ФОНТАН ТРИЛЬБИ (АЛУПКА), ИЛИ КРЫМСКАЯ КОШКА СПАСЛА ЕВРОПУ?

Фонтан "Трильби", скрывающийся в уединенном уголке Алупкинского парка, не может похвастать декоративными изысками, но порадует посетителей своей забавной историей.
Экскурсоводы обычно рассказывают следующую историю.
Дело в том, что этот незатейливый источник посвящен сеттеру семьи Михаила Воронцова, о чем свидетельствует барельеф, изображающий собаку, вцепившуюся в кошку. Интересно, что кличка домашнего любимца позаимствована из популярной в то время романтической повести французского автора Шарля Нодье, в которой рассказывается о маленьком отважном эльфе Трильби.
Причина возникновения этого фонтана неизвестна, но, по-видимому, граф решил, что эпическая битва смелого пса достойна сохраниться в веках.
Но есть еще одна интереснейшая версия возникновения этого фонтана
Крымская кошка спасла Европу?

По расчетам специалистов Лионского университета (Франция), на нашей планете обитают около 400 миллионов кошек, причем в последние годы человечество отдает предпочтение декоративным породам, которые умеют разве что мелодично мурлыкать.

Между тем в истории были периоды, когда целые континенты подвергались нашествию опасных грызунов, и лишь кошки преграждали им путь.

У западного входа в Воронцовский дворец есть неприметный фонтан с надписью «Trilby, 1829».

Ниже надписи расположен барельеф, историю которого граф Воронцов изложил в одном из своих писем:
«Барельеф, представляющий смертельную битву между Трильби и татарской кошкой, производит прекрасное впечатление».

Стало быть, фонтан воздвигнут в память о знаменательном, c точки зрения сиятельного графа, событии — на этом самом месте одна из его собак загрызла кошку.

Но что это была за кошка, которая не побоялась сцепиться с русским спаниелем да еще, коль скоро речь шла о «смертельной битве», изрядно его потрепала?

В Крыму некогда существовали особые породы кошек. Сохранились сведения об одной из этих пород: «Крымская кошка чисто-белая, однако имеет шерсть гораздо более короткую, чем у турецкой ангоры. Уже между 1853 и 1856 годами крымская кошка встречалась очень редко и в настоящее время окончательно исчезла».

Но насколько можно судить, здесь упоминается длинношерстная кошка, а на барельефе явно изображена короткошерстная. Смущает также сравнение с турецкой ангорой. Это, конечно, чудесная кошечка, но для охоты на обитающих в Крыму серых крыс и для схваток не на жизнь, а на смерть с охотничьими собаками она явно не подходит.
Что же за кошка изображена на барельефе фонтана Trilby?

Биологическое оружие хана

Долгое время считалось, что колыбелью домашней кошки был Древний Египет, однако раскопки, проведенные в последние годы, эту теорию опровергли. Оказалось, что в Южном Ираке кошка была распространена уже в III тысячелетии до нашей эры, а в западной Анатолии (территория современной Турции) были найдены наскальные рисунки примерно 7800 года до нашей эры, на которых кошка запечатлена рядом с пастухами и охотниками.

Совершенно прав был Редьярд Киплинг — кошка гуляла сама по себе, терпеливо ожидая, когда человечество наконец-то возьмется за ум, перейдет к оседлому образу жизни и построит для кошек комфортное жилье.

В Европе кошки появились тоже в незапамятные времена. В германской мифологии, например, упоминается, что они тянули колесницу богини Фреи. Но это они делали по пятницам, а в остальные дни недели охотились на мышей.

Однако в X веке нашей эры в Европу невесть откуда хлынули прожорливые черные крысы, причем очень быстро выяснилось, что европейские кошки боятся их как огня. Пришлось срочно ввозить умевших бороться с крысами азиатских кошек. Стоили они поначалу очень дорого и далеко не каждому были по карману, но за пару веков азиатки размножились и почти полностью очистили Европу от крыс.

Но если нет мышей и крыс, то зачем держать кошек, которые целыми днями спят, а по ночам вопят как резаные? Экономные европейцы уже начали было подумывать о том, куда бы пристроить кошек, и тут какой-то умник обнаружил, что в Библии упомянуты все домашние животные за исключением кошки. А если ее не было в Ноевом ковчеге, то откуда она взялась? Из преисподней, конечно, откуда же еще. То-то у нее по ночам глаза горят. Церковь немедленно обвинила кошек во всех напастях и объявила их «исчадием ада», после чего по всей Европе кошек начали бросать с колоколен, вешать и сжигать на кострах.

Расплата за подобные зверства последовала незамедлительно. В 1346 — 1353 годах пол-Европы скосила страшная эпидемия чумы. Тогда ходили слухи, что генуэзцы привезли чуму из «страны гиперборейских скифов» (Крым), а напустил на них эту болезнь золотоордынский хан Джанибек, осаждавший Кафу (Феодосию).

Но в Крыму эпидемия чумы быстро сошла на нет, зато Европу «черная смерть», как тогда называли чуму, накрыла основательно. Виной всему были переносчики этой болезни — черные крысы, которые благодаря тому, что кошек осталось мало, расплодились в европейских городах в неимоверном количестве.

Однако в эпидемии чумы обвинили… кошек. «Дыхание кошки, которое проходит сквозь ее кожу, — внушали проповедники своей пастве, — это чума, и если она пьет воду и слезинка упадет из ее глаз, то источник будет отравлен: каждый, кто из него напьется, неизбежно умрет». Внимая наставлениям духовных отцов, европейцы принялись истреблять кошек пуще прежнего.

Женщин подвергали пыткам, а зачастую и сжигали только потому, что они приютили и покормили кошку. А в Париже в день святого Иоанна для кошек сооружались виселицы, а на Гревской площади ставили высокий столб. Вокруг столба раскладывали большие поленья, ветки и охапки сена, а наверху подвешивали бочку с двумя дюжинами кошек. Все поджигалось, и на глазах у сотен ликующих граждан бедные животные погибали. В 1648 году король Людовик XIV собственноручно разжег такой костер, после чего принялся танцевать вокруг огня.

То же самое происходило в других европейских странах, особенно после того, как папа Иннокентий VIII в 1484 году завил, что кошки — это «языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом». Тем не менее в Англии во времена Марии Тюдор кошку сжигали как символ протестантской ереси, а в правление Елизаветы I как символ ереси католической.

Народные забавы на Москве-реке

Считается, что на Руси над кошками не только не измывались, но чуть ли не боготворили, отождествляя их с языческими богами. Это не совсем так. Согласно славянским поверьям, если грянет мор или еще какая напасть, следовало вокруг села пропахать борозду и зарыть в нее живого кота, который будет охранять поселение от демонов. А в Москве с давних времен кошку привязывали к соломенной кукле и топили в реке.

Крысы между тем появились и на Руси. Неудивительно, что в 1352 году чума из Европы перекинулась в Новгород и Псков. Вслед за этим эпидемия распространилась на всю Древнюю Русь. Закапывать котов и топить кошек принялись с еще большим рвением, но все впустую — не успевала погаснуть одна эпидемия, как вспыхивала другая.

Лишь Петр I, вернувшись из Голландии, где котов к тому времени вновь стали холить и лелеять, обязал своих подданных «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». И между прочим, сам подал пример, заведя голландского кота по прозвищу Васька.

За короткое время удалось истребить черных крыс, но пришла другая беда — на рубеже XVII — XVIII веков в Европе и России появились огромные серые крысы, облезлые хвосты которых приводили людей в ужас. Размножались эти крысы безостановочно, жрали почти все, но беда была даже не в этом.

Хуже всего было то, что кошки, завидев серых крыс, удирали от них, а если пробовали вступить в схватку, то терпели поражение. Отрава тоже не помогала. Оставалось надеяться лишь на профессиональных крысоловов, но за ростом поголовья крыс они явно не успевали да к тому же неоднократно были замечены в разведении грызунов. Сейчас в это трудно поверить, но в середине XVIII века многие европейцы склонялись к мысли, что в борьбе с крысами им не устоять.

Выход был один — найти кошек, которые могли бы справиться с серыми крысами.

Перепробовали самые экзотические породы, но безуспешно. Когда у европейских селекционеров уже опустились руки, произошло очень важное событие — российская императрица Екатерина II подарила британской королеве несколько короткошерстных серебристо-голубых кошек с ярко-зелеными глазами.

Выглядели эти кошки вполне декоративными, но огромных серых крыс душили настолько непринужденно, что казалось, будто они всю жизнь только этим и занимались. Если кошек держали взаперти, то два раза в день они носились по всей комнате как угорелые, сбрасывая лишнюю энергию.

Понятно, что ошеломленные британцы запросили Петербург насчет того, откуда взялись эти феноменальные создания. Им ответили — кошки родом из Архангельска. Потому в Европе эту породу так и назвали — архангельские голубые. Однако знающие люди недоверчиво покачивали головой.

Во-первых, для архангельских морозов эти кошки были слишком легко одеты и, кроме того, имели длинные ушки. Во-вторых, до Архангельска серые крысы тогда еще не добрались. Был и более существенный повод для сомнений.

В 1745 году царица Елизавета Петровна приказала «сыскать в Казани и прислать в Санкт-Петербург самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей». Они потребовались ей для того, чтобы уберечь от мышей ее гардероб в Зимнем дворце. Но почему же она не указала на Архангельск? Может быть, потому что тамошние коты ничем особенным себя не проявили?

В Архангельске или в Алупке?

Решив, что их водят за нос, британцы и французы попытались сами найти место происхождения зеленоглазых красавиц, что было крайне необходимо для разведения новой породы. Похожих кошек обнаружили в Испании и на Мальте, но потомство, полученное от скрещивания пород, оказалось неудачным.

Где же шустрые екатерининские генералы раздобыли для матушки - императрицы чудо-кошек? Похоже, ответ на этот вопрос в конце концов был найден, причем британцы и французы сделали все, чтобы раздобыть «голубых ангелов из Архангельска».

В 1871 году в Лондоне состоялась первая выставка кошек. Всего было представлено 170 кошек, в том числе сиамские, только что привезенные из Юго-Восточной Азии. Но особый успех выпал на долю другой породы
— британской голубой, олицетворявшей собой вежливую и надменную аристократию викторианской эпохи.
Между прочим, британцы вовсе не отрицали того, что позаимствовали эту породу на стороне. Они, правда, не уточняли, где именно. А вот французы заявляли, что их короткошерстная голубая порода шартрез известна чуть ли не с XIV века.

Это действительно так, но вот ведь какая незадача — в основанном в 1852 году французском энциклопедическом словаре Ларусса есть изображение породы шартрез, на котором кошка нарисована длинношерстной.
Как получилось, что она укоротила шубку, причем за каких-то два десятка лет? Что произошло в этот период? Известно что — Крымская война 1853 — 1856 годов. Может быть, англичане и французы нашли зеленоглазых чудо-кошек в Крыму?

Прямых указаний на то, что серебристо-голубые кошки в действительности были крымскими, нет. Однако совершенно очевидно, что на полуострове некогда существовала особая порода кошек-крысоловок, так как Крым был оккупирован черными и серыми крысами гораздо раньше Европы.

Кроме того, кошек в Крыму никогда не истребляли. Все дело в том, что они высоко почитаются в исламе.

Все мусульмане знают, что пророк Мухаммед одобрял привязанность к кошкам своего ближайшего сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «отец кошечки»).

Кроме того, существует множество легенд, повествующих о добром отношении к кошкам самого Мухаммеда. У него в Дамаске была кошка по имени Муэдза. Как-то, закончив работу, пророк увидел, что она заснула на широком рукаве его халата. Чтобы не потревожить ее сон, пророк отрезал рукав.

Однако никакого обожествления кошек ислам не допускает. Более того, в этой религии существует жесткий запрет на то, чтобы заводить кошек и других домашних животных и птиц только лишь для забавы.

То, что путешественники встречали в Крыму ангорских кошек с укороченной шерстью, возможно, объясняется тем, что их стригли, используя шерсть в хозяйственных целях.

Но были и другие кошки, которых веками выводили исключительно для охоты на мышей, змей и крыс. Похоже, именно они и были родоначальниками голубых короткошерстных пород по всему миру, в первую очередь русской и британской.

Что касается Архангельска, то сейчас уже ни у кого нет сомнений, что «голубых ангелов» там никогда не было и не могло быть.

Печально то, что уже к середине XIX века они исчезли и в Крыму. Чтобы как-то защитить посевы и зернохранилища от мышей и крыс, пришлось завозить на полуостров прорву котов самых разнообразных фасонов и расцветок.

Например, поэт Максимилиан Волошин держал в Коктебеле двух кошек — Ажину и Зердале, которые, судя по прозвищам, были цвета спелой ежевики и персика.

Конечно, как говорят на Востоке, кошка может быть любого цвета, лишь бы она ловила мышей, однако сейчас в Крыму из десяти котов лишь один отваживается на то, чтобы сразиться с серой крысой.
Выходит, барельеф на фонтане Trilby Воронцова — это памятник вовсе не собаке графа Воронцова и тем более не самому графу, а безвестным кошкам, которые, возможно, спасли Крым, Европу, а впоследствии и Америку от нашествия ужасных серых крыс.

* Обсуждается ещё одна версия возникновения фонтана Трильби: на его ба­ре­лье­фе изоб­ра­же­на сце­на охо­ты на выдр

Кар­тин­ка зна­ко­мит нас с вре­ме­на­ми, ко­гда ан­глий­ские ари­сто­кра­ты, за­ба­вы ради, устра­и­ва­ли охо­ту на выдр. Вы­бор та­кой сце­ны для ба­ре­лье­фа фон­та­на ха­рак­те­ри­зу­ет гра­фа Во­рон­цо­ва, как ан­гло­ма­на.

Особенно занятен на нем барельеф. Там изображена лохматая собачонка, которая треплет этакого малопонятного зверька. Ряд авторов полагает, что это кошка (любимая кошка князя!). Странное мнение и кошка странная - с перепончатыми лапами! Этот зверек - не что иное, как выдра. Одна из диких забав выродившейся английской аристократии, которую сейчас стремятся запретить, - травля собаками лис. Еще век назад существовало поохожее развлечение - охота на выдр. Английские джентльмены, объединившись в клубы, выезжали на охоту, специальные выдровые гончие рвали и давили по берегам речек и озер Англии выдр...

*Трильби - кличка собачки Воронцовых. И сцена на фонтане - не охота на выдр, а иллюстрация к реальному событию. Трильби задавил кошку, которая сдуру помчалась в сторону Александра 1, когда в 1825 г. он останавливался в Алупке.

*На ЮБК многие фонтаны работали как водоразборные. Вода к ним могла подводиться за сотни метров. Например в Запрудном, Виноградном, Мал. Маяке и т.д. В том числе в парках и бывш. имениях прибрежной зоны. А некоторые действительно стоят прямо на источниках. Например, фонтан-источник Трильби в Воронцовском парке. Его татарское название - Узун-чешме. К сожалению, вода не пригодна для питья по сан. нормам.

*Постройка 1829 года. А вот барельеф, который вызвал полемику - более поздний, он появился после 1837 года.
В сентябре-октябре 1837 года гостила у Воронцовых царская семья. Любимая собака Николая I задрала (в смысле порвала насмерть) татарскую кошку, в память о чём и был заказан барельеф.
А если любопытные заглянут вправо от фонтана "Трильби", то в узком проходе на стене можно увидеть памятную доску о том, что в этом месте когда-то стояла татарская сакля, в которой останавливался А.С.Пушкин во время путешествия с семьёй Раевских по Тавриде.

#история

Комментарии

Комментариев нет.