Выходец из крестьянской семьи, Федор Иванович Шаляпин выступал в самых престижных театрах мира.

Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. Максим Горький назвал его – отдельной «эпохой русского искусства».

В ветреный морозный февраль, в Казани, на свет появился хилый и болезненный ребенок. Родители хотели быстрее его покрестить, так как переживали, что он может не выжить. Обряд проходил в сокращенном виде, чтобы не застудить ребенка в холодном соборе. Кто тогда знал, что жизнь уготовила для этого малыша, по имени Фёдор Шаляпин, великую судьбу.

Шли годы, Федя окреп, стал подмастерьем у местного сапожника и пел в церковном хоре. В 10 лет он впервые побывал в театре и с тех пор мечтал только о сцене и музыке, эта страсть позже привела его в драматическую труппу, где он дебютировал партией Зарецкого в опере «Евгений Онегин». В 20 лет он приезжает в Санкт-Петербург, где начинает работать в Панаевском театре. Вскоре о певце с невероятным голосом по городу пошла молва и уже через год он был приглашён на работу в Мариинский театр.

Свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, но и как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, он производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Он представлял собой целую эпоху русского искусства и с 1899 года стал ведущим солистом двух главных театров страны — Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Этот высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы.

Шаляпин был влюбчивым человеком, но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он работал в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Способ объяснения ей в любви певец придумал весьма необычный. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных: «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». В этом браке у них родилось шестеро детей. Спустя несколько лет, он сблизился с Марией Петцольд, которая была на тот момент вдовой и в этом союзе, без оформления развода с первой женой у него родилось три дочери. Таким образом, у Шаляпина фактически образовалось две семьи – одна в Петербурге, другая в Москве.

Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить партию Мефистофеля, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. И когда понял, что все серьезно, страшно испугался. Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде, что контракт не будет подписан. Но в театре приняли условия русского баса.

Шаляпин был не только великим певцом и одаренным драматическим актером, но и талантливым художником. В виртуозном гриме он создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию голоса яркую картинку. Певец словно заново лепил свое лицо, его манеру нанесения грима сравнивали с полотнами Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

Остановила триумфальное восхождение Первая мировая война. Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого лишился, отправившись в эмиграцию.

В 1922 году артист не вернулся из гастрольной поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый «театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.

Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938 году Федор Иванович умер в Париже от лейкемии, а спустя полвека сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище в Москве. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста. За свою долгую карьеру он получил множество наград, но одну из них можно увидеть сегодня прямо у себя под ногами – это звезда на голливудской «Аллее славы».

Комментарии

Комментариев нет.