Заступная молитва

Анатолий Алексеев
Спасает ли она воина на поле боя?
Есть мнение, особенно среди ученых-атеистов, что молитва — это всего лишь особого рода психологическая самопомощь, благодаря которой человек подсознательно настраивается на определенную модель поведения и таким образом наиболее адекватно реагирует на то, что происходит с ним в жизни. Между тем известны случаи, когда, скорее всего, только молитвой можно объяснить необычную везучесть человека на войне. Причем я сам был тому свидетелем.
Для тех, кто рос в Москве в предвоенные годы, Бога не существовало. Конечно, мы знали это слово, но не представляли, что за ним кроется. В газетах о Всевышнем тогда не писали, взрослые в разговорах его не поминали, а со старушками, ходившими в церковь, молодежь никаких дел не имела. Когда в 43-м меня и моего закадычного дружка Петьку Пирогова призвали в армию, провожать нас пошла только его мать, тетя Паша, отпросившаяся с фабрики. Моя работала на авиамоторном заводе, находившемся на военном положении, а наши отцы погибли в московском ополчении в 41-м.
Тетя Паша была верующей и перед войной даже ходила пешком на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру за семьдесят километров в Загорск. А тогда, в 43-м, она поставила нас с Петькой в неловкое положение. Призывной пункт находился в нашей бывшей школе на Соколиной горе. Школьный двор окружал высокий забор из металлических прутьев. За ним по асфальтированной площадке тоскливо бродили десятка три худых парней — призывников в обезлюдевшей Москве было мало.
Когда мы подошли к калитке, где стоял часовой, тетя Паша крепко прижала нас с Петькой к груди и никак не хотела отпускать. Нет, она не плакала, а только беззвучно шептала молитвы. Парни же глазели на нас со школьного двора и хихикали. В общем, кое-как мы распрощались с ней, и вскоре я забыл об этом эпизоде. Правда, потом, когда мы проходили санобработку и мылись под холодным душем, я обратил внимание на маленький клеенчатый мешочек, висевший на шнурке у Петьки на шее. Я спросил, что в нем, и мой дружок, смутившись, ответил, что там его адрес, чтобы сообщили матери, если с ним что-нибудь случится.
Как достаточно грамотные — окончили девять классов, мы с Петькой попали в артиллерию. Он — наводчиком, а я — заряжающим печально знаменитой «сорокапятки», противотанкового орудия калибра 45-мм, прозванного бойцами «Прощай, Родина»: его хватало не больше, чем на три танка. А дальше начались настоящие чудеса. Во-первых, мы с Петькой оказались в одной батарее и даже в одном расчете, что в военной круговерти было неслыханной удачей. Но главным было другое. Мы оба провоевали противотанкистами — так тогда нас называли — всю войну, сменили четыре орудия — после первой «сорокапятки» остальные были покруче, как теперь говорят, — 76-миллиметровки, но сами ни разу не были ранены. Хотя попадали в такие переделки, из которых выйти живыми было немыслимо.
Однажды, когда вели дуэль с немецкой «пантерой», ее болванка пробила щит нашего орудия между Петькой и мной, однако мы остались целехоньки и все-таки подбили зверюгу. И что совсем уже невероятно — в нашем расчете никто не погиб, хотя раненые, конечно, были. В дивизионе нас прозвали «заговоренными», и попасть в наш расчет охотников всегда было предостаточно. Сами просились, хотя Петька, а он стал командиром орудия, был очень требователен и гонял номеров до седьмого пота.
После окончания войны я демобилизовался, а мой друг получил офицерское звание и остался в армии. Наши пути разошлись. Встретились мы случайно, три года назад в парке Горького, где 9 мая в День Победы собираются фронтовики. После этого виделись часто, вплоть до его кончины в прошлом году. Так вот однажды мой друг, полковник в отставке, совершенно серьезно сказал мне, что нас всю войну оберегали молитвы его матери. Оказывается, провожая сына, тетя Паша повесила ему на шею в клеенчатом мешочке образок, освященный в Троице-Сергиевой Лавре. А потом всю войну не меньше трех раз в неделю ездила по вечерам в Елоховскую церковь, как раньше называли кафедральный собор Богоявления на Елоховской улице в столице, и молилась Богоматери, прося защитить ее сына и всех ратных товарищей его.
Спорить с Петром Михайловичем я не стал, хотя, признаюсь, не слишком-то поверил в то, что молитва искренне верующей матери могла спасать нас от пуль и снарядов на протяжении двух лет кровавой мясорубки. Хотя наше с Петькой везение для противотанкиста просто фантастика, если не сказать — чудо.
Феномен защитного эффекта молитвы действительно существует. Нам не дано знать, каков его механизм. Но невольно приходит на ум то, что на Руси исстари верили в ангела-хранителя, который и спасает его от, казалось бы, неминуемой гибели. Здесь мы тоже видим нечто подобное. Только спасительная сила, призванная молитвами, действует не одноразово, а как бы постоянно стоит на страже, оберегая вверенного ее попечению человека. Скорее всего, потому что тот, кто об этом просит, заслуживает милость Всевышнего.

Комментарии

Комментариев нет.