Как определить тонус мышц языка?

Массаж языка щеткой (для родителей).
Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены (см. видео).
Язык - «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен, язык неподвижен, не выполняет артикуляционные позы, не поднимается, при попытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкое усиление мышечного тонуса. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед.
Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. Мягкое небо – напряжено, маленький язычок подтянут к верху, возможно нозализация. Обычно наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, плоский, вялый, бледный, распластанный в полости рта, движения резко ограниченные, долго удержать позу не может. Губы вялые,тонкие, уголки рта опущены, не могут плотно смыкаться. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Жевательные мышцы - расслабленные, в силу этого рот обычно полуоткрыт, твердую пищу ребенок с трудом жует.
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.
В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений,замен и пропусков звуков. (Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.)
У детей с неврологической патологией часто отмечаетсясмешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре(так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
Язык - может бытьгипертонус или расслаблен при артикуляционных пробах. При высовывании язык отклоняется в пораженную сторону (повышен тонус).
Губы – угол рта опущен (понижен тонус).
Носогубные складки с пораженной стороны сглажены.
Жевательные мышцы - при поражении одной стороны отклонение челюсти в пораженную сторону.

Как определить тонус мышц  языка? - 480217968910
Как определить тонус мышц  языка? - 480215960846

Comments

  • 18 Nov 2012 16:41

    При гипотонии мышц щек, губ, языка можно порекомендовать для родителей массаж нежесткой зубной щеткой. Дома для этой процедуры можно выделить щетки - маленькую( для массажа языка, щек и губ изнутри) и среднего размера - для массажа лица снаружи.

  • 18 Nov 2012 16:42

    Этапы массажа:

  • 18 Nov 2012 16:48

    - поглаживание - легкое, затем более интенсивное;                                  - разминание -щетка прижимается к коже( слизистой) и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминаем;                            - вибрация- похлопывание щеткой. Массаж всегда заканчиваем поглаживанием.

  • 23 Nov 2012 05:42

    Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

    Ребёнка усадить, сделать  «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)

    1.    «Язычок проснулся и потянулся»
    Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику


    2.    «Солнышко»

    Щёткой водить по направлениям от центра  к периферии (не задевать корень языка!)


    3.    «Ёлочка»

    Сначала водить щёткой  по длине языка, потом по боковым   краям языка от центра   к периферии


    4.    «Ветер дует вправо»

    Водить щёткой  горизонтальными  линиями слева направо


    5.    «Дым идёт из трубы»

    Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику


    6.    «Ветер дует влево»

    Водить щёткой  горизонтальными   линиями справа налево


    7.     «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки


    8.     «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной

    стороной щётки


    9.       «Большая лужа»

    Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины
    языка   к краям


    «Осенняя сказка»

    Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).
    Выглянул Язычок в окошко – солнышко   светит!  (упражнение № 2)
    Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями  (упражнение № 3).
    Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
    Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
    Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).
    Солнышко спряталось за тучку,  и пошёл сильный дождь  (упражнение № 7).
    Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).
    Дождь идёт,  и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).

    «Зимняя сказка»

    Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
    Выглянул Язычок  в окошко – снег идёт (упражнение № 7).
    Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
    Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
    Вдруг ветерок подул влево, и дым  наклонился  влево (упражнение № 6).
    Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней  (упражнение № 9).
    А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
    Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).
    Весь в снегу Язычок!
    Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
    Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой  (упражнение № 1).

  • Comment has been deleted.
  • 11 Mar 2018 23:28
    Полезная информация. Спасибо.