НАДО ЛИ ОТНОСИТЬСЯ К БОГОСЛУЖЕНИЮ ТВОРЧЕСКИ, ПЫТАТЬСЯ НАЙТИ В СЕБЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ, НА КАЖДОЕ СЛОВО И ДЕЙСТВИЕ, ИЛИ ЖЕ НАДО СТАРАТЬСЯ ДОВЕРЯТЬСЯ ГОСПОДУ, КОТОРЫЙ ОТКРОЕТ ТЕБЕ САМ ПРАВИЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ?

— Действительно, святой Симеон Новый Богослов, великий подвижник XI столетия, утверждает, что мы должны разуметь и до точности осмыслять каждое слово каждой молитвы! Молитва просвещает ум человека, и мы должны учиться во время чтения слышать ушами то, что произносят уста, а воспринимаемое внешним слухом доводить до духовного разумения и складывать собственные прошения в сокровищницах нашего сердца... Количество молитвословий мало-помалу переходит в качество самой молитвы. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Само сердце наше меняется - становится шире, глубже, светлее, по мере внедрения в него внимательно и благоговейно воссылаемого Богу молитвословия.
Безусловно, служба предполагает творческое к ней отношение. Единственное, от чего хотелось бы предостеречь наших читателей, - чтобы они не тужились и не пыжились и не высасывали из собственного перста сентиментальных чувствований, то есть не сочиняли для себя внутреннюю жизнь, уподобляясь ревностным католикам, обреченным их учителями на бесплодную мечтательность, иногда вырождающуюся в самую настоящую душевную болезнь, называемую прелестью. Отсылаю интересующихся этим вопросом к писаниям святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, который в «Аскетических опытах» предупреждает читателей, дабы они не пытались ощутить то, что еще не соответствует состоянию их сердца, не возрожденного Божественной благодатью. Он предостерегает от самообольщения людей, привыкших падшими чувствилищами сердца ощущать терпкий вкус всего земного. Как часто животная похоть рядится в одежды пламенного восторга, а преувеличенное суждение, мнение о себе самом и чувство собственной исключительности загадочно трансформируются в дух самобичевания и притворного смирения.
Вот почему мы, христиане, участвуя в богослужении, призываемся к трезвению, спасительному недоверию к сердечным ощущениям. По учению наставников благочестия, нам надлежит задерживать в душе ощущение своего недостоинства, нечистоты и греховности. Заметим, что это не мешает возгревать в сердце чувство безграничного доверия Небесному Отцу, Который «не хочет смерти грешника», но ожидает его обращения, дабы оживить Своею благодатью убитое грехом человеческое сердце. Несомненная надежда на милость Божию к кающимся - вот источник утешения для правильно молящегося христианина! Есть даже особый термин, многими понимаемый совершенно неправильно, - «умиление», который означает, с одной стороны, полную открытость перед Богом и сознание своей неисправности, недостаточности, греховности, а с другой - живое упование на Бога, милующего, прощающего, с радостью принимающего в Свои объятия блудного сына, который, осуждая себя, повергается ниц пред Небесным Отцом...
Итак, слова богослужения всегда отзываются во внимательно настроенной душе колебанием ее сокровенных струн. Направление движения - от разума к чувствам... Поэтому я соглашусь с Вашими мыслями о необходимости полностью доверяться Господу, благодать Которого, как премудрая учительница, в совершенстве знает сердце ученика и освящает его неспешно и постепенно, полагая на ум и сердце спасительные мысли и намерения. Для того чтобы быть далеким от прелести, самообольщения, важно следовать совету Отцов - иметь обостренный слух, внимание, желание довести до ума и сердца читаемое и пропеваемое в храме, а все остальное сделает благодать Божия, которая откроет нам неведомые области нашей собственной падшей души, укажет на еще не осознанные болезни, недостатки, немощи и покажет, в каком направлении идти ко Господу, дабы обрести полное исцеление. Преподобный Силуан Афонский говорит, что от нас требуется лишь простота и незлобие. Человек, всецело преданный Господу и старающийся не осуждать людей, становится способным воспринимать наитие Божией благодати и руководствоваться ею на богослужении так, как если бы ученик доверчиво протянул руку учителю и пошел вслед за ним туда, куда наставник влечет своего питомца.
Итак, правильно участвует в богослужении тот христианин, для которого служба становится его жизнью. Стоя в храме и не обращая внимания на окружающих, он уподобляется то ребенку, припадающему ко груди матери, то взрослому сыну, который склоняет главу пред сединами своего родителя, то влюбленному, стремящемуся на свидание с безмерно дорогим для него человеком, то больному, которому предстоит Небесный Врач и с неизреченной любовью врачует его раны.
Служба для христианина - источник бесконечного обновления. Она, хорошо знакомая и изученная, всегда приносит ему ощущение новизны, служба вливает в него эликсир вечной жизни, становится «инъекцией бессмертия», делает его существом воистину крылатым! Вот почему святой епископ Игнатий говорил о христианстве как о самой настоящей поэзии, а молитву называл вдохновением, которое не один раз посещает человека, но всегда соприсутствует ему, превращая многоскорбную земную жизнь во вдохновенный гимн признательности и славословия Спасителю, пришедшему в этот мир, дабы даровать нам жизнь с избытком, счастье и блаженство.
#Протоиерей #АртемийВладимиров

Комментарии

Комментариев нет.