БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ СФОРМИРОВАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА БЫЛА ИНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ДЛЯ НЕГО ЕСТЕСТВЕННО БЫЛО ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ЧЕМ-ТО ВЫСШИМ, ПЕРЕД ЦАРЕМ ЗЕМНЫМ И ЦАРЕМ НЕБЕСНЫМ, ПОМАЗАВШИМ НА ЦАРСТВО ЗЕМНОГО.

СЕГОДНЯ ЧЕЛОВЕК ИНОЙ - СКЕПТИЧНЫЙ, КРИТИЧНЫЙ. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ БАРЬЕР МЕЖДУ НИМ И БОГОСЛУЖЕНИЕМ?
— Я считаю, что не только в XVI веке, но и в XXI царя можно и должно воспринимать исключительно как помазанника Божия. И уж если антихрист как реальная политическая возможность грядущих дней воспринимается его поклонниками как царь, а не как президент, то почему же считается анахронизмом целостное православное миросозерцание, включающее в себя и традиционную для Библии политическую модель построения общества в соответствии с Небесным иерархическим бытием? Да, безусловно, психология современного человека, сидящего за компьютерным экраном двадцать пять часов в сутки, существенно отличается от психологии праведного Иоанна Кронштадтского. Однако ничто не препятствует нашему современнику, сделав занятия за дисплеем чисто функциональными, служебными, осознать себя православным христианином. А для такового богослужебный Устав вовсе не фантасмагорическое нагромождение непонятных символов, знаков, указаний, а стройная, красивая система понятий, относящихся к богослужебной, литургической практике и к устроению земной жизни, которая у православных находится в гармонии и подчинении уставу Церкви.
Мнимый барьер между человеком и богослужением - это мираж и фантом, исчезающий, едва лишь оно, дитя XXI столетия, войдет с широко раскрытыми от любопытства глазами и бьющимся от радости сердцем в простой деревенский храм. Присмотрится, прислушается - и захочет понять и принять новую для него благодатную жизнь. Думаю, что немалую роль в снятии психологических препон призваны играть священнослужители, наши батюшки, ибо именно они могут совмещать в себе подлинную церковность, традиционализм мышления, приверженность «преданьям старины глубокой», а вместе с тем - свежесть и остроту восприятия современных явлений жизни, язык, доходчивый и понятный для новичков, а самое главное - радостное, радушное, теплое, приветливое отношение ко всякому человеку, переступившему порог храма.
#Протоиерей #АртемийВладимиров

Комментарии