Как определить тонус мышц языка?
Массаж языка щеткой (для родителей).
Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены (см. видео).
Язык - «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен, язык неподвижен, не выполняет артикуляционные позы, не поднимается, при попытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкое усиление мышечного тонуса. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед.
Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. Мягкое небо – напряжено, маленький язычок подтянут к верху, возможно нозализация. Обычно наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, плоский, вялый, бледный, распластанный в полости рта, движения резко ограниченные, долго удержать позу не может. Губы вялые,тонкие, уголки рта опущены, не могут плотно смыкаться. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Жевательные мышцы - расслабленные, в силу этого рот обычно полуоткрыт, твердую пищу ребенок с трудом жует.
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.
В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений,замен и пропусков звуков. (Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.)
У детей с неврологической патологией часто отмечаетсясмешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре(так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
Язык - может бытьгипертонус или расслаблен при артикуляционных пробах. При высовывании язык отклоняется в пораженную сторону (повышен тонус).
Губы – угол рта опущен (понижен тонус).
Носогубные складки с пораженной стороны сглажены.
Жевательные мышцы - при поражении одной стороны отклонение челюсти в пораженную сторону.
При гипотонии мышц щек, губ, языка можно порекомендовать для родителей массаж нежесткой зубной щеткой. Дома для этой процедуры можно выделить щетки - маленькую( для массажа языка, щек и губ изнутри) и среднего размера - для массажа лица снаружи.
Этапы массажа:
- поглаживание - легкое, затем более интенсивное; - разминание -щетка прижимается к коже( слизистой) и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминаем; - вибрация- похлопывание щеткой. Массаж всегда заканчиваем поглаживанием.
Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка
Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)
1. «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику
2. «Солнышко»
Щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)
3. «Ёлочка»
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии
4. «Ветер дует вправо»
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо
5. «Дым идёт из трубы»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику
6. «Ветер дует влево»
Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево
7. «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки
8. «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной
стороной щётки
9. «Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины
языка к краям
«Осенняя сказка»
Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)
Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).
Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).
Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).
Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).
Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).
«Зимняя сказка»
Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).
Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).
Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).
А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).
Весь в снегу Язычок!
Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).