Черты и резы древних славян.

Рыбаков Б. А.

Черты и резы древних славян. - 860434248031
Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

Черты и резы древних славян

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

Добавлено спустя 40 секунд:
Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.
Принято считать, что письменность на Руси появилась благодаря труду Кирилла и Мефодия. Существует, однако, большая вероятность того, что писать славяне умели много ранее, только не буквами, а рунами.

Первые попытки доказать это были предприняты более ста лет назад, некоторые из приводимых в то время свидетельств ныне по праву отнесены к глаголице, другие признаны фальшивкой. Ряд доводов, тем не менее, до сих пор не опровергнут.

Так, хроники Титмара Мерзебургского (Магдебургского), охватывающие исторический период правления от Генриха I и до Генриха II (большую часть жизни монарха) и содержащие, в том числе, тексты о Руси, имеют свидетельства, которые опровергнуть достаточно сложно. Описывая древний языческий город-крепость полабских славян Ретра (Ридегост), указывает на установленные в святилище храма Радегаст искусно вырезанные идолы божеств, на каждом из которых вырезаны их имена. Надписи эти, по словам Титмара, были выполнены другими, не германскими рунами. Глупо было бы упрекать образованного человека в неграмотности. Если Титмар не смог прочитать надписи, значит, были выполнены они незнакомыми ему, т.е. не германскими или скандинавскими, рунами.

Арабский автор Эль Массуди (Х век) в описании одного из славянских храмов также упоминает о неких знаках, высеченных на камне, якобы составляющих текст пророчества.

Ибн Фодлан, арабский путешественник, побывавший в том числе и в Волжской Булгарии, описывает ритуал захоронения: над пеплом после сожжения тела сооружают нечто вроде холма, в вершину которого водружают деревянную доску с вырезанной надписью – именем усопшего. Более того, Ибн Эль Hедим даже зарисовал одну из таких надписей (известная Hедимовская надпись).

Все перечисленные персоны были знакомы с грамотой, владели несколькими языками и наречиями, умели писать греческими и латинскими буквами. И тот факт, что они не смогли прочитать славянские надписи, говорит в пользу существования письма у славян еще до Крещения Руси.

Археологические раскопки также указывают на умение древних славян пользоваться рунами. К наиболее ранним находкам относят Черняховскую керамику с фрагментами надписей, датируемую I-IV веками н.э. Символы, выведенные на керамических черепках, были признаны письменными уже почти полвека назад. На найденных во время раскопок у сел Лепесовка и Рипнева осколках также присутствуют знаки, которые вне всякого сомнения являются надписями. К сожалению, фрагменты такого письма слишком малы, чтобы подвергнуть их дешифровке и получить возможность восстановить древний славянский алфавит.
К той же Черняховской культуре относится и весьма любопытный глиняный сосуд, найденный при раскопках на Днепре у села Войсковое в 1967 году. На его поверхности из шести знаков составлена надпись, в общей сложности 12 символов, но перевести написанное до сих пор никому не удалось. Весьма определенно по графике письма можно сказать, что в надписи использованы руны. Более того, три из шести знаков совпадают с рунами Футарка (Скандинавия) – Дагаз, Гебо и вариация на руну Ингуз – ромб, стоящий не на ребре, а на вершине.

К более поздним доказательствам использования для письма древними славянами рун относятся памятники венедов (полабов, балтийских славян). Это прежде всего обнаруженные в 1771 году в Польше Микоpжинские камни.
@.

Комментарии

Комментариев нет.