Родителям о ПМПК

Что нужно знать родителям о психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК).
ПМПК создаётся органами управления образованием и реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
Цель ПМПК: организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
Задачи ПМПК:
- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребёнка и его потенциальных возможностей;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребёнка;
- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении ;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
Организация работы ПМПК.
Направление детей в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования могут быть специалисты образовательных учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно-профилактические, общественные и др. организации.
Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей), которые также ставятся в известность о необходимости предоставления в ПМПК следующих документов:
1. свидетельства о рождении ребёнка (предъявляется);
2. -если ребёнок обучается в образовательном учреждении, то копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк образовательного учреждения), копий заключений специалистов ПМПк ;
3. -подробной выписки из истории развития ребёнка с заключениями врачей ( педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда), наблюдавших ребёнка в детской поликлинике по месту жительства. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребёнке ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка;
4. педагогической характеристики, которая представляется только на обучающегося, воспитанника образовательного учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребёнком и заверяется директором (заведующим) образовательным учреждением.
К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности ребёнка.
ПМПК осуществляет организацию диагностико-коррекционной помощи детям, не охваченным системой специального образования.
В диагностических сложных случаях ребёнок может быть приглашён на дополнительное обследование.
Обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей). По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учётом мнения каждого специалиста. Заключение является документом, подтверждающим право детей с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования. Но для родителей оно имеет рекомендательное значение. В случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК
Приложение 1.
Характеристика образовательной деятельности ребенка, направляемого на медико-социальную экспертизу
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения
3. Название, адрес образовательного учреждения, телефон
4. Тип образовательного учреждения (дошкольное, общеобразовательное, специальное (коррекционное). начального профес. образования и др.)
5. Вид образовательного учреждения ( I-VIII вид)
6. Класс (группа, курс)
7. Форма обучения ( заочное, очно-заочное, вечернее, индивидуальное, надомное, экстернат и др.)
8. Условия обучения:
8.1. Программа обучения (общеобразовательная, с ограничениями клинико- экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения, коррекционная (вид), индивидуальная, др.)
8.2. Режим обучения (обычный, с дополнительными перерывами, свободным графиком сдачи экзаменов и др.)
9. Эффективность обучения (быстрота и качество усвоения учебного материала; способность к концентрации внимания и логическому мышлению; оценки по предметам, причины
неуспеваемости; отношение к обучению)
10. Взаимоотношения с педагогами и коллективом, в котором учится (особенности поведения, круг общения, наличие друзей, ролевая позиция в социальной группе и др.)
11. Круг интересов (вовлеченность в культурно-досуговую, спортивную, общественную деятельность и др.)
12. Посещаемость учебных занятий (пропуски и преждевременные уходы с занятий, связь с состоянием здоровья, быстрой утомляемостью и другими причинами)
Дата
Классный руководитель
(воспитатель, учитель-дефектолог, логопед) (Ф.И.О.)
Приложение 2.
В случае смены учителя, перехода в другое звено или иное образовательное учреждение, учитель предоставляет:
а) развернутую психолого-педагогическую характеристику, включающую кроме общих сведений следующую информацию:
- учебные достижения ребенка с указанием периода времени, за который ребенок приобрел каждый навык;
- сенсорные особенности ребенка;
- особенности поведения и стереотипы;
- реакция ребенка на различные раздражители;
- ситуации, провоцирующие у ребенка отрицательные эмоциональные реакции;
- особенности внимания и восприятия;
- особенности запоминания и воспроизведения информации;
- особенности мышления и речи;
б) описание структуры учебного занятия с указанием:
- организации предметно-наглядной обстановки;
- видов индивидуального расписания (фото, картинки, символы, слова, цифры); особенностей расположения (горизонтально, вертикально);
- отработанной системы поощрений;
- методов работы со стереотипами;
- методов взаимодействия с ребенком в трудных ситуациях (проблемы с посещением туалета, изменение условий обучения, появление нового человека в окружении ребенка и др.).
в) продукты деятельности ребенка с описью (тетради, рисунки, аппликации и др.)

Комментарии

  • 23 апр 2013 22:39

    Пока ничего страшного не написали:

    F80       Специфические расстройства развития речи и языка, F82 Специфические расстройства       развития моторной функции
    Вы вполне подходите по диагнозу к логопедическому саду, равно как и диагнозы невролога (алалия, ОНР). Где Вы живете? Может быть в городе нет логопедических садов? Ну и не стоит бояться сада для детей с ЗПР, там Вы получите и логопеда,  и дефектолога, и психолога, чего может не быть в речевом  саду (только логопед). После любого из этих садов ребенок ПОТЕНЦИАЛЬНО может пойти  в общеобразовательную  школу. Вы спрашиваете, как отстоять ребенка: только просить то, что Вы хотите. Уверена, вам пойдут навстречу.

  • 23 апр 2013 22:43

    F80.82 - зрр всочетании с задержкой интеллектуального развития. Помните, пока толькозадержка, чем дольше, тем хуже. Чем быстрее будете выходить из нарушения, темскорее приближаться к норме. Для этого и нужен специальный сад, после которогои будете выбирать тип школы.

  • 24 апр 2013 10:18

    :'( в том то и дело, год уже потерян. я не боюсь ни диагноза, ни спец сада, а боюсь зря потраченного времени в ожидании. логопедический сад находится у нас во дворе. я ходила к заведующей, показывала заключение пмпк. ответ" проходите снова пмпк, если зпр снимут, то по диагнозу вы наши. а так у нас нет дефектолога и еще кого то, психолога наверное ". на пмпк при выдаче заключения меня тоже заверяли, что с ребенком в обыкновенном  саду будет заниматься логопед. но логопед в саду посмотрела рекомендации и сказала, что с таким диагнозом она не занимается и вообще занимается перед выпуском в школу. в спец садике не открывается группа с подобным диагнозом, да и честно находится он очень далеко. почему я боюсь этого далеко? потому что хочу, чтобы ребенок посещал сад , а не числился в нем. с осени до февраля я возила ребенка в обычный сад, мы практически его не посещали, т.к все время болели по очереди(остановка открытая, маршрутка в час пик переполнена, никто место не уступит. в последний раз плакали в троем, у меня младшему два года, везде с со мной оставить не с кем).повезло, обменялись местами в садах на ближний к дому и тьфу, тьфу не болеем. и еще ребенка тестировала психолог, и сказала, что интелект 100% сохранен. да и логопед с которой сын занимается отрицает у него зпр, на гимнастике тренер отмечает, что он очень сообразительный и ловкий, но не любит, когда кто то делает упражнения лучше него.

  • 24 апр 2013 10:33

    я заходила проконсультироваться на пмпк, мне сказали, что они заключения пишут, исходя из записи психиатра. но как я раннее говорила, она смотрела его всего 4 минуты. 29 апреля у нас комиссия пмпк, теперь думаю идти, зная, что результат будет как и в прошлом году и бороться и дальше в одиночку или рискнуть. в сравнении с прошлым годом я вижу скачок в своем ребенке. он молчал, а сейчас пускай слоги, но они есть и он даже пытается учить стишки. он многое знает ( фигуры, цвета, счет до 5, времена года , собирать пазлы, находить пару, лишний предмет и т.д), т.е он очень хочет учиться, чего не было в прошлом году. но беда в том , что не со всеми взрослыми он вступает в контакт, предпочитая более молодых женщин с которыми ведет себя раскованно

  • 24 апр 2013 10:47

    Многие дети не вступают в контакт.За него говорить не нужно. Вы выбор уже сделали. Просто просите то учреждение,которое вы хотели бы посещать. Обычно идут специалисты навстречу маме.

  • 24 апр 2013 10:52
    ОЛЬГА, СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ:-)!
  • 24 апр 2013 20:25

    А нам не идут навстречу. Частный невролог нам написала пройти ПМПК, после годового курса лечения, мы прошли. У нас даже не спросили характеристику с детского сада, заключения психолога тоже не было. И после 15 мин общения с ребенком был поставлен диагноз ЗПРР, хотя логопед в карточке написала ЗРР. Логопед которая целый час его тестировала.  ПМПК предложили сразу садик интернетовского типа за 200км от нас (мы живем в селе) хотя есть и ближе такие садики. На комиссии присутствовали трое человек логопед, ортопед и педагог, правы ли они? И что мне можно сделать в этом случае, если малышу 3,6 ?

  • 24 апр 2013 22:36

    Татьяна,  логопед пишет только речевой диагноз, поэтому и зрр (не мог по определению логопед зпрр поставить), а зпрр - это более широкое заключение. Кстати, пока тоже не диагноз, все еще может выровниться. Но я не поняла, почему не пошли навстречу? Вы просили другой сад и Вам отказали? или тот, что рекомендовали, на взгляд комиссии, вам больше подходит по диагнозу?

  • 25 апр 2013 13:21

    Нам объяснили, что этот садик один по области. Мы тогда и не знали, что есть другой, ближе, но там очередь. Вот и не знаем что делать. Отвезти ребенка 3,5:г  и оставить на пятидневку, не будет ли это психологическая травма для ребенка? По разговорам мам, детки которых там обучались, старше нашего, говорят , что из за психологического стресса, они не видят результатов.

  • 26 апр 2013 22:56

    Таня, ну это вопрос не к специалисту. Я же не знаю ниметодики, ни сада. Это вопрос только к маме: узнавайте у всех, кто занимается ив том и в другом заведении, тогда сможете сделать вывод, а потом выбор.Родители могут участвовать в выборе учреждения.

  • 29 апр 2013 08:39

    Вправе ли ПМПК написать в заключении ЗПР и не расписать его что это и в чем заключается? Просто заведующая нашего детского сада посмотрев заключение сказала: "Раз нам не написали ОНР, логопед не возьмет нас"

  • 29 апр 2013 23:06

    Обычно заведующие не совсем компетентны (диплом по другойпрофессии). У детей с ЗПР нарушение речевой функции внутри диагноза, т.е. априориесть нарушение речи. Логопед обязательно должен заниматься. У вас, кроме речи,затронуты и другие высшие психические функции, но и речь также требуетпристального внимания. Причем при ОНР чаще работает только логопед, а при ЗПР илогопед, и психолог, и дефектолог (спец.психолог). Так что не только не могут у вас "отнять" логопеда, но ещедолжны добавить и других специалистов.

  • 30 апр 2013 06:05

    Нам в нашем обычном садике, который посещает ребенок - логопед в занятиях отказала(tr) . В заключение на пмпк решили "подлежит посещению 2 младшей гр компенсирующ направленности для детей с зпр.", логопедическое заключение"недоразвитие речи 1 уровень, дизартрия под ?. Рекомендовали "занятия с логопедом в логопункте доу. Но логопед садика, ознакомившись с заключением пмпк и сославшись на  зпр и возраст(ребенку через день 4 года) просто отказала, сказав, что нам нужно добиваться спец садика, где с ним и будут заниматься, а она работает с более легкими диагнозами и с детьми, которые будут выпускаться в школу.

  • 1 мая 2013 13:57

    А в чем ваш вопрос ко мне? Мнекажется, логопед ответил адекватно: при вашем расстройстве и при возрасте 4года одного логопеда (2-3 индивидуальных занятий) КАТОСТРОФИЧЕСКИ МАЛО