102 года назад, 12 марта 1922 года, В.

И.Ленин завершил статью «О значении воинствующего материализма».
В этой статье В.И. Ленин определил роль и программу развития марксистской философии в современную эпоху, рассмотрел теоретическую работу партии как составную часть плана социалистического строительства. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» (1922, №3), она явилась продолжением и дальнейшим развитием таких работ Ленина, как «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», и стала, по существу, его философским завещанием.
Основная идея статьи — идея марксистской партийности философии, выраженная в понятии воинствующего материализма. Раскрывая содержание данного понятия, Ленин формулирует актуальные задачи, стоящие перед философами. Это, прежде всего, пропаганда среди широких масс диалектико-материалистического мировоззрения, в особенности серьезная атеистическая пропаганда, привлекающая самый разнообразный конкретный материал. Это дальнейшее развитие философской науки, прежде всего материалистической диалектики, в свете тех проблем, которые ставят современное общественное развитие и прогресс научного знания. Наконец, это активная, аргументированная полемика с различными течениями немарксистской философии. Для решения указанных задач необходимо объединение усилий философов-марксистов и последовательных материалистов, не принадлежащих к партии коммунистов, направленный на разоблачение буржуазных профессоров философии как «дипломированных лакеев поповщины».
Существенное значение имеет также союз философов с представителями современного естествознания. Философы не могут плодотворно развивать диалектико-материалистическую теорию, не опираясь на достижения естествознания. В свою очередь, без солидного философского обоснования естественные науки не могут выдержать борьбы против натиска антинаучных идей.
Важнейшей частью философской работы Ленин считает систематическую пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с научными исследованиями в области религии. «Самое важное, — подчёркивал Ленин, — это суметь заинтересовать совсем ещё неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религий». Он обращал внимание на то, что было бы величайшей ошибкой думать, будто многомиллионные народные массы, зараженные в той или иной степени ядом религиозных предрассудков и суеверий, можно сделать атеистами, идя только по прямой линии чисто марксистского просвещения. Предостерегая от скучных, сухих пересказов марксизма, неиллюстрированных почти никакими умело подобранными фактами, он настойчиво рекомендовал переводить и издавать массовыми тиражами произведения буржуазных атеистов, особенно французских просветителей XVIII века - Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри и др., использовать в борьбе с религией их бойкую, живую, талантливую, остроумную, открыто нападающую на поповщину публицистику.
Залог успеха в распространении идей воинствующего материализма и атеизма В.И. Ленин видел и в том, что у «главных направлений передовой общественной мысли России имеется... солидная материалистическая традиция», которую легко проследить у всех революционных демократов — Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева, Чернышевского, неустанно пропагандировавших материализм и атеизм.
В воспитании сознательного отношения народных масс к религиозным вопросам Ленин придавал большое значение разоблачению классовой сущности и классовой роли религии. «Особенно важно, — писал он, — использование тех книг и брошюр, которые содержат много конкретных фактов и сопоставлений, показывающих связь классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды».
Ленинские указания послужили началом серьёзного перелома в исправлении недостатков научно-атеистической пропаганды, в её усилении и развитии. С каждым годом в стране стало издаваться всё больше и больше антирелигиозной литературы, начали выходить массовые атеистические издания — газета и журнал «Безбожник», была развёрнута систематическая подготовка атеистических кадров, в борьбу с религией включились органы просвещения, здравоохранения, театр, кино, клубы и школы, возникла и стала действовать добровольная атеистическая организация трудящихся — Союз воинствующих безбожников.
Успехи в строительстве социализма, индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция — всё это, вместе взятое, привело к отходу огромных масс трудящихся от религии.
Читать работу: https://leninism.su/works/84-tom-45/438-o-voinstvuysc ..

Комментарии