БАМ – символ эпохи и трудового героизма молодежи конца XX века (продолжение)

Только в течение первого года молодыми добровольцами было написано 150 тысяч заявлений с просьбой направить их на БАМ вслед за бойцами отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Вот - отрывки всего двух из тысяч писем, присланных в Усть-Кутский горком комсомола.
✍ "Услышал, что началось строительство БАМа. Я давно мечтал работать на такой стройке. Как хорошо будет потом проехать по этой дороге и узнавать то, что строил сам… Сергей Туманов, город Владивосток». Или вот ещё: «У нас к вам огромная просьба. Мы очень хотим работать на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Но в комитете комсомола нет путевок…Так что мы решили ехать самовольно. Неужели прогоните? Мы согласны копать землю, выполнять любую черную работу… Кобзева Зина, 22 года, комсомолка, Приходько Рая, 24 года, комсомолка, Фотеева Валя, 24 года, коммунистка, город Барнаул».
Давайте попробуем перенестись в то время и посмотреть на БАМ глазами тех, кто его строил. БАМ можно уверенно назвать небывалой стройкой и по географическим, и по климатическим условиям, и по масштабам, и по срокам, и по сложности. Нас и сегодня поражают огромные пространства края, грандиозный размах строительства.
Магистраль пересекала чрезвычайно сложный природный регион, большая её часть проходила через горные хребты высотой от 1500 до 3000 метров. Горные участки отличались высокой сейсмичностью. Строителям необходимо было пересечь более 3200 водотоков, встретиться с полноводными реками, такими как Лена, Верхняя Ангара, Олекма, Гилюй, Селемджа, Бурея, Амгунь, Амур. Пройти огромные площади вечной мерзлоты, которая любила преподносить свои сюрпризы и была главной «головной болью» бамовцев.
Промерзшие от 50 до 300 метров почва и горные породы летом оттаивали не более, чем на два метра, из-за чего образовывались болота на мерзлоте – «мари». Было у бамовцев много и бытовых трудностей. Главной из них, питьевая вода…Её добывали из скважин толстой корки вечной мерзлоты, но она не всегда была пригодна для человеческого организма. Её качали непрерывно, чтобы не замерзала…. Находясь у рек, люди часто оставались без воды, поэтому вся вода была привозной.
💪 Бамовцы – необыкновенные, мужественные люди!!! Они построили магистраль, преодолев скальную породу, бесконечные болота и топи, 50-60 градусные морозы, исходив трассу БАМа в буквальном смысле пешком. Люди, пришедшие сюда, иногда были прочнее техники. Только представьте: двигатели, которые не глушились круглосуточно, часто выходили из строя. Скаты колес разваливались пополам, а ковши экскаваторов при ударе о промороженную породу разбивались на куски. А бамовцы продолжали работать… Конечно, были и те, кто, не выдержав тяжелых условий строительства, возвращался назад.
Молодежь под руководством опытных строителей прокладывала Западный и Центральный участки, а Восточный участок (от Тынды до Ванино) по традиции строили железнодорожные войска, бывшие, по сути, той же молодежью, но попавшей на стройку через военкоматы.
📷 Фото к публикации:
✅Значки памятные, сувенирные «БАМ». Из фондов Ленинского мемориала.
✅Вымпел. БАМ – главная стройка ВЛКСМ. 1970-е годы. СССР. Из фондов Ленинского мемориала.
✅Почётный диплом первого пассажира по маршруту БАМ-Владивосток на имя Маслова Ивана Дмитриевича. Из фондов Ленинского мемориала.
✅Марка. «Славим делами тебя, Октябрь! БАМ поставит на службу советскому народу огромные богатства Сибири и Дальнего Востока». 1975 год. СССР. Из фондов Ленинского мемориала.
#ленинскиймемориал

Комментарии

Комментариев нет.