили на практике в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (СРЦН) «Синарский».
Старший друг

Общие ценности
Идея наставничества в том, чтобы найти для конкретного ребенка, живущего в СРЦН, значимого взрослого вне учреждения – не из числа воспитателей, нянечек или другого персонала. В первую очередь речь идет о подростках, которым в скором времени предстоит определяться в жизни и выходить во взрослый мир. Наставник будет уделять своему подопечному персональное внимание, направлять, подсказывать и учить самостоятельности.

Сергей и Костя познакомились в палаточном лагере региональной общественной организации «Лисичка», в котором отдыхают ребята из детских домов. Походная жизнь в принципе способствует сплочению, а у Кости и Сергея к тому же нашлись общие увлечения: оба играют в футбол. Косте 14 лет, подросток учится в восьмом классе и хочет поступать в железнодорожный техникум. Его наставнику – 37. Бизнесмен, живет в Екатеринбурге.

«С Сережей мы интересно проводим время. Ездим на тренировки по футболу, смотрели бокс на арене «Автомобилист», были в театре. Еще я попробовал побыть пилотом на авиатренажере. Долетел от Екатеринбурга до Сочи», – делится впечатлениями Костя.

Наставник и подопечный регулярно созваниваются, рассказывают друг другу, как прошел день. Если Косте предстоит участие в соревнованиях, Сергей обязательно выделит время и приедет поддержать воспитанника. В паре сложилось полное доверие. Костя признается, что с Сергеем они на одной волне.

«Прежде всего я вижу свою задачу в том, чтобы показать Косте свои ценности, – говорит Сергей. – Я занимаюсь благотворительностью, организую бесплатные тренировки для детей. Теперь подключаю к этому Костю. На Новый год мы ездили поздравлять ребят из малообеспеченных семей: нарядили Костю медведем, я был в роли Деда Мороза. Порадовали детей, раздали подарки. Костя увидел, что есть люди, которым труднее, чем ему. Так он учится делиться с другими. Буду рад, если наша дружба сохранится на всю жизнь».

Удачная пара
Случается, что наставник у ребенка появляется спонтанно. Сергей и Костя сдружились, и им захотелось видеться чаще. Сергей обратился в СРЦН, там рассказали о программе. Через пару месяцев он уже прошел необходимые курсы и получил разрешение участвовать в воспитании мальчика.

Есть примеры, когда пары подбирают специально, исходя из психологических особенностей ребенка и взрослого. Так или иначе, все происходит по обоюдному согласию. Если вдруг контакт не случился, пара не создается до тех пор, пока не найдется подходящий человек. У Олеси и Максима общение сразу складывалось в позитивном ключе. Возможно, дело в схожести характеров, а также богатом жизненном и родительском опыте Олеси как матери четверых детей. Ее сын – ровесник Максима, обоим сейчас по 18 лет. К слову, вся семья Олеси доброжелательно отнеслась к маминому подопечному, который стал приезжать к ним на выходные. С подачи наставницы Максим смог попробовать разные занятия, получить бесценный опыт и понять, что ему подходит, а что нет: уроки английского, поварские курсы. Даже побывал в офисе и узнал о работе бухгалтерии.
Старший друг

«Когда Олеся записала меня на кулинарные курсы, она дала мне адрес и сказала, что я сам должен открыть «Яндекс Карты» и найти, как туда добраться на общественном транспорте», – рассказывает Максим. Разумеется, первое время наставница контролировала подопечного по телефону. Благодаря этому Макс освоился в Екатеринбурге, и теперь для него не проблема одному доехать из точки А в точку Б. Это прогресс, потому что прежде он выезжал в Екатеринбург вместе с социально-реабилитационным центром, но навигацию по городу полностью брал на себя воспитатель.

Готовы в мир и в добрые люди
Важно и то, что через Олесю Максим получает опыт нахождения в семье, которого лишены воспитанники социально-реабилитационных центров. Наставничество – это начальная ступенька, на которой человек «с улицы» может попробовать построить отношения с ребенком. Волонтер приезжает и проводит со своим подопечным время на территории СРЦН или пишет заявление и ведет его в кино, на прогулку и так далее. Затем, если есть желание, он может оформить гостевой режим, который дает право забирать воспитанника домой на выходные. В парах Максим – Олеся, Костя – Сергей было именно так. Гостевой режим прекрасен для ребенка возможностью погружения в реальную жизнь внутри семьи.
На следующий шаг – создание приемной семьи – решаются не все родители. Бывает, что у ребенка есть другие братья и сестры, и волонтер не может взять ответственность за всех детей сразу. Тогда наставничество – это хорошее решение.

«Не готовы становиться ребенку приемным родителем – станьте ему значимым взрослым. В вашем лице он обретет необходимую поддержку», – отмечает директор СРЦН Юлия Лесунова.

Есть такая вещь, как постинтернат. Это когда специалисты социально-реабилитационного центра сопровождают своих воспитанников после выпуска из учреждения. Наставничество в этом смысле дает положительные результаты. «Дети, у которых были наставники, становятся более уверенными, к окончанию школы они четко знают, куда хотят поступать. Они спокойнее чувствуют себя в жизни. Знают, в какие службы обратиться, чтобы решить тот или иной вопрос. Это для нас лучший показатель в работе – видеть, что ребенок справляется без нашей помощи», – отмечает заместитель директора СРЦН «Синарский» Лилия Ахметгареева.

Между наставником и подопечным складываются доверительные отношения, и эта дружба может продолжаться дальше. Не с любым вопросом выпускник побежит к своим бывшим воспитателям. А здесь у него появляется старший друг, у которого можно спросить совета или просто позвонить и услышать: «Как дела?»
Старший друг

Кто может стать наставником
Есть несколько требований. Это возраст от 25 лет, отсутствие судимостей, психических и опасных инфекционных заболеваний. В целом это должен быть человек, имеющий профессию и устроенный в жизни. Высокий уровень дохода необязателен. Добавим, что наставник – это волонтер, вознаграждений для него не предусмотрено. Детей в социально-реабилитационных центрах готовят к тому, что наставники не обязаны удовлетворять все их желания, оплачивать дорогие покупки. Здесь все будет зависеть от финансовых возможностей волонтера и от отношений, складывающихся между взрослым и ребенком.

Пока среди кандидатов в наставники наиболее активны жители Екатеринбурга. В СРЦН «Синарский» будут рады видеть в числе волонтеров и каменцев. Кроме получения медицинской справки, от будущего наставника потребуется пройти специальную подготовку. Она включает занятия с психологами АНО «Семья и дети». Также волонтер проходит тест для определения темперамента и других индивидуальных качеств, чтобы было легче подобрать ему пару.

Вопросы об участии в программе можно задать по телефону 8 (3439) 35-00-70.

Марина КОКОРИНА.
Фото предоставлено СРЦН «Синарский»

Комментарии

Комментариев нет.