Смертная казнь язычников и еретиков в Византии: подборка византийских норм про смертную казнь язычников и еретиков.

Закон 302 г. — при первых христианских императорах не отменялся закон императора Диоклетиана 302 г., который приговаривал к смертной казни всех манихеев, кроме лиц знатного происхождения, которые ссылались на рудники. Главари манихеев сжигались, простые адепты обезглавливались.
Закон 319 г. императора Константина велит сжигать всех участвующих в гаруспициях (C. J. IX, XVIII, 3).
Закон 346 г. (другие датировки – 352, 354, 356) императоров Констанция и Константа наказывает смертной казнью всех, совершающих языческие обряды. ( C. Th. XVI, Х, 4; C. J. I, XI, 1 ).
Закон 356 г. императора Констанция и кесаря Юлиана наказывает смертью всех, кто совершает языческие обряды или поклоняется идолам (C. Th. XVI, Х,6).
Закон 357 г. императора Констанция и кесаря Юлиана повелевает казнить через обезглавливание всех, кто участвует в прорицаниях (C. J. IX, XVIII, 5).
Закон 357 г. императора Констанция и кесаря Юлиана повелевает отдавать на съедение зверям того, что возмущает стихии и убивает врагов с помощью демонов (C. J. IX, XVIII, 6).
Потом, при Юлиане, надо полагать смертная казнь язычникам была отменена.
Закон 372 г. – при императоре Валентиниане был подтвержден старый закон Диоклетиана о казни манихеев (C. Th. XVI, 5, 3). Там только не уточнялась казнь через сожжение ( а говорилось просто о смертной казни), в чем исследователи видят некоторое смягчение закона.
Закон 382 г. императоров Грациана, Валентиниана и Феодосия повелевает подвергать смертной казни всех энкратитов, идропарастов и саккофоров (C. Th. XVI, 5, 9).
Закон 385 г. императоров Феодосия, Грациана и Валентиниана наказывает смертью через распятие тех, кто пытается с помощью прорицаний узнать будущее (C. J. I, IX, 2).
Закон 389 г. императоров Валентиниана, Феодосия и Аркадия говорит о том, что всякий, не доносящий на чародея, подлежит смерти (C. J. IX, XVIII, 9).
Закон 399 г. императоров Аркадия и Гонория подтвердил смертную казнь для всех манихеев (C. Th. XVI, 5, 35).
Закон 407 г. императоров Аркадия, Гонория и Феодосия говорит о казни всех манихеев, фригов и донатистов и присциллиан (C. Th. XVI, 5, 40; C. J. I, V, 4).
Закон 410 г. тех же императоров наказывает смертью ("повинны крови") донатистов, манихеев, присцилианн и язычников (C. Th. XVI, 5, 51).
Законы 410 и 415 гг. тех же императоров подвергает "кровавому наказанию" (смерти ) "еретиков", совершающих богослужения. Т.к. оба закона адресованы комиту Африки, то вероятнее всего имеются ввиду донатисты (C. Th. XVI, 5, 51 и 56).
Закон 415 г. императоров Гонория и Феодосия наказывает смертью всех, кто осмелится назвать себя хилиархом или центонарием (иерархические должности язычников) (C. Th. XVI, 10,20).
[Текст Закона 428 г. императоров Феодосия и Валентиниана говорит о казни манихеев в издании Моммзена (C. J. I, V, 5), но в других изданиях речь только о ссылке — (C. Th. XVI, 10,20). ]
Закон 435 г. императоров Феодосия и Валентиниана говорит, что склонивший уговорами христианина к язычеству подлежит смерти (C. J. I, VII, 5).
В 438 г. был опубликован Кодекс Феодосия, в который были включены законы императора Констанция 346 и 356 гг. о казни язычников.
Закон 439 г. императоров Феодосия и Валентиниана наказывает смертью иудея, обратившего в свою веру христианина (C. J. I, IX, 18).
Закон 451 г. императоров Валентиниана и Маркиана наказывает смертью всех язычников (C. J. I, XI, 7).
Закон 457 г. императоров Валентиниана и Маркиана наказывает смертью того, кто посмеет обучать кого-нибудь апполинаристской и евтихианской ересям (C. J. I, V, 8, 5).
Закон 487 г. или 510 г. императоров Зинона или Анастасия — всякий манихей должен быть казнен (C. J. I, V, 11).
Не надписанный закон (скорее всего Юстиниана) – смерть вообще всем отступникам (C. J. I, V, 16).
В Эклоге (XVII, 52) манихеи и монтанисты караются смертью.
Почти все эти нормы были включены в Номоканон Фотия (IX, 25; XII, 2).
В Василики вошли почти все упомянутые нормы:
LX, 39, 23 – закон 319 г. о смерти всем гаруспикам (только сожжение заменено казнью мечом).
LX, 39, 25 – закон 357 г. о смерти всем, участвующим в прорицаниях.
LX, 39, 26 — закон 357 г. о смерти тех, кто убивает врагов с помощью демонов (пропущено упоминание о возмущающих стихии и съедение зверями заменено на казнь мечем).
LX, 39, 28 – закон 389 г. о том, что всякий не доносящий на чародея подлежит смерти.
I, 1, 7 – закон 385 г. о смерти всех, кто пытается узнать будущее с помощью гаданий и жертв.
LX, 54, 27 – закон 435 г. о том, что всякий склонивший христианина к язычеству подлежит смерти.
I, 1, 41 – закон 439 г. о смерти всякого иудея, обратившего христианина.
I, 1, 20 – смерть манихеям и донатистам.
I, 1,24, 2 — что всякий манихей, живущий в Римском государстве должен быть обезглавлен.
I, 1, 23 — говорится, что смертной казни подвергаются все аполлинаристы и противники Халкидонского Собора. Это же включено в Алфавитную Синтагму (А, 2).
1, 1, 32 – смерть манихеям и монтанистам.
Про смерть манихеям и монтанистам включено и в Ecloga priv. a., XVII, 52; в Ecloga ad Proch. m. XXI, 20; в Прохироне XXXIX, 28, Исагоге XL, 30, , Эксавивлосе VI, 11, 7.
Таким образом, в Византии наказывались смертью (через сожжение, распятие, съедение зверями, обезглавливание и просто убийство мечем) прорицатели, язычники, манихеи, отступники, совратители христиан в язычество, монофизитсво, а также некоторые еретики: манихеи, донатисты, монтанисты, фриги, присциллиане, саккофоры, энкратиты и идропарасты. Согласно Василикам смертью назывались также апполинаристы и монофизиты.
515 г. Крещение становится обязательным даже для тех, которые утверждают, что они христиане. По приказу императора Константинополя Анастасия происходит резня язычников в арабском городе Зоара и снос храма местного бога Теандрита.
528 г. Император Юстиниан объявляет вне закона "альтернативные" Олимпийские игры в Антиохии. Он также приказывает казнить (посредством сожжения заживо, распятия на кресте, разрывания на части дикими зверями или разрубания на куски железными гвоздями) всех, кто практикует "колдовство, гадание, магию или идолопоклонство", и запрещает все учения язычников ("… кощунственное безумие эллинов ").
529 г. Император Юстиниан запрещает Философскую академию в Афинах и конфискует ее имущество.
532 г. Иоанн Азиат, фанатичный монах, объявляет крестовый поход против язычников Малой Азии.
542 г. Император Юстиниан приказывает Иоанну Азиату обратить всех язычников Фригии, Карии и Лидии в Малой Азии. За 35 лет этого крестового похода 99 церквей и 12 монастырей построены на местах разрушенных языческих храмов.
546 г. Сотни язычников казнены в Константинополе Иоанном Азиатом.
556 г. Император Юстиниан приказывает пресловутому Амантию идти в Антиохию, чтобы найти, арестовать, пытать и уничтожить последних язычников в городе и сжечь дотла все частные библиотеки.
562 г. Массовые аресты, надругательства, пытки, тюремные заключения и казни язычников-эллинов в Афинах, Антиохии, Пальмире и Константинополе.
578 — 582 гг. Христиане пытают и распинают язычников на всем протяжении Восточной Империи и уничтожают последних язычников Гелиополя.
580 г. Христианские инквизиторы нападают на тайный храм Зевса в Антиохии. Жрец совершает самоубийство, но остальные язычники арестованы. Все заключенные, включая вице-губернатора Анатолия, подвергнуты пыткам и отправлены в Константинополь, чтобы предстать перед судом. Приговоренные к смертной казни, они были брошены львам. Дикие звери не захотели терзать их, и в конце концов приговоренные были распяты. Их трупы христианская толпа вытащила на улицу, а потом бросила, непогребенных, на свалку.
583 г. Новые гонения на язычников императора Маврикия.
590 г. Во всей Восточной империи христиане "открывают" языческие заговоры. Новая волна пыток и казней.
692 г. Константинопольский собор запрещает праздновать остатки Календ, Брумалий, Анфестерий и других языческих (дионисийских) торжеств.
804 г. Язычники-эллины в Меса Мани (мыс Тайнарон, Лакония, Греция) успешно противостоят попытке Тарасия, патриарха Константинопольского, обратить их в христианство.
850 — 860 гг. Насильственные обращения последних язычников-эллинов Лаконии армянским "святым" Никоном.[1]
Как сказал изобретатель христианства раввин Иисус, он там, где более двух его сторонников что-либо делают во имя его, например, жгут, режут, кромсают, истязают людей.
Источник- http://ruskolan.com/liter/kritika/love.htm

Комментарии