🚴 Велосипед в гостях у Мотосреды: Складные велосипеды СССР

ХХ век – это время больших перемен для жителей нашей страны. Большинство из них стало жить в городах, в условиях ограниченного жилого пространства. Экономия места стала насущной проблемой. Под задачу компактности стали подстраиваться многие бытовые моменты. Коснулась тенденция и велосипедов.
☝️В этой статье мы расскажем о складных велосипедах. Складной велосипед - это велосипед, предназначенный для компактного складывания, что облегчает транспортировку и хранение. Они создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза. Их можно назвать универсальными, поскольку они подходили как детям, так и взрослым. По ходовым характеристикам складные велосипеды уступали своим дорожным «собратьям».
Ценили за их компактность и возможность транспортировки как в общественном транспорте, так и автомобиле. Такие велосипеды хорошо помещались в лифт, а значит, их не нужно было поднимать на нужный этаж вручную. Отсутствие верхней трубы рамы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длины подседельного и рулевого штырей ими могли пользоваться и подростки, и взрослые.
✅ Велосипед «Кама»
«Кама», пожалуй, - один из самых культовых складных велосипедов эпохи СССР. Производство велосипедов было запущено в середине 1970-х годов на Пермском машиностроительном заводе. Один из немногих велосипедов, которому удалось удержаться на рынке даже после распада СССР. Его выпуск продолжался много лет, велосипед пережил три модернизации. Его конструкция была удачной: жесткая наклонная рама, простой и удобный замок, относительно небольшие габариты велосипеда как в разложенном, так и в сложенном состоянии.
Любили этот велосипед за его простоту, легкость и компактность. Вес «Камы» составлял 14 кг, поэтому в сложенном состоянии с ним мог справиться и ребенок. Велосипед имел настраиваемый руль и седло, что делало его доступным для использования не только детьми и подростками, но и взрослыми гражданами. Стоимость «Камы» составляла 100 рублей. Конструкция велосипеда была такова: стальная рама высотой 460 мм имела складной механизм с литым затвором петлевого типа; завышенный рулевой узел имел вынос; велосипед имел односкоростную трансмиссию и колеса в 20 дюймов, тормоза были передние клещевого типа и задние ножные.
✅ Велосипед «Салют»
«Салют» – еще один знаковый велосипед, предназначенный для передвижения по различным поверхностям, относился к складным дорожным велосипедам. Выпускался в двух вариантах: не складной (стоимостью 84 рубля) и складной с аббревиатурой С («Салют-С»), который стоил 110 рублей. Как и «Кама», он производился на Пермском велозаводе. Однако у «Салюта» были колёса большего радиуса (24 дюйма). Из-за этого велосипед для перевозки в общественном транспорте был неудобен, а складывался только для хранения. Зато он более быстрый и комфортабельный, поэтому лучше подходил для длинных поездок. Рулевая колонка была регулируемая (не только по высоте, но и по наклону) и выполнена из стали.
Каждый мог подобрать для себя подходящее положение руля. Покрышки и камера имели размер 533х37мм. Колесо было оснащено 36 спицами. Торможение производилось за счет задней втулки. Велосипеды «Салют» выпускались с двумя видами седла. Первые представляли собой мягкую латексную подушку, а вторые – жесткое седло с пружинами для большего комфорта. Общий вес велосипеда составлял 14,8 кг. На закате СССР пермяки начали производить модный «Салют-5», ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.
✅ Велосипед «Десна»
Велосипед «Десна» - еще один представитель складных велосипедов. Изготавливался на Жуковском велозаводе. Позиционировался как пригодный для поездок по грунтовым и асфальтовым дорогам. Отличался от «Камы» разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях применялись красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же дерматиновую подушку, как на «Каме».
✅ Велосипед «Аист»
История складных велосипедов под названием «Аист» началась в середине 1980-х годов. Производились они на ММВЗ (Минский мотовелосипедный завод). Первая модель складного велосипеда была произведена в 1987 году. Модель позиционировалась для езды по дорогам, как с асфальтовым покрытием, так и грунтовым. Целевая аудитория – подростки и взрослые люди. Велосипед «Аист» был односкоростной моделью со стальной складной рамой (в сложенном состоянии размеры составляли 79х75х29 см), регулировкой руля, 20-дюймовыми колесами и задним тормозом барабанного типа.
Можно отметить, что геометрия рамы «Аиста» была не настолько удачной, как у других складных велосипедов. В связи с этим модель сложно было использовать для перевозки грузов. Основное преимущество «Аиста» – он быстро разбирался и собирался. В таком виде велосипед занимал мало места и легко транспортировался. Велосипед «Аист» производился вплоть до 1992 года без каких-либо конструкторских изменений. Марка «Аист» («Aist») существует до сих пор.
✅ Велосипед «Эврика»
Рассказ о складных велосипедах СССР был бы неполным без велосипеда «Эврика». Производился он на ЛМЗ (Львовский мотозавод) На мой взгляд, этот велосипед является уникальным, но так и оставшимся неизвестным широкой публике. А уникальность заключается в технических его характеристиках. «Эврика» получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того – «Эврика» была еще и первым советским складным двухподвесным велосипедом (велосипедом, имевшим передние и задние амортизаторы)! Задний амортизатор в случае «Эврики» был сделан из резины.
Непонятно, зачем нужна подобная конструкция, но «Эврика» пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально выпускалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался такой велосипед не как все типичные складные велосипеды, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.
А.Ю. Ляхов
#ленинский #мемориал
#мотосреда

Комментарии

Комментариев нет.