2 апреля – День информирования об аутизме.

В честь этого #ЛизаАлерт находится в гостях у основателя и руководителя московского центра «Наш солнечный мир» Игоря Леонидовича Шпицберга. Здесь дети и взрослые с особенностями развития уже 34 года получают коррекционно-развивающую помощь.
ЛА: Игорь Леонидович, здравствуйте. Вы один из ведущих экспертов в области расстройств аутистического спектра, поэтому мы решили попросить вас дать нам ответы на важные и сложные вопросы как для отряда, так и для наших читателей.
ИЛ: Здравствуйте, я давно знаком с деятельностью отряда «ЛизаАлерт» и с радостью отвечу.
ЛА: Расстройства аутистического спектра имеют очень широкий диапазон – от еле заметных проявлений в нарушении социализации до тяжёлых форм. Что нужно знать о видах аутизма человеку, который не сталкивается с этой темой в повседневной жизни?
ИЛ: Расстройства аутистического спектра (РАС) – это достаточно широкий ряд особенностей развития, объединенных единым названием. Сейчас уже не выделяется детский аутизм или синдром Аспергера – есть просто РАС.
РАС – это состояние, которое формируется как защита от слишком сильных для чувствительного ребенка стимулов внешнего мира. Проявляется в первую очередь нарушением социального взаимодействия: человек избегает его и старается всё делать в отрыве от других людей. Яркая особенность – стереотипные повторяющиеся варианты поведения. Это могут быть аутостимуляции – повторяющиеся движения, размахивание руками перед лицом, раскачивание, однообразное манипулирование предметами и прочее, и стремление к неизменности окружающей среды. Для детей с РАС важно, чтобы всё было по максимуму предсказуемо и «на своих местах». Соблюдение правил для такого ребенка – гарантия комфорта и безопасности.
РАС может сопровождаться сниженным интеллектом, сенсорными особенностями, когда человек не выносит яркий свет или остро реагирует на прикосновения или напротив стремится к определённым сенсорным ощущениям.
Кстати, понять человека с РАС гораздо проще, чем с любой другой формой инвалидности: те особенности, которые свойственны людям с аутизмом, у нас тоже есть, просто в меньшей степени. Например, стереотипии – у нас есть привычки, и мы раздражаемся, если что-то идёт не так. Мы не трясём рукой перед глазами, но выбираем определённую чашку, кофе, сахар. Мы более гибкие и можем пить из другой чашки, но всё равно будем тяготеть к привычному. Ребенок же с РАС чувствует настоящий дискомфорт в случае, если что-то идёт не так, как он ожидает. Для людей с аутизмом почти всё во внешнем мире – потенциально некомфортное и небезопасное. Поэтому они стараются, чтобы ничего вокруг не менялось, чтобы ощущения были привычными.
ЛА: Иногда мы встречаем людей, которым, как нам кажется, нужна помощь. Расскажите, как понять, что перед тобой человек с РАС?
ИЛ: Это большая удача, если вы сразу увидите ребенка с аутизмом, даже если он потерялся. Он может спокойно и целеустремлённо уверенным шагом идти по привычному маршруту с целью, например «за мороженым». Или «вдоль забора». Если это ребёнок до 6 лет, его одиночный поход может вызвать вопросы, но более взрослых людей можно не заметить. Кстати, иногда родители идут поодаль. Поэтому если вы видите одинокого ребёнка, можно обратиться к нему: «Здравствуй, мальчик/девочка». Если реакция необычная, то спросить: «Кто с этим ребёнком?».
Важно учитывать, что говорить с такими детьми удаётся не всегда, а ещё они очень быстрые. Поэтому есть определённые правила поиска таких детей.
ЛА: По какой причине может уйти из дома ребёнок с аутизмом? Что он делает, если потерялся?
ИЛ: Он может, например, захотеть мороженого и пойти за ним – даже если он неговорящий. Если ничего не помешает, он успешно дойдёт до прилавка магазина, и только там уже станет заметно, что с ним что-то не так. Но на пути движения может возникнуть препятствие – например, привычная дорога перегорожена строительным тентом или перекопана. Тогда возможны варианты. Первый – ребёнок будет повторять попытки ещё раз пройти маршрут с начала или с середины до препятствия – и тогда его можно «поймать» на этом маршруте. Второй – он может попытаться обойти препятствие – например, пойти вдоль заграждения. Но тогда его цель может переключиться, и ребёнок будет просто идти вдоль забора потому, что некоторые дети с РАС это любят. Он может долго ходить даже кругами вокруг одного и того же забора, может остановиться у достигнутой цели – например, ушёл за мороженым и стоит у прилавка: ведь здесь обычно мама подключается для оплаты. Тут его уже легче заметить. И конечно, ребёнок с РАС может чего-нибудь испугаться по дороге и просто побежать, потерять самоконтроль и выбежать на дорогу. В этом случае поймать его непросто, но необходимо, чтобы оградить от источника большей опасности. В процессе «поимки» важно помнить, что для него (по его ощущению) более опасен человек, который его ловит, а не вода, машина или край крыши. Поэтому, пытаясь поймать ребёнка с РАС, надо встать так, чтобы оказаться между ним и опасностью. Пусть если и убегает, то от вас и от реальной опасности.
Также, если он потерялся, он может постараться вернуться в ту же точку, тем более что дети с аутизмом очень хорошо запоминают пространство.
Если он устал или растерялся, может остановиться, заплакать, совершать стереотипные движения – раскачиваться, размахивать руками.
ЛА: Как мы должны себя вести при взаимодействии с ребёнком и взрослым с РАС, когда мы его нашли? Не трогать, не шуметь, не светить ярким светом – это уже понятно. Как начать разговор?
ИЛ: Разговор – это первое действие, по которому вы определяете адекватность ребёнка или взрослого. Если это нормотипичный ребёнок, то его реакция будет стандартной. Если нет, то на этот случай тоже есть свои алгоритмы. Про первый мы говорили выше – громко спросите: «Кто с этим ребёнком?» Если вы понимаете, что он один, попробуйте обратится к нему с вопросом, как его зовут и куда он идёт. Некоторые дети вполне способны сбивчиво рассказать, что они гуляют в парке или пошли в магазин с мамой, и вы сможете сориентироваться, где искать его взрослого.
Примечание «ЛизаАлерт»: Есть инструкции по «поимке» специалистами таких детей. Просто прохожему, если он встретил странно ведущего себя ребёнка, стоит, чтобы не пугать его, не входить в контакт, но постараться не упускать его и непременно связаться с отрядом и полицией. По возможности сфотографируйте его, запишите, во что он одет.
ЛА: Что бы вы сказали мамам ребёнка с особенностями, что им надо знать, чтобы уберечь его от пропажи?
ИЛ: Первое и самое главное – будьте готовыми к тому, что это произойдёт. Ребёнок всегда должен быть одет во что-то яркое. Используйте GPS-трекер, чтобы знать, где он. Важное правило для родителей: выходя на улицу с ребёнком, у которого РАС, выбирайте максимально безопасные маршруты – не ходите рядом с водоёмами, стройками, карьерами: человеку с аутизмом свойственно ходить одной и той же дорогой, поэтому, потерявшись, он пойдёт по привычной дороге. Пусть на этом маршруте не будет потенциально опасных участков. Это может занимать больше времени, но однажды, возможно, спасёт вашему ребёнку жизнь. Фотографируйте его почаще, чтобы всегда были свежие снимки.
Если он пропадёт, будьте готовы сообщить полиции и поисковикам, где бываете с ребёнком, подробно описать ваш маршрут, рассказать, о чём недавно просил ребенок (мороженное, гулять на площадку, кататься на метро и т.д.). Эти сведения могут помочь его поскорее найти.
Спасибо, Игорь Леонидович! А мы добавим от себя ещё одну рекомендацию: ни в коем случае не скрывайте от тех, кто ищет вашего ребёнка, что у него РАС, потому что алгоритмы поиска детей с расстройством аутистического спектра и нормотипичных отличаются.
#расстройствоаутическогоспектра #пониматьипринимать

Комментарии

Комментариев нет.