История рождения Анны Матвеевны (Павловна) Павловой таинственна и неоднозначна.

Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.

О том, что она будет только балериной и никем другим, Анна заявила еще в раннем детстве, посмотрев балет «Спящая красавица». Поступив учится в Императорское театральное училище, она постоянно страдала от колких высказываний в адрес её длинных рук, ног и слишком тонких щиколоток, которым позже будет рукоплескать весь мир. Её сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся в 1899 года в «Тщетной предосторожности». Минуя кордебалет, Павлова сразу же стала получать ответственные «афишные» партии в классических балетах. В театральном училище на курс старше Павловой учился Михаил Фокин, который в будущем окажет огромное влияние на весь мировой балет и на артистическую судьбу Анны Павловны. В балете «Эвника» Фокин для балерины поставил «Танец семи покрывал». Но главная постановка произошла в 1907 году, Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё Фокиным хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь», ставшую впоследствии одним из символов балета XX века и прославившая её на долгие десятилетия.
Тогда же, после каждого выступления в гримёрную к артистке стали приносить огромные корзины цветов, в которых не было записки. Лишь спустя долгое время поклонник открылся, им оказался банкир, барон Виктор Дандре. С этим человеком и будет связана судьба Анны Павловой на протяжении всей жизни. Они несколько раз расставались, Анна уезжала в другие страны на гастроли, но через какое-то время они снова сходились. Балерина страдала от того, что он не может взять её в жёны из-за её происхождения. Однако, хоть документально это и не известно, но их близкое окружение говорило, что они всё-таки тайно обвенчались.
В 1909 году Анна присоединилась к труппе «Русских сезонов» Сергея Дягилева и с этого момента начинается её мировая слава. Она дебютировала в «Клеопатре» и «Сильфиде», зрители были поражены её легкостью, утонченностью и воздушностью. Метрополитен опера подписала с ней контракт. Начались её гастроли по всему миру, которые будут продолжаться вплоть до последних дней её жизни. Турне было действительно мировым, ведь помимо Европы и США, она выступала в Австралии, Новой Зеландии, Египте, Индии, Японии, Китае. Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным, она была одной из известнейших личностей своего времени и водила дружбу с такими звёздами как Чарли Чаплин. Во время турне по Австралии и Новой Зеландии Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали торт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты. Этот десерт и сегодня можно попробовать почти в любой кондитерской мира.
Балерина была кумиром и балетным идеалом как старшего, так и младшего поколения и стояла первой в списке мастеров русского балета. У неё был мягкий прыжок. Все движения были прекрасны по форме и исполнению. Она не злоупотребляла вращениями, но исполняла их виртуозно, окрашивая русской романтикой и лирикой. Внешний облик Павловой не имел ничего общего со славянским, в отличии от её души.
Последние годы Анна Матвеевна мечтала вернуться на Родину, но её желанию не суждено было осуществиться.
Умерла Павлова от воспаления лёгких во время своих гастролей 23 января 1931 года (простудилась после репетиции в холодном и неотапливаемом зале). Согласно биографам, перед смертью балерина произнесла: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
Урна с прахом Анны Павловой находится в Лондоне, рядом с ней покоится прах спутника всей её жизни и импресарио Виктора Дандре.

Комментарии