🌞 23 апреля 2024 года — День Явления ШРИ ШЬЯМАНАНДЫ ПРАБХУ


🙏🏻 Шри Шьямананда прабху (1556-1630 г.г.) — вайшнавский святой и выдающийся проповедник, один из наиболее известных деятелей гаудия-вайшнавизма «второго поколения» после современников Господа Чайтаньи.

Родители Шьямананды Прабху, Кришна Мандал и Дурика Даси жили в районе Миднапур (Орисса, Индия). Оба они происходили из рода шудр. Все их попытки иметь детей неизменно заканчивались неудачей — младенцы умирали ещё в раннем детстве. И когда один ребёнок всё-таки выжил, родители назвали его Дукхи, что значит «печальный». «Ямарадж услышит его имя, и вспомнит, что все остальные наши дети оставили тело ещё во младенчестве, и тогда, быть может, он оставит жизнь нашему сыну», — надеялись родители Шьямананды. Это было примерно за год до ухода Шри Чайтаньи Махапрабху.

Дукхи был сердцем и самой жизнью своих родителей. С самого раннего детства он слышал от них о Господе Чайтанье, Нитьянанде Прабху и вайшнавах. Обладая прекрасной памятью, он изучил санскрит, философию и другие предметы в местной академии. Его редко видели играющим с другим детьми. Видя склонность своего ребёнка к религии, родители предложили ему самому выбрать себе Гуру. «Хридоя Чайтанья — вот мой Гуру. Он живёт в Амбика Калне, и его учитель Гауридас Пандит», — сказал родителям мальчик.

И вот, через некоторое время, вместе с паломниками, Дукхи отправился в Амбика Калну, где и встретился с Шри Хридоей Чайтаньей. Почему Шьямананда выбрал своим Гуру именно его? С этим связана одна удивительная история.

Однажды, во время арати Божествам Шри Шри Гаура-Нитай Шри Гауридас Пандит предлагал Их Светлостям различные предметы. В разгар киртана Божества, опьянённые любовью Своих преданных, спрыгнули с алтаря и стали в блаженстве танцевать. Теперь в киртане принимали участие два Шри Шри Гаура-Нитай. Гауридас Пандит, выполнявший обязанности пуджари, видя это, спрыгнул с алтаря и погнался за Ними с палкой. Шри Шри Гаура-Нитай испугались, и одна пара прыгнула в сердце Хридоянанды, а другая — на алтарь. С тех пор, его стали звать Хридой Чайтанья, так как в его сердце (хридой) танцевал сам Махапрабху, и по этой причине Шьямананда Пандит выбрал его своим Гуру.

По сей день священники храма Гауридаса в Калне открывают алтарь и показывают божества лишь на несколько мгновений, для джонаки-даршана (джонаки - “мимолётный”) из страха, что Те могут опять спрыгнуть с алтаря. Дукхи знал об этой истории, а также о безупречной репутации Хридоя Чайтаньи. Он был настолько чист, что Сам Махапрабху искал убежище в его сердце! Именно эта история вдохновила его отправиться в Калну. Дукхи стал служить в храме и развил глубокую привязанность к Хридою Чайтанье, который передавал мальчику всё, чему научил его Гауридас.

Вскоре Хридой Чайтанья дал Дукхи посвящение, назвав его Кришнадас. Все жители Калны полюбили Дукхи Кришнадаса, потому что он был лучшим учеником Хридоя Чайтаньи. Лишь Гопиджанаваллабха в своем «Расик-мангале» говорит, что Хридой Чайтанья дал Дукхи имя Шьямананда. «Према-вилас» и все другие источники говорят, что Хридой Чайтанья просто дал ему приставку Кришнадас, а имя Шьямананда он получил позже от Лалиты Деви.

Через некоторое время, получив разрешение Шри Гуру, Дукхи Кришнадас отправился в паломничество по святым местам. Он обошёл много тиртх, посетив даже Северную Индию. По возвращении, Кришнадас, по указанию Хридоя Чайтаньи отправился во Вриндаван, дабы изучать вайшнавские шастры под руководством Шрилы Дживы Госвами.

Через какое-то время Дукхи Кришнадас добрался до Вриндавана. Перед этим он встретил брахмана по имени Шридас, который отвёл его на Радха-кунду и представил его Рагхунатху Дасу Госвами и Кришнадасу Кавираджу. Когда эти уважаемые вайшнавы узнали, что он — достойный ученик Хридоя Чайтаньи, самого дорогого ученика Гауридаса, они с большой любовью приветствовали его. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что они дали Дукхи личных провожатых, которые привели его к лотосным стопам Дживы Госвами.

Увидев Дукхи, Джива Госвами заплакал экстазе. Желание Махапрабху было выполнено. Шринивас, Нароттам и Дукхи Кришнадас были вместе. Они учились и развивали внутреннее понимание, которое впоследствии будет необходимо для выполнения их миссии. Как и Шринивас и Нароттам, Кришнадас быстро освоил все отрасли знания - от грамматики и поэзии до логики и эстетики, от Вед до «Уджвала Ниламани» Рупы Госвами. Он хорошо знал работы Госвами, включая труды Санатана Госвами и Гопала Бхатты Госвами. Он прекрасно знал даже только что написанные книги самого Дживы Госвами, такие как «Гопал Чампу» и «Сандарбхи». Он жил аскетично и скоро стал душой Вриндавана. Шринивас и Нароттам относились к нему как к брату и всячески заботились о нём.

Шрила Джива Госвами был для Кришнадаса продолжением его Гурудева. Он с великой любовью служил ему, помня в своём сердце духовные игры Шри Шри Радхи-Кришны. Однажды Кришнадас получил особую милость Шримати Радхики.

Во Вриндаване, в Калпа Кундже Кутире вечно происходит прекрасный танец раса-лилы Шри Кришны и Шримати Радхарани. Его не могут видеть обычные люди, но личности, подобные Дукхи Кришнадасу, обладают соответствующим зрением.

Однажды, наслаждаясь этим танцем, Кришна, Радхарани и гопи пришли в такой неописуемый восторг, что Шримати Радхарани потеряла свою нупуру, ножной браслет. Она сделала это специально, дабы оказать особую милость Кришнадасу. На следующее утро Дукхи, как всегда, пришёл подметать Кутир, и нашёл там золотой браслет неописуемой красоты. Взяв этот браслет, Кришнадас потерял сознание от переполнявшего его экстаза. Придя в себя, он начал звать Радху и Кришну, повторяя Их имена. Позже он закопал браслет в потайном месте, боясь, что кто-нибудь может украсть его.

Между тем, Радхарани обнаружила пропажу браслета и послала свою гопи, Лалиту, найти его. Обернувшись старой женщиной, Лалита прибежала на кунджу, где надеялась отыскать браслет, и встретила там Кришнадаса. На её вопрос о пропавшем украшении, он признался в своей находке, но попросил сходить с ней в её деревню, чтобы подтвердить её права на браслет. Лалита открыла Кришнадасу всю правду: «Браслет принадлежит Шримати Радхике. Она очень довольна тобой. Проси, чего хочешь, и твоё желание исполнится».
«Я хочу увидеть Ваше настоящее лицо и узнать, как Вы служите Шримати Радхарани», – таково было желание Кришнадаса. Рассказав о том, кто она такая, и поведав о своём служении, Лалита, однако, так и не открыла ему своё истинное лицо, по-прежнему оставаясь для него старой женщиной. «Если я покажусь тебе в своём настоящем облике, боюсь, что ты не выдержишь этого», — сказала старшая гопи. Но уступив мольбам Дукхи, она всё-таки сделала это, и Кришнадас действительно потерял сознание, увидев её невообразимо прекрасный духовный облик.

Через некоторое время Кришнадас очнулся и откопал браслет. Лалита приложила этот браслет к его лбу, и на месте его прикосновения появились две вертикальные линии и точка (тилака). «С этого момента тебя будут звать Шьямананда, потому что ты доставил наслаждение Радхике, восторгу Шьямы (Кришны), возвратив Ей браслет. Никому не рассказывай об этом — только Дживе Госвами», — сказала гопи и исчезла.

По дороге в храм Шьямананде встретился Шрила Джива Госвами. Увидев особенный блеск в глазах Кришнадаса и золотистый отлив его кожи (как у Лалиты), Джива спросил его, что произошло. Поведав обо всём, Шьямананда попросил Шри Дживу держать в секрете его рассказ, и поэтому только они двое знали секрет его нового имени — Шьямананда.

Через некоторое время после ухода Хридая-Чайтаньи, Шьямананда увидел во сне своего духовного учителя, который призвал его отправиться проповедовать.

Главным учеником Шьямананды был Расикананда прабху. С его помощью Шьямананда с успехом распространял практику поклонения и служения Гаура-Нитьянанде по всей Ориссе. В пушпа-самадхи Шьямананды Прабху, расположенном на противоположной стороне улицы, ведущей от храма Радха-Шьямасундары до храма Радха-Дамодары, круглые сутки звучит киртан.

Также как Шринивас был воплощением экстаза Махапрабху, а Нароттам Дас Тхакур был воплощением экстаза Нитьянанды Прабху, так и Шьямананда Пандит, как говорят, был воплощением экстаза Адвайты Ачарьи. Их лилы непостижимы, и то благо, которое получает человек, просто слушая о них, не поддаётся воображению. Вечно освобождённые души приходят в наш мир с конкретной целью, и их лилы служат очищению и просветлению всех, кто слушает о них. Они не нуждаются в практике преданного служения, и, тем не менее, они демонстрируют лилы постепенного достижения совершенства, подавая пример многим поколениям вайшнавов, идущих за ними. 🌞

https://krishna-tv.com

Комментарии

Комментариев нет.