Страсти отца Сергия.

kikonline.ru . Светлана Кошкарова.
В Курганском театре драмы состоялась премьера спектакля-фантасмагории по повести Льва Толстого.
Духовным исканиям, честному и беспощадному взгляду внутрь себя посвящена непростая, многослойная и сильная премьера «Отца Сергия» в Курганском театре драмы. Обращение к одному из богоискательских произведений Льва Толстого и не подразумевало легкости и беззаботности, когда все смыслы лежат на поверхности, – тут требуется работа мысли, долгий и тернистый путь к пониманию, не всегда однозначному, и, наконец, к принятию. И, как любая постановка по произведению бессмертных, но не безупречных во взглядах на жизнь классиков, премьера вызвала споры – об актуальности, о значимости внутренней битвы героя с собой, о том, что есть грех, соблазн и искупление, о способах передачи духа повести.
Пьеса была написана специально для курганской постановки современным драматургом Асей Волошиной, как и акцентирующая самые важные моменты действия вдумчивая музыка композитора Виталия Истомина. Режиссер Денис Хуснияров собрал сильнейшую команду создателей: спектакль получился монументальным и в то же время камерным. Впрочем, тут нет парадокса – пространство сужается, когда главный герой остается наедине со своими терзаниями, и расширяется, впуская шумный внешний мир. Декорации лаконичны и мобильны – серые стены то превращаются в колонны императорского бального зала, то складываются в крест судьбы отца Сергия и его крохотную келью.
История блистательного, статного красавца-офицера, князя Степана Касатского начинается многообещающе: впереди блестящая карьера, женитьба на первой красавице при дворе, обожание толпы, успех в свете…
Кружились дамы на балу, носились слухи о возлюбленной Касатского, не сберегшей честь для жениха. Бал-маскарад – толпа безликих, но язвительных завистников, за масками дружелюбия скрывающих свои пороки. Бал или кошмарный и красивый сон? В фантасмагории, как во сне, проходит первая часть жизни Касатского.
Непомерная гордыня, желание всюду быть первым, в том числе и в любви, круто меняют жизнь амбициозного молодого человека: он внезапно покидает привычный мир бомонда, отказавшись от всех его благ, и, отдав имение сестре, поступает в монастырь под именем отца Сергия, с головой окунаясь во внутреннюю борьбу с соблазнами и грехами. А они врываются вереницей сомнений, ярким вихрем народного веселья – Масленицы с песнями и плясками озорных сельчан, женскими чарами…
Две стороны Касатского играет Иван Галюк, он — и молодой князь, и смиренный монах отец Сергий, для которого встреча с роскошной светской львицей Маковкиной (Анастасия Черных) становится одним из серьезнейших испытаний чистоты веры. В жанре фантасмагории из этого испытания он выходит поседевшим стариком: в образе умудренного старца предстает уже заслуженный артист РФ Иван Дробыш. Преемственность двух Касатских выглядит очень органично, даже невзирая на несхожесть их фактур.
Для Ивана Степановича это вторая крупная драматическая роль сезона после короля Лира, его актерские удача и счастье.
Намеренно или случайно, но по сюжету духовным напарником для его героя второй раз за сезон становится женщина в инвалидной коляске (Пашенька – Ирина Шалимова). Это невольно отсылает зрителей к «Лиру», там «королю» Дробышу сценическую компанию составила Татьяна Кузьмина в роли шута – и тоже в инвалидной коляске. В двух этих женских образах покалеченному телу авторы, разумеется, противопоставляют здоровый и несломленный дух, – штамп расхожий, но запоминающийся.
Интересным выглядит дуэт Ивана Шалиманова (адвокат) и Анастасии Черных (Маковкина) благодаря тому, что автор пьесы внесла в монолог адвоката, приобретшего в этой версии черты и акцент иностранца, новые вопросы, не поднятые Толстым, но любопытные с точки зрения современных людей, далеких от веры.
Но вот понятны ли нынешнему молодому поколению прежние представления о чести и грехе, смысл терзаний героев Льва Толстого? Ведь и представителям старших поколений трудно понять логику поступков толстовских персонажей, порой чересчур драматичных.
У премьерного спектакля есть особая миссия: это первый духовно-просветительский проект, который проводится театром совместно с благотворительным фондом «Поддержки театрального искусства Курганского государственного театра драмы» и Фондом Президентских грантов. На каждом спектакле на безвозмездной основе присутствуют подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и по его завершении в дискуссионном клубе вместе с педагогами и психологом они пытаются получить ответы на вопросы, поставленные писателем и режиссером. Но осмысливать увиденное придется и после – впереди целая жизнь, которая заставит решать проблемы не легче тех, что стояли перед отцом Сергием.

Комментарии

Комментариев нет.